Малаховский Е. И. Достойное имя // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 189-191. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1540
Об Иване Георгиевиче Войтове вспоминает краевед Евгений Иванович Малаховский. Кроме того, мы даём фрагменты из размышлений Александра Георгиевича Войтова; говоря о краеведении, он по сути дела говорит о своём брате – Иване Георгиевиче Войтове.
Е. И. МАЛАХОВСКИЙ
ДОСТОЙНОЕ ИМЯ
Иван Георгиевич Войтов
Краеведы у памятника «Слову о полку Игореве» в хуторе Погорелов Белокалитвенского района. Справа налево: И. Г. Войтов, Б. Н. Момжиев, И. И. Колодкин, Е. И. Малаховский
Родился Иван Георгиевич в селе Головка Белокалитвинскоrо района 7 ноября 1933 года. Его трудные и голодные годы детства прошли в хуторе Крутинском. Оба эти населённые пункта входили в казачий район, но казаком Войтов себя не считал; в автобиографии он подчёркивает, что семья его происходит из рабочих, и с гордостью указывает на малограмотного отца, который, работая котельшиком, окончил курсы ликбеза и стал писать труды на философские темы. В 2000 году стараниями Ивана Георгиевича и его брата Александра в Москве вышли книги Георгия Кирилловича Войтова «Письма потомкам» (2000), с комментариями И. Г. Войтова, и «Мир иной» (1996, 2003), – автобиографический очерк о детстве и юношестве, которые пришлись на предреволюционную пору, о партработе в донских хуторах в 1930–1950-х годах (коллективизация, шахтёрские будни, фашистская оккупация и освобождение хуторов, жизнь и работа после Великой Отечественной войны).
Окончив семилетку, Иван Георгиевич поступил в Шахтинский горный техникум. А после службы в армии связал свою жизнь с заводом Ростсельмаш, где занимался рационализаторской и изобретательской деятельностью. На заводе окончил вечернее отделение Ростовского института сельхозмашиностроения; занимаясь научными разработками, получил степень кандидата технических наук. И стал начальником отдела надёжности завода, продукция которого экспортировалась в сорок семь стран. Последовали многочисленные командировки, в том числе зарубежные. Первым делом в незнакомых городах Иван Георгиевич шёл не в магазины, а в музеи; привозил домой различные сувениры. И неустанно занимался историей родного края, собирал предметы старины, ценные документы, записывал воспоминания старожилов, изучал детали биографий видных военных и гражданских деятелей. Со временем образовался своеобразный домашний музей; а позже, в 60-е годы, Иван Георгиевич участвовал в создании заводского музея техники. Там же, на Ростельмаше, он председательствовал в клубе книголюбов.
Иван Георгиевич заботился о том, чтобы все те крупицы исторических сведений, которые ему удалось накопить, дошли до широкого круга читателей. В соавторстве с Н. И. Глушковым и А. П. Зиминым он написал статью «Донцы – русские казаки», напечатанную в 1993 году в газете «Молот» и выражавшую взгляд на современное казачье движение. Материалы из нескольких десяток папок, в которых Иван Георгиевич хранил архивные материалы о Б. М. Думенко и Ф. К. Миронове, заняли основной объём составленной Войтовым книги «Тропы краеведа. ХХ век» (М., 2005; 2-е изд. 2008; 3-е доп. изд. М., 2009), посвящённой родным местам и удостоенной в 2008 году специального диплома Пятого всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». Ивану Георгиевичу удалось найти большой круг людей, заинтересованных в том, чтобы принять эстафету от участников Гражданской войны, которые много сделали для реабилитации своих героических соратников: кто работал в архивах, а кто разыскивал родственников, находил их соратников, фотографии, документы. Среди помощников Войтова был Максим Васильевич Дятлук, участник боёв против Деникина, передавший ему архив Думенко. Иван Георгиевич вёл обширную переписку; среди его адресатов были сын Миронова Артемон и дочь Думенко Мария Борисовна. Задача Войтова, по его признанию, состояла в том, чтобы сохранить память о выдающихся личностях.п
вВ мае 1988 года в Новочеркасске проходила Северокавказская региональная конференция историков СССР, посвящённая 70-летию создания Красной армии и 100-летию со дня рождения Б. М. Думенко; Войтов входил в состав оргкомитета. В том же году в столице донского казачества, на здании по проспекту Ермака, где в 1920 году находился штаб Думенко, была установлена мемориальная доска с барельефом; на торце доски – слова: «Инициатор и организатор Войтов Иван Георгиевич. Литьё, завод “Ростсельмаш”, скульптор С. П. Васильев. Август 1988».
Также Войтову довелось организовывать установление памятных досок в Ростове: на доме, где жил писатель Д. Петров-Бирюк (улица Большая Садовая), и на доме, где жил член первого революционного правительства, первый директор завода Ростсельмаш Н. П. Глебов-Авилов (площадь Карла Маркса).
Его остро волновали проблемы и литературного краеведения. После смерти Владимира Карпенко, автора романов о Б. М. Думенко «Тучи идут на ветер» и «Красный генерал», Иван Георгиевич хлопотал о том, чтобы были собраны документы и фотоматериалы, имеющие отношение к писателю. Переживал, что кануло в забвение имя Ивана Пузанова, книги которого выходили в Москве, Рязани и Ростове, хотел, чтобы именем Пузанова были названы улицы в хуторе Ленина, где родился писатель (рядом с Крутинкой), и в Белой Калитве, а над его бюстом поработали скульпторы. По инициативе Войтова состоялась публикация в журнале «Донской временник. Год 2009-й», посвящённая Пузанову.
