Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Савчук Г. В. Власть в марте июне 1917-го // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 82-84. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=95

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й

История власти, управления на Дону

ВЛАСТЬ В МАРТЕ — ИЮНЕ 1917-ГО

Войсковой казачий съезд и Первый Большой войсковой круг

 

Войсковой круг являлся старинным представительным органом донского казачества. Он берет свое начало в ХVI веке, а уже в ХVI-ХVII вв. становится высшим органом власти на Дону. С укреплением самодержавного государства власть Войскового круга утратила свою силу [1. — Л. 1], но потребность казачества автономно решать свои проблемы сохранилась.

Тенденции к возрождению Войскового круга на территории Области войска Донского (ОВД) стали особенно сильны после Февральской революции, положившей начало коренным государственным реформам. Наряду с реформированием прежних государственных политических институтов, шло создание совершенно новых органов. Так стихийно возникали исполнительные комитеты общественных организаций. Вместе с тем иногда воссоздавались древние представительные органы, в частности Войсковой круг.

Первоначально на территории ОВД стала формироваться система органов общественного управления с самым широким представительством. Эти органы могли называться по-разному: гражданскими, исполнительными, общественного порядка, народного спасения и т.д., обладая при этом сходными функциями. Уже в марте 1917 года появился областной исполнительный комитет, постепенно распространивший свою власть на всю территорию ОВД. Ему подчинялись все областные учреждения, им же «санкционировались» все административные и хозяйственные дела. В состав Донисполкома (ДИК), наряду с представителями общественных организаций, вошли представители всех воинских частей местного, т.е. новочеркасского, гарнизона [2. — Л. 5, 14, 15, 20 об.; 3. — Л 56; 4. — Л. 8; 5. — Л. 7; 6. — Л. 43-43 об.; 26. — Л. 1 1 об.]. В марте 1917 года Временное правительство официально передало Донисполкому управление гражданской частью ОВД. Предполагалось, что исполком будет действовать вплоть до созыва Учредительного собрания. На майском съезде представителей исполкомов общественных организаций Доноблисполком (ДОИК) [В начале мая 1917г. ДИК был переименован в ДОИК, просуществовавший до конца января 1918 г. См. Ф. 863, оп.1, д. 69, 4, 18, 91, 186, 189. - ред.] был охарактеризован, как «полновластный орган по гражданскому управлению областью, действующий через окружные и подчинённые им комитеты в станицах и волостях от имени Временного коалиционного правительства… в духе и направлении укрепления нового общественного строя и устроения Донской области в возможно полном соответствии как всей страны, так и главнейших групп населения области — казачества, крестьянства, рабочих и остальной части населения (бывшие сословия)» [7. — Л. 8; 8. — Л. 40]. О силе и значимости областного исполкома свидетельствует тот факт, что именно он «для управления военными делами» избрал войсковым атаманом войскового старшину Е. А. Волошинова. Несмотря на то, что исполком действовал от имени Временного правительства и был этим правительством признан, сферу его влияния постоянно пытались ограничить. Особенно эти ограничительные тенденции проявились позднее со стороны Войскового круга и Войскового правительства [9. — Л. 33; 2. — Л. 20 об.; 26. — Л. 1 об.].

Вслед за интенсивно создававшейся сетью органов общественного управления начали формироваться органы власти исключительно казачьего населения ОВД. 16 апреля 1917 года в Новочеркасске начал работу созванный областным исполкомом «для обсуждения положения в области» войсковой казачий съезд. В его работе приняли участие представители всех станиц и воинских частей, расположенных как на фронте, так и в тылу, в количестве 700 человек.

