Штавдакер Л. А. Третьи Всеросийские краеведческие чтения // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 155-156. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/3/art.aspx?art_id=674
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Краеведческие организации Ростовской области
ТРЕТЬИ ВСЕРОССИЙСКИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
(Москва – Коломна, 22–23 июня 2009 года)
22–23 июня 2009 года в Москве и Коломне состоялись Третьи всероссийские краеведческие чтения, организованные Историко-архивным институтом Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Коломенским государственным педагогическим институтом и Союзом краеведов России.
На пленарном заседании были заслушаны проблемные доклады по направлениям краеведческой деятельности: «Народные художественные промыслы и возрождение российской провинции» (С. М. Линович, Москва), «Народные художественные промыслы и историческое краеведение» (Э. Г. Истомина, Москва), «Государственная поддержка литературы и книг по краеведению» (Ю. С. Пуля, Москва), «Современные проблемы школьного краеведения» (В. Е. Туманов , Москва), обобщён опыт национального значения: «Организационные основы деятельности Национального союза краеведов Украины в современных условиях» (Р. В. Маньковская, Республика Украина, Киев), «Развитие экскурсионно-туристического дела на базе РГГУ и Московского краеведческого общества» (А. Г. Смирнова, Москва), прозвучали сообщения постановочного и методического характера (М. Н. Громов «Краеведение как универсальная система знаний о малой и большой Родине», В. Ф. Козлов «О краеведческих методах изучения истории края и страны»).
Особый интерес вызвал доклад В. Е. Туманова, заведующего сектором краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Он отметил, что с 1990-х годов до 2007 года школьное краеведение находилось на подъёме, чему способствовала государственная политика в области образования, основанная на двухуровневом образовании, сочетании федерального стандарта и регионального компонента. Многие творческие педагоги разработали тогда авторские программы. Но в 2007 году с внесением изменений в Закон об образовании, в частности отмену таких понятий как «региональный компонент», а теперь и введением вместо традиционных экзаменов единого государственного экзамена (ЕГЭ), школьному краеведению был нанесён ощутимый удар. Так ли это на самом деле? См. разъяснение О. Г. Витюк, зав. кафедрой общественных дисциплин Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
На секциях «Краеведческая деятельность в государственных учреждениях: вузах, музеях, библиотеках, архивах» прозвучал опыт работы вузов Владимира (М. А. Барашев «Краеведение в системе современного университетского образования»), Белгорода (Т. Г. Питинова «Краеведческая деятельность высших учебных заведений по изучению истории городов и сёл») и Москвы (М. А Полякова «Изучение усадебного наследия России в системе высшей школы»).
Региональные музеи и библиотеки были представлены сообщениями С. И. Добренького («Региональные музеи и библиотеки в системе краеведения России»), Е. Ю. Виноградовой («Стационарные экспозиции Тверского государственного объединённого музея»), Л. А. Штавдакер («Донская публичная библиотека – центр краеведения на Дону и Северном Кавказе (исторический аспект и современность»); заведующая краеведческим отделом Рязанской областной научной библиотеки им. Горького В. В. Безуглова рассказала о работе клуба «Краевед». Критически восприняли присутствующие сообщение старшего научного сотрудника Карельского государственного краеведческого музея М. Ю. Данкова «Краеведческий проект «Православная Карелия». Задумка Данкова заключалась в организации водного паломническо-экскурсионного пути в Кижи и на Валаам, требующего вложения больших средств, которые могут быть лишь у состоятельных паломников.
Краеведение в государственных учреждениях было представлено также сообщениями москвичей Д. Б. Логашовой («Изучение историко-культурного пространства Басманной слободы в Государственном учреждении города Москвы «Московский дом»), В. Ю. Коровайникова («Москвоведение и архивы. Из опыта краеведческой работы Главного архивного управления города Москвы») и Н. П. Магер («Деятельность Фонда «Кревский замок» в Сморгонском районе (Республика Беларусь) и исследовательская работа студентов-историков»).
Общественные краеведческие объединения в регионах – так называлась 2-я секция, где рассматривались перспективы развития краеведческого движения во всём его многообразии. Среди выступающих, как и на первой секции, главенствовали преподаватели вузов; из затронутых проблем интерес вызвало обсуждение структуры и форм краеведческой деятельности: «О формах и перспективах сотрудничества государственной системы охраны памятников археологии и краеведческой общественности» (В. Ю. Пирогов, Москва), «Тверские краеведы на путях поиска оптимальной организационной структуры» (Н. В. Середа, Тверь), «Опыт работы Общества краеведов Пушкинского района в составе Союза краеведов России: некоторые соображения о структуре и формах деятельности Союза краеведов России» (Б. И. Васнёв, Московская обл., Пушкинский район, Черкизово).
Большой популярностью в России пользуются именные краеведческие чтения («Бирюковские чтения как форма консолидации краеведов уральского региона» (С. С. Загребин, Челябинск), «Из опыта организации и проведения краеведческих чтений в Оренбурге» (Т. И.. Тугай, Оренбург). И я подумала о том, что и нам на Дону хорошо бы выбрать объединяющее ИМЯ, способное вдохнуть живительную струю в наше краеведческое движение. На мой взгляд, такая личность – Владимир Сергеевич Сидоров (1936–2006), историк, писатель, краевед. Хочется, чтобы читатели «Временника» откликнулись на это предложение и высказали своё мнение.
На третьей секции рассматривались проблемы подготовки и издания краеведческой литературы и периодики: «Издательский проект «Ярославский исторический архив»: первые шаги и перспективы» (Я. Е. Смирнов, Ярославль), «Издательский проект «Омский государственный историко-краеведческий музей: 1878–2008» (А. А. Кильдюшева, Омск), «Из опыта подготовки многотомной серии «Памятники архитектуры Москвы». 1983–2007(А. В. Лазарев), местные газеты и журналы как краеведческий источник, электронные ресурсы современного краеведения, проблемы разработки учебно-методической литературы по краеведению.
Вопросы истории отечественного краеведения, опыт которого не только достоин памяти, но и представляет собой интерес для современного краеведческого движения, рассматривались на секциях «История отечественного краеведения» (№ 4) и «Персоналии краеведов в контексте истории края (№ 7). На секции № 6 «Краеведческое движение, экскурсионное дело и туризм: история, организационные формы, опыт взаимодействия» опытом работы поделилась преподаватель Константиновского педагогического колледжа из Ростовской области Е. Ф. Сухинина.
На секции «Теория, методика и практика краеведческих исследований» учёные спорили о соотношении понятий «краеведение», «регионология», «регионоведение» («яблоком раздора» стало сообщение А. Н. Акиньшина, Воронеж), размышляли о роли исторических источников и дневников провинциалов в краеведческих исследованиях, об особенностях развития краеведческой работы в молодых городах и в городах старинных.
Последним было посвящено выездное заседание в Коломну, историю и культуру которого представили гостям преподаватели и студенты Коломенского государственного педагогического института. Кроме коломенцев, выступали краеведы из Зарайска, Тулы и Владимира.
|