Витюк О. Г. Региональный компонент в школьном обоазовании // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 158. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/3/art.aspx?art_id=676
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Краеведческие организации Ростовской области
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОПОНЕНТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В условиях перехода общего образования на государственные стандарты нового поколения возникают вопросы, связанные с судьбой регионального компонента содержания школьных предметов социально-гуманитарного цикла в образовательном процессе школ. Федеральный государственный стандарт общего образования 2004 года имел, как известно, трёхкомпонентную структуру, предполагавшую освоение общеобразовательных программ на федеральном, региональном уровнях и уровне общеобразовательного учреждения.
В связи с предполагаемым изменением структуры ФГОСов нового поколения Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ в письме «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учётом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 28 апреля 2008 года дал следующие разъяснения.
Прежде всего, в структуре основных образовательных программ выделяются две части: обязательная и – формируемая участниками образовательного процесса. (см. закон РФ «Об образовании», ст. 7, п. 4. 1).
На уровне Российской Федерации при разработке ФГОСов учитывается обязательность удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся. Это знание исторических, экономических, географических, культурных, языковых, конфессиональных и других особенностей субъекта РФ. Учебный план предусматривает изучение предметов, содержащих этнокультурные особенности конкретного региона (история и культура, география, искусство, технология, народные промыслы и др.). В письме отмечается, что использование потенциала и ресурсов социокультурного окружения (возможностей дополнительного образования, учреждений культуры и пр.) будет определено в качестве требований к условиям реализации основных образовательных программ. Структурная составляющая основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, будет направлена на максимальное удовлетворение их этнокультурных потребностей и предусмотрена для каждого общеобразовательного учреждения.
На уровне субъектов РФ должно быть организовано изучение этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса. В соответствии с п. 5 ст. 29 закона РФ «Об образовании» при разработке республиканских, региональных программ развития образования необходимо учитывать социально-экономические, культурные, национальные и другие особенности субъекта РФ.
На муниципальном уровне необходимо вести учёт запросов и потребностей участников образовательного процесса в изучении национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов, учреждений культуры – музеев, библиотек, музыкальных школ, создавать на базе образовательных учреждений этнографические, исторические и иные выставки, экспозиции, клубы.
Образовательное учреждение вправе включать дисциплины, обеспечивающие удовлетворение этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся. Педагоги при разработке программ учебных курсов должны учитывать этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику, этнокультурные образовательные потребности обучающихся, воспитанников, родителей и работодателей. При изучении отдельных предметов (истории, литературы, географии, мировой художественной культуры и т. д.) педагогам следует дополнять содержание региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и другие особенности субъекта РФ (муниципального образования). Это будет способствовать консолидации многонационального сообщества, поликультурному воспитанию обучающихся, их органичной интеграции в современное российское общество.
|