Определив свое отношение к войне, Временному правительству и рассмотрев вопросы внутреннего управления территорией ОВД, съезд постановил: «единственным и главным органом по управлению всеми делами войска должен быть вновь восстановленный старый Войсковой круг на основах прежнего казачьего строя…» Казачий съезд сыграл существенную роль в подготовке и проведении первого Войскового круга. Этот же съезд способствовал распространению исполкомов общественных организаций на территории ОВД, признав необходимость создания этих органов и увеличения их численности «впредь до издания закона о местном самоуправлении». В частности, на съезде было принято решение о повсеместном формировании хуторских, сельских, станичных, волостных, окружных исполкомов на основе пропорционального представительства [10. — Л. 1; 9. — Л. 33; 26. — Л. 1 об.]. Окружным и областному исполкомам, помимо наблюдения за деятельностью общественных учреждений, было предоставлено право контроля за всеми правительственными учреждениями и лицами «по назначению от правительства», за исключением судебного ведомства. Кроме того, войсковой казачий съезд предложил своему «съездовскому» исполкому войти в полном составе в Донисполком, а также в президиум последнего, и «твердо, именем всего съезда отстаивать гражданские и военные интересы казачьего населения» [10. — Л. 1-2; 11. — Л. 47-48]. Можно сказать, что в апреле-мае 1917 года объединительные тенденции среди всего населения ОВД были явными. Так, незадолго до открытия Войскового круга, 24 мая 1917 года, состоялось «соединительное» заседание исполкома войскового казачьего съезда, Совета крестьянских депутатов и президиума Доноблисполкома [10. — Л. 47].

Что касается казачьего съезда, то им было принято постановление о Войсковом круге, который должен был состоять исключительно из казаков ОВД, уполномоченных и избранных от станиц на равных и пропорциональных началах, а также из казаков—представителей фронта. Датой созыва круга было назначено 26 мая 1917 года. Согласно постановлению казачьего съезда, правом решающего голоса на заседаниях будущего круга должны были обладать депутаты, избранные станицами и воинскими частями, а правом совещательного голоса — войсковой атаман и его помощник, начальник штаба, председатель Донского исполкома «или лица, их заменяющие, весь состав исполкома войскового съезда и те, кого Войсковой круг найдет возможным допустить к участию в заседаниях.» [11. — Л. 49]. Постановление съезда определило и порядок производства выборов депутатов на Войсковой круг по четырехчленной формуле: всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Допускались и другие способы голосования.

27 апреля 1917 года состоялось заседание исполкома казачьего съезда, на котором было создано временное Бюро комитета под председательством Митрофана Петровича Богаевского [10. — Л. 9; 11. — Л. 49]. Это Бюро занималось выработкой инструкции по проведению выборов делегатов на Войсковой круг, организацией различных комиссий, пользовавшихся самым широким правом кооптации [10. — Л. 9; 12. — Л. 11-11 об.]. В задачи исполкома казачьего съезда входила подготовка работы круга [13. — Л. 10]. Так, 14 мая 1917 года было решено в первую очередь вынести на рассмотрение этого законодательного органа проекты положений об управлении областью и о земстве [10. — Л. 10, 11].

Донской Войсковой казачий круг первого созыва работал с 26 мая по 18 июня 1917 года в Новочеркасске. В его работе приняли участие депутаты от станиц и воинских частей в количестве 500 человек [11. — Л. 26 об.; 1. — Л. 4; 26. — Л. 1об.]. Заседание открыл М. П. Богаевский. В работе круга приняли участие временный войсковой атаман Е. А. Волошинов как представитель Временного правительства; М. С. Воронков как член Государственной Думы и комиссар Временного правительства; А. И. Петровский как председатель Доноблисполкома. Именно А. И. Петровский предупреждал об опасности разделения сил казачьего и неказачьего населения ОВД и выступал против привилегий казачества [13. — Л. 1, 4, 5, 7]. Круг признал Временное коалиционное правительство единственной властью в стране и выразил уверенность, что оно «закрепит свободу, доведет страну до Учредительного собрания и оградит от анархии и разрухи» [11. — Л. 26 об.; 1. — Л. 4].

Круг высказался относительно государственного устройства России: страна должна стать неделимой народной республикой с однопалатным парламентом, с самым широким местным самоуправлением. Национальностям должно быть предоставлено право на самоопределение. Относительно ОВД было сказано: «Войско Донское составляет неотделимую часть великой Российской народной республики, имеющую широкое местное самоуправление с правом законодательства по местным делам, не противоречащего общим основным законам, и с правом самостоятельного распоряжения землями, недрами и угодьями, принадлежащими Донской войсковой казачьей общине».

За время работы Войскового круга были обсуждены вопросы введения земства, казачьего общественного самоуправления и управления войсковым хозяйством, подготовки к выборам в Учредительное собрание. Примечательно то, что круг проигнорировал проблемы донского крестьянства, составлявшего почти половину населения ОВД, поскольку крестьянство якобы «еще не сорганизовалось в единую беспартийную группу», а «сношения с разными крестьянскими организациями» невозможны. В результате круг решил, что «вопрос о дальнейшей судьбе этого сословия остается открытым» [11. — Л. 26 об., 33-33 об., 39 об. 40; 26. — Л. 2 2 об.].

