Багаева Н. С чувством трагедии в душе // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 205-206. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/2/art.aspx?art_id=513
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Политические репрессии
С ЧУВСТВОМ ТРАГЕДИИ В ДУШЕ
г. Ростов-на-Дону, школа № 22, 2-я премия на VI Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век». Руководитель Л. А. Штавдакер
Моя бабушка Вера Андреевна Багаева рассказала мне, что когда ей было лет десять, в семье случилась беда: были арестованы её дяди.
Они жили в Гиагинском районе Краснодарского края, в станице Дондуковская. Один из братьев бабушкиного отца, Яков Карпович Донченко, работал председателем колхоза. В архиве Управления Федеральной службы безопасности России по Ростовской области мне предоставили следующую справку:
«Донченко Яков Карпович, 1899 г. рождения, уроженец села Н.-Григорьевки, Запорожской области, украинец, беспартийный, из крестьян, колхозник колхоза «Общий труд», проживал В хуторе Харьковском, Калмыцкого района, Ростовской области. Арестован 29.11.1937 г. Калмыцким РО НКВД АЧК за контрреволюционную агитацию. По постановлению Тройки УНКВД по АЧК от 13.12.1937 г. приговорён к 10 годам ИТЛ. 30.06.1989 г. Донченко Я. К. реабилитирован Прокуратурой Ростовской области».
Органы НКВД активно включились в работу по выявлению «врагов» Советской власти. На титульных листах списков лиц, подлежавших суду Военной коллегии Верховного суда СССР по Азово-Черноморскому краю, стоят подписи Сталина, Кагановича, Ворошилова и Жданова и даты их утверждения. Копии таких списков я видела в личном архиве И. М. Весельницкого. Как арестовывали отца, Илье Моисеевичу не было и четырёх. Только со слов мамы, Стеси Михайловны, он знает, что забрали его в январе 37-го. Отец тогда занимал должность заместителя начальника литейного цеха № 2 Ростсельмаша. Обвинялся Моисей Ильич в том, что якобы входил в состав троцкистской вредительской организации, по её заданию вёл подрывную работу.
Имущество Весельницких конфисковали, семью выселили (дом бил для специалистов завода). В сентябре 1937 г. арестовали мать, и приговорили к восьми годам лишения свободы в темниковских лагерях Мордовии. Четырёхлетнего Илью поместили в детский дом города Воронежа (через два месяца родне удалось забрать ребёнка в Ростов), а девятилетнего Мишу взяла к себе одна из тёток (жизнь Миши трагически оборвалась в 1944 г.). Всю жизнь Илья Моисеевич жил с ощущением трагедии, постигшей его семью. Он вынужден был скрывать, что отца репрессировали. Только после войны семья получила известие, что Моисей Ильич умер от крупозного воспаления лёгких в 1940 г. Именно так писали в анкетах. Может быть, благодаря этой спасительной лжи судьба у ребёнка сложилась удачнее, чем у родителей...
Вот данные, которые Илье Моисеевичу удалось найти о своем отце. Первый допрос проведён 1 марта 1937 г. оперуполномоченным 3 отдела НКВД АЧК младшим лейтенантом Г. Б. Коганом. Весельницкий полностью отрицал обвинения. Найден и протокол очной ставки между обвиняемым С. Л. Свирским и М. И. Весельницким о том, что якобы Свирский завербовал Весельницкого в троцкистскую организацию в 1935 г. Снова полное отрицание вины. «Выпуск материальной части артиллерии, действительно был сорван, но это произошло не по моей вине, а вследствие того, что в цех № 2 не поставили из заготовительных цехов детали. Брак деталей допускался в заготовительных цехах, и я к этому не причастен», — заявлял Весельницкий.
Обвинительное заключение написано Малкевичем, Шошиным, утверждено Люшковым и Розовским. 10 июня 1937 г. Выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР приговорила Весельницкого к расстрелу с конфискацией имущества по статьям 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР. Приговор приведён в исполнение 10 июня 1937 г. Моисей Ильич Весельницкий реабилитирован Военной коллегией Верховного суда 4 августа 1956 г.
|