Боранова Г. Н. Первые демократические выборы в Азове // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 94-98. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1508
Г. Н. БОРАНОВА
ПЕРВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ В АЗОВЕ
Азовская городская Дума 13-го созыва. Август 1917 – 24 октября 1918 года
После Февральской революции 1917 года в городском управлении Азова происходят большие изменения. Создаются Комитет общественной безопасности, Совет рабочих и солдатских депутатов. Городской голова К. П. Бреславцев подаёт в отставку, распускается городская Дума. Товарищ городского головы Г. Н. Браиловский становится исполняющим городской Управы.
Указом Временного правительства от 15 апреля 1917 года к выборам привлекались все граждане, достигшие двадцати лет, без различия пола, национальности и вероисповедания. Избирательное право предоставлялось и миллионам солдат. Ограничения были небольшие и касались лиц, находившихся в заключении, умалишённых и т. п.
Уже в конце апреля городская Управа приступила к составлению списков избирателей для выборов гласных в Азовскую городскую Думу на срок до 1 января 1919 года [1, л. 1–2]. Выборы были назначены на 30 июля 1917 года.
Для предстоящих выборов посад Азов разделили на четыре избирательных участка, три из которых – городские, четвёртый – в 235‑м запасном полку. Этот полк Московского военного округа был расквартирован в Азове в начале 1916 года. На начало июня 1917‑го численность полка составляла: офицеров – 182, солдат – 6291, чиновников – 9 [1, л. 42 об.].
Избирателей – жителей Азова насчитывалось 8034 человека, из них мужчин – 3353 и женщин – 4681 [2].
Грядущие выборы активизировали азовчан, в городе создаётся ряд отделений политических партий, предвыборных объединений, одновременно происходит поляризация. Азовская газета «К делу» – орган местных общественных организаций, – издание которой началось 18 мая 1917 года, имела двух редакторов: социал-демократа М. А. Макаровского и кадета Г. В. Быкова. Через месяц, 22 июня, газета поменяла название, стала «Известиями Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов» с одним редактором – М. А. Макаровским.
Общество «Народное просвещение», которому Азовская Дума передала в пользование городской сад, предоставляло возможность организовывать митинги и собрания сторонникам разных политических направлений. Через «Народное просвещение» были прочитаны лекции: В. К. Левицким – «Партия народной свободы и её программа», Г. А. Козловским – «Строительство свободной России», В. Давыдовым – «Права и обязанности граждан», М. А. Макаровским – «Как хотят социалисты устроить городскую жизнь», И. П. Шийко – «Аграрный вопрос в программе партии народных социалистов» и т. д.
15 июня состоялось учредительное собрание Азовской организации РСДРП. Был избран комитет РСДРП из пяти членов и пяти кандидатов. М. А. Макаровский стал председателем. К первой областной конференции РСДРП (меньшевиков), состоявшейся в Ростове 18 июля, Азовская организация РСДРП насчитывала 200 человек [3].
Партия эсеров принимала в свои ряды всех желающих, поощрялся и коллективный приём. Так, крестьянский союз Ростовского округа весной 1917 года объявил себя эсеровской организацией.
Полный состав азовской организации эсеров или их комитета неизвестен. Единственный источник сведений – избирательный список № 1, по которому кандидатами в гласные Думы от партии социалистов-революционеров были заявлены 9 человек. Как член азовского комитета социалистов-революционеров в списке № 1 был заявлен лишь один кандидат: К. И. Серебряков – сапожник, житель Молокановки, член Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов.
11 мая 1917 года большевистская газета «Наше знамя» сообщила, что в ростовской организации большевиков – 400 членов. В Азове весной – летом 1917‑го большевистской организации не было. Большевик Д. Дудас писал: «До Октябрьской революции я был единственным выразителем большевистской мысли в Азове» [4].
11 июня в газете «К делу» было опубликовано объявление о том, что в Азове организуется партия Народной свободы, и указывалось, где в неё можно записаться. Членами этой партии стали в основном представители местной буржуазии и интеллигенции.