Круг избрал войсковым атаманом Алексея Максимовича Каледина, выбрал Войсковое правительство и принял постановление о присоединении к общеказачьему союзу [1. — Л. 2; 14. — Л. 200; 11. — Л. 28; 13. — Л. 32]. Помощником А. М. Каледина стал М. П. Богаевский, вошедший как и войсковой атаман в состав Войскового правительства. Членами правительства также стали: начальник Войскового Штаба полковник Я. П. Араканцев, начальник артиллерии в войске Донском генерал-майор Астахов, 14 старшин (по двое от округов) [14. — Л. 199 199 об.; 15. — Л. 9, 14, 15]. Таким образом, законодательная власть оказалась у Войскового круга, а исполнительная — у правительства и атаманов. Новые органы, признавая власть Временного правительства, распространили свои полномочия на казачью часть территории ОВД [1. — Л. 2].

Войсковое правительство продолжало линию Войскового круга, защищая интересы казачества и отделяя его от неказачьего населения ОВД. Все это тормозило введение земства на Дону, организацию выборов в Учредительное собрание, ограничивало деятельность Доноблисполкома [16. — Л. 178; 17. — Л. 1-1 об.].

За время деятельности круга первого созыва были образованы комиссии по управлению, земская, военная, финансовая, по коневодству, и, вероятно, другие. Депутаты избирались в комиссии по округам пропорционально численности населения [13. — Л. 12; 18. — Л. 1-1 об., 43].

Как уже упоминалось, на круге первого созыва проявились разногласия между казачьим и неказачьим населением ОВД. Донской облисполком постоянно стремился к объединению на демократической основе всего населения ОВД [19. — Л. 7; 14. — Л. 150 151]. В свою очередь Большой Войсковой круг проявлял стремление к демократии только тогда, когда дело касалось казачьего населения. Так, круг доводил до сведения Совета Министров и военного министра Временного правительства, что Доноблисполком следует отстранить от участия в казачьих делах. Из Доноблисполкома отозвали всех представителей-казаков. Кроме того, круг заявил, что он является единственным правомочным органом по высшему управлению войском и вопросы казачьей жизни ведению Доноблисполкома не подлежат. Всем хозяйственно-административным учреждениям войска запретили «вступать в сношения» с исполкомом без ведома и согласия круга [11. — Л. 28; 1. — Л.5 6; 19. — Л. 7]. На основании постановления круга газета «Вольный Дон» (бывшие «Донские областные ведомости», переданные Временным правительством, наряду с милицией, в марте 1917г. в распоряжение Донисполкома) переходила из ведения облисполкома к кругу «для отражения казачьих интересов», а помещение, занимавшееся исполкомом, было изъято «для нужд круга». Симптоматично, что именно на первой сессии круга крестьянам ОВД было отказано в приеме в казаки [19. — Л. 7; 11 — Л. 30 об.,40; 1. — Л. 5 6; 20. — Л. 30; 16. — Л. 4, 5, 7; 21. Л. 2]. Возможно, отрицательную роль в этой ситуации сыграла и Партия независимых казаков ОВД, живущих в Петрограде. Эта партия настаивала на роспуске Доноблисполкома в целях избежания двоевластия на Дону. Фактически с конца мая-начала июня 1917 года между двумя областными представительными органами началась борьба за власть.

Гибельность подобной конфронтации сознавалась некоторыми жителями ОВД. Так, М. Б. Краснянский писал 3 июля 1917 г. М. П. Богаевскому о необходимости соглашения между кругом и исполкомом [14. — Л. 2, 57, 98-98 об., 207]. Позднее, осенью 1917 г., А. М. Каледин, отказавшись от ранее высказанных слов, стал отстаивать мысль о необходимости создания объединенного правительства для управления казачьим и «иногородним» (неказачьим) населением ОВД [22. — Л. 6]. В свою очередь партии меньшевиков и эсеров были на стороне круга и Войскового правительства [1. — Л. 3; 22. — Л. 3; 23. — Л. 8, 14 об.].

29 мая 1917 года Доноблисполком принял постановление, в котором говорилось: «Признавая себя обязанным выслушать и принять к сведению или исполнению всякое полезное указание Войскового круга, Донской облисполком постановляет просить президиум Войскового круга по всем вопросам, касающимся деятельности комитета, обращаться непосредственно к президиуму комитета. Что же касается постановления соединенного собрания исполкома казачьего съезда и совета старшин Войскового круга от 26 мая 1917 года, то президиум исполкома постановляет: просить президиум Войскового круга принять во внимание следующие соображения: исполком в настоящее время и в настоящем его составе является областным органом управления областью по гражданской части, объединяющим интересы как главных бытовых групп населения — казачества, крестьянства и рабочих, так и учреждений и корпораций, имеющих областное значение. Правовое положение комитета определяется двумя телеграфными распоряжениями военного министра. Личный состав комитета утвержден областным съездом 20-22 мая 1917 года. Газета «Вольный Дон»… должна быть… официальным органом Донского облисполкома и потому должна быть официальным органом учреждения, объединяющего интересы всего населения области, т.е. Донского облисполкома, и потому должна носить тот подзаголовок, об уничтожении которого говорится в постановлении от 26 мая 1917 года» [Подзаголовок, о котором идет речь, — это «Известия Донского областного исполнительного комитета». – ред.] [24. — Л. 150]. Вместе с тем, продолжавший в июне 1917 года свою работу Войсковой круг по-прежнему настаивал на том, что только он является «полновластным распорядителем» казачьей жизни не только по гражданской, но и по военной части.

В связи с этим Военному отделу Доноблисполкома было запрещено делать какие-либо распоряжения и предписания войсковому атаману. 10 июня 1917 года Войсковой круг принял еще одно постановление, ущемлявшее интересы Доноблисполкома и затруднявшее выполнение им своих задач [14. — Л.57, 150-151; 6. — Л. 385].

Таким образом, вероятность сотрудничества между казачьим и неказачьим населением ОВД все более и более сводилась на нет [17. — Л. 1 об.] .

По окончании работы Донского Войскового казачьего круга первого созыва текущие дела перешли к постоянному президиуму и канцелярии круга, к окружным старшинам. Последние обязаны были «заботиться о нормальном ходе работ круга, который должен отражать мнения большинства, а не вожаков и отдельных групп». Не прекращалась и законотворческая деятельность, которой занимались комиссии, группы депутатов круга и правительство [13. — Л. 11; 25. — Л. 29].

Помимо усиления казачьих законодательных и исполнительных органов власти, имела место тенденция к усилению власти комиссара Временного правительства. Несмотря на то, что к началу лета 1917 года положение о комиссарах еще не утвердили, за комиссаром признавались права губернатора по гражданскому управлению ОВД. Хотя комиссар Временного правительства должен был поддерживать связь с Донским облисполкомом и действовать по соглашению с ним, права исполкома всё время ограничивались [9. — Л. 109].

ИСТОЧНИКИ ГАРО

  1. Ф. 861. Оп. 1. Д. 2.
  2. Ф. 863. Оп. 1. Д. 95.
  3. Ф. 863. Оп. 1. Д. 112.
  4. Ф. 863. Оп. 1. Д. 186.
  5. Ф. 863. Оп. 1. Д. 25.
  6. Ф. 863. Оп. 1. Д. 91.
  7. Ф. 863. Оп. 1. Д. 31.
  8. Ф. 863. Оп. 1. Д. 4.
  9. Ф. 863. Оп. 1. Д. 103.
  10. Ф. 861. Оп. 1. Д. 20.
  11. Ф. 861. Оп. 1. Д. 3.
  12. Ф. 864. Оп. 1. Д. 9.
  13. Ф. 861. Оп. 1. Д. 21.
  14. Ф. 861. Оп. 1. Д. 24.
  15. Ф. 864. Оп. 1. Д. 71.
  16. Ф. 863. Оп. 1. Д. 115.
  17. Ф. 863. Оп. 1. Д. 194.
  18. Ф. 861. Оп. 1. Д. 34.
  19. Ф. 861. Оп. 1. Д. 23.
  20. Ф. 863. Оп. 1. Д. 176.
  21. Ф. 863. Оп. 1. Д. 156.
  22. Ф. 861. Оп. 1. Д. 64.
  23. Ф. 861. Оп. 1. Д. 5.
  24. Ф. 863. Оп. 1. Д. 111.
  25. Ф. 861. Оп. 1. Д. 35.
  26. Ф. Р-2577. Оп. 2. Д. 9.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"