Иван Георгиевич был составителем книг «Головка и головцы» (Ростов н/Д : М., 2002) – о селе, где родился его отец), «Лазоревая гора» (2003), «Родословные судьбы крутинцев» (2007; в создании этой книги, дающей общую картину жизни хуторян в ХХ веке, участвовали несколько авторов), второго, третьего и четвёртого выпуска «Троп краеведа» (2006–2007), «Крутинка XX век» (2005, 2011) и «Наш род» (2011; последние две составлены вместе с братом Александром Георгиевичем).
Отдельно хочется сказать об изданной братьями Войтовыми книге «Мудрость и наука жизни (1997, 2012)», в которую вошли письма отца, Георгия Кирилловича. Иван Георгиевич называет эти письма исповедями, отмечает, что они дают ответы на многие вопросы, оценку разным событиям, своё видение этих событий; интересно, что в этих письмах отец ссылается на мысли писателей и учёных.
Все эти книги готовились в Ростове и оформлялись в Москве, а печатались на ризографе производственно-коммерческой фирмы «Эндемик» в Обнинске (Калужская область).
Активное участие Войтов принимал в деятельности по возрождению казачества; его избрали сопредседателем Шолоховского круга. Не всё в современном казачьем движении его радовало. Например, за алтарём войскового Воскресенского собора в Новочеркасске установлен большой крест – так называемый памятник Примирения казаков; а Войтова огорчало, что среди казаков настоящего примирения нет. Одни возлагают цветы к шлему-будённовке, другие –к казачьей фуражке…
Моя дружба с Иваном Георгиевичем началась примерно с 1992 года. Конечно, фундаментом ей послужило краеведение.
После окончания Новочеркасского политехнического института Родина послала меня на работу на Кураховскую ГРЭС в Сталинскую (теперь Донецкую) область на Украине, а затем по переводу – в Киевский институт автоматики, где я, помимо основной работы по конструированию автоматических устройств, пристрастился к краеведческим изысканиям. Меня избрали заместителем председателя местной организации Общества охраны памятников истории и культуры. Киев, с его 1500-летней историей, для краеведов представляет настоящий клондайк по проведению краеведческих поисков С течением времени я не стал забывать и свою малую родину – Ростов-на-Дону, собирая о нём старинные открытки, книги, планы… В один из ежегодных моих приездов в Ростов я посетил музей Сурб Хач. В этот день в музее дежурил большой любитель истории Игорь Стюарт. Заметив мою любознательность, он свёл меня с армянским краеведом Вартаном Георгиевичем Чинчяном, а тот в свою очередь познакомил с краеведом Андреем Петровичем Зиминым. К Зимину в тот день на квартиру пришла гостья, которую он называл «племянницей» Леной. Лена предложила мне посетить одно интересное общество, и привела меня в Правление Ростовского регионального отделения Союза писателей России, что на улице Пушкинской. В небольшой уютной комнате собралось 7–8 человек. Оказывается, это и был «Шолоховский круг». Председатель Правления, поэт Владимир Иосифович Фролов, вероятно, плохо себя чувствовал и в разговоры активно не вмешивался; собранием руководил Иван Георгиевич Войтов. Лена представила меня как краеведа из Киева. Я разъяснял простые вещи: как правильно титуловались киевские митрополиты, когда появился термин «Малая Россия», как появились поговорки «Киев – мать городов Русских», «Язык до Киева доведёт» и т. п.; все слушали меня внимательно. Войтов поблагодарил меня и пожелал скорейшего возвращения на постоянное жительство в Ростов.
Три раза мне удалось съездить с Иваном Георгиевичем на ежегодные Каяльские чтения в хутор Погорелов Белокалитвинского района, которые организовывались при его участии.
В одном из выпусков «Троп краеведа» Войтов писал: «Надо работать над своим архивом, собирая сугубо по темам, направлениям и вовремя передавать тем, где он будет полезен и рационален». И он передавал своё богатство музеям, школам, библиотекам, краеведам… Есть тому свидетельство: письмо от 25 марта 2010 года, которое хранится в отделе краеведения Донской публичной библиотеки.
«Дорогой Иван Георгиевич!
Мы, сотрудники Белокалитвинского историко-краеведческого музея, признательны Вам за неоценимый вклад в создание и формирование фондов музея, за передачу музею десятков интереснейших экспонатов, отражающих разные периоды жизни нашего региона. Мы благодарим Вас за обширную краеведческую работу, которую вы ведёте всю свою жизнь. Ваш интерес к истории и родного хутора Крутинского, истории вообще, к литературе и всему необычному и прекрасному, вызывает глубокое уважение.
Мы гордимся тем, что у нас есть такой соратник, как Вы. Мы Вас любим.
Ваше имя и имя Вашего брата уже стоят в ряду имён самых достойных граждан Белой Калитвы. Уверены, что со временем белокалитвинская интеллигенция во всей полноте поймёт и оценит Ваш вклад в развитие культуры и исторических знаний о нашем районе.
С уважением,
Директор музея Л. Н. Сафонова».
По-моему, это письмо замечательно характеризует Ивана Георгиевича как неугомонного краеведа-любителя, неустанного собирателя.
|