А в середине мая в помещении городской Управы состоялось собрание жителей для учреждения азовской организации «Союза русского народа».
В середине марта в Азове образовался временный Совет рабочих депутатов из представителей профсоюзных организаций. В мае происходят выборы Совета. Председателем азовского Совета рабочих и солдатских депутатов был избран председатель общества «Народное просвещение» М. А. Макаровский [5].
В Совет вошли социал-демократы, эсеры и беспартийные. Они образовали единый предвыборный блок Совета рабочих и солдатских депутатов.
Конкурентом этого блока на выборах стал предвыборный блок «Единение» – «союз ремесленников, рабочих и граждан». Он возник в связи с угольным кризисом, случившимся в Азове зимой 1916–1917 года. Лидер блока М. Н. Пархоменко обещал в случае его избрания решить проблему с углем в Азове [6].
Азов конца мая 1917 года ярко характеризует заметка, напечатанная в газете «Приазовский край»: «Тех, кто не видел Азова долгое время, город поражает своею неряшливостью. Сор, клочки соломы и сена, всё это валяется на лучших улицах города. <…> В то же время, есть другая сторона, бьющая в глаза, более заметная – это острое проявление общественного интереса к событиям текущего момента. Заборы и столбы Азова заклеены воззваниями и приглашениями на собрания, митинги и пр.
Разнообразие партийных и национальных групп, разные организации культурно-просветительного характера, всё это так необычно для старого Азова, в котором прежде после двух часов дня не найдёшь, бывало, бодрого человека, а в окна магазинов заглядывали бродячие лошади.
Маленький сад полон жизни. Здесь партии и общественные организации устроили свои штаб-квартиры. В сад коммерческого клуба разрешён вход всем без исключения. В праздники можно бесплатно послушать музыку» [7].
Весной-летом 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов Азова проводил политику поддержки Временного правительства, которое считал гарантом свободы и демократических преобразований в России.
16 июля «Известия Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов» опубликовали список № 1 кандидатов в гласные Думы от Совета, местной организации РСДРП и комитета социалистов-революционеров. Из 44 человек, представленных в списке, социал-демократы составили – 17, социалисты-революционеры – 9, от Совета – 18 человек беспартийных.
За неделю до выборов была напечатана листовка со всеми списками кандидатов в гласные Думы, предложенными разными партиями и организациями. Их всего четыре:
– список № 1 – от Совета рабочих и солдатских депутатов Азова и социалистического блока – 38 человек;
– список № 2 – от союза рабочих, ремесленников и граждан Азова «Единение» – 33 кандидата;
– список № 3 – от Трудовой демократической организации – 44 кандидата;
– список № 4 – от партии «Народная свобода» (кадеты) – 28 кандидатов, из них 22 – служащие.
Наиболее молодой по возрастному составу, наиболее демократичный (16 рабочих и ремесленников, 3 женщины) и радикальный по политическим воззрениям – список № 1 [8].
30 июля состоялись выборы гласных в городскую Думу. Большинство голосов азовчане отдали кандидатам списка № 1.
С избранием нового состава Думы прекратилось издание газеты «Известия Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов». Очевидно, она выполнила своё назначение.
Первое заседание Азовской городской Думы 13‑го созыва состоялось 16 августа. Председателем Думы был избран Г. Е. Котелевец – член исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ, 32‑летний служащий. Товарищами председателя стали И. А. Магин – народный учитель, член азовской организации РСДРП, секретарь общества «Народное просвещение» и А. С. Гордиков – капитан «Нового азовского пароходства».
Отказались от участия в голосовании гласные, избранные от партии «Народная свобода», понимая, что они в меньшинстве.
Председатель и его товарищи (заместители), как и все гласные Думы, выполняли свои обязанности бесплатно. Оплачивались должности членов городской Управы. В Управу избрали гласных М. А. Макаровского, А. С. Карасёва, Т. Д. Оленченко. Все трое были избраны от списка № 1, являлись членами исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов и членами РСДРП.
На первом заседании избрали членов трёх комиссий: земельной, по оценке недвижимