Терещенко А. Г. Донской революционный календарь. 1917-й, февраль: Долой царское самодержавие // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1523
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2017-й
Власть и управление на Дону
А. Г. ТЕРЕЩЕНКО
ДОНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Год 1917-й, август: Контрреволюция не пройдёт!
Шестой съезд партии большевиков, состоявшийся в Петрограде в конце июля — в начале августа 1917 года, разработал и принял новый стратегический курс — курс на подготовку вооруженного восстания с целью свержения в стране власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата. Это был ленинский курс партии.
В Ростове газета местного комитета большевиков «Наше знамя» в выпусках 3 и 6 августа поместила сообщения о работе VI съезда, большие выдержки из доклада Сталина о политической деятельности ЦК РСДРП (б).
10 августа в Ростове состоялась 1-я Донская партийная окружная конференция, на которой присутствовали 26 делегатов. С докладом о работе VI съезда партии и его решениях выступил делегат VI съезда партии от Ростово-Нахичеванской партийной организации Сырцов. В день работы конференции «Наше знамя» опубликовало статью В. И. Ленина «К лозунгам», в которой чётко определялась позиция партии по отношению к Советам в связи с переходом руководства Советов в Петрограде и в ряде других мест в лагерь контрреволюции.
13 августа в Ростове состоялось общее собрание Ростово-Нахичеванской организации РСДРП (б), обсудившее доклад делегата о работе VI съезда партии.
Собрания по обсуждению решений VI съезда партии состоялись в Александровск-Грушевском, Макеево-Петровском, Гуковском районах угледобычи, на Пастуховском, Ясиновском и других рудниках, на различных заводах и фабриках. Многолюдные митинги и собрания на Сулинском металлургическом заводе на «Аксае», в Главных мастерских Владикавказской железной дороги и на ряде других предприятий решительно требовали прекращения империалистической войны, отвергали политику меньшевиков и эсеров, требовали положить конец контрреволюционным заговорам Корнилова и донского атамана Каледина.
В Александровске-Грушевском горном районе на руднике «Ольховский» при обсуждении последних политических событий рабочее собрание в единогласно принятой резолюции потребовало уничтожения контрреволюционного гнезда — Государственной думы и Государственного совета как явно контрреволюционных организаций. Был выражен протест против смертной казни на фронте. Шахтёры многих рудников принимали резолюции с выражением полной поддержки большевистской линии в революции, их практической работы по разоблачению контрреволюционеров всех мастей.
На митинге горнорабочих в Ханжонково была принята резолюция, в которой указывалось на преступную роль буржуазии, меньшевиков и эсеров в затягивании войны. Рабочие требовали положить конец хозяйственной разрухе, прекратить преследования большевиков, скорейшего окончания войны.
Подобные решения на фабриках и заводах показывали, что рабочие против Временного правительства как органа диктатуры буржуазии, отвергают политику соглашателей с буржуазией — меньшевиков и эсеров.
В конце августа в связи с мятежом генерала Корнилова, в связи с попыткой наиболее реакционной части буржуазии и контрреволюционной военщины установить в стране военную диктатуру обострилась классовая борьба в Донской области. В планы контрреволюции входила посылка донских казачьих частей в Москву для подавления сил революции. В этих условиях перед большевиками Дона стояла очень ответственная и сложная задача — не допустить выполнения контрреволюционных замыслов. Местные большевистские организации принимали все меры к тому, чтобы разъяснить казакам, солдатам, рабочим антинародный контрреволюционный смысл планов донской военной верхушки, направленных на удушение революции.
По призыву большевиков поднялись рабочие Ростова, Таганрога, горняки Александровска-Грушевского и Усть-Белокалитвинского угольных районов. В Ростове, Таганроге и среди шахтёров создавались отряды Красной гвардии.
Рабочие Донской oбласти шли в авангарде борьбы с контрреволюцией. Своими решительными массовыми действиями они во многом связали руки местной контрреволюции, увлекали на борьбу с мятежниками Корнилова фронтовое казачество, которому, как и солдатской массе, война была непосильной тяжестью.
В отдельных станицах на казачьих митингах были приняты резолюции с призывами покончить с мятежниками генералами. Казаки местной воинской команды в Каменске, где активно действовал местная большевистская группа, решительно выступали против контрреволюционного заговора и требовали ареста Каледина.
В самом Петрограде казаки 1, 4 и 14-го полков, находившиеся в столице, выступили против решения Малого войскового круга о блоке с кадетами как с контрреволюционной буржуазной партией.
Ветер перемен веял над Доном, и теперь уже поднять казаков на расправу с peволюционными массами, как это удавалось верхушке казачества в 1905 году, было невозможно. Каледин вынужден был это признать и «отказался» от посылки полков на Москву. Сам же он, «наказной», объезжая северные округа Дона, вынужден был скрывать свой маршрут, опасаясь ареста. Из Царицына местный Совдеп направил на станцию Чир солдат с целью ареста Каледина как мятежника и дальнейшего привлечения его к революционному суду как изменника, предателя народных интересов.
Меньшевики и эсеры на Дону так же, как и лидеры партий в столице, на словах выступили против корниловского мятежа, однако когда большевики Ростова, Таганрога, Александровск-Грушевского потребовали, чтобы Советы рабочих и солдатских депутатов взяли власть в свои руки, они решительно воспротивились этому. Ростовские меньшевики по-прежнему отстаивали «единение сил демократии», включая сюда и кадетов, которые являлись активными сторонниками Корнилова. Эти маневры псевдосоциалистических прихвостней буржуазии вызвали возмущение среди рабочих, способствовали ликвидации иллюзий среди некоторой части трудового народа в отношении эсеров и меньшевиков. В конечном счете это объективно вело к укреплению позиций, усилению роли большевиков в переломный момент борьбы за массы в дни разгрома корниловского мятежа.
Боевой партийный призыв «Контрреволюция не пройдет!» был подхвачен большевиками Дона; с этим лозунгом они активно работали в массах, сплачивая рабочих, солдат, крестьян, казачью бедноту, готовя их к решающим битвам буржуазии и ее подголосков из лагеря меньшевиков и эсеров, за власть Советов, за победу диктатуры пролетариата.
Источник: Терещенко А. Г. Донской революционный календарь : год 1917-й, август: Контрреволюция не пройдет! / А. Терещенко // Комсомолец. – 1987. – 27 авг. – С. 2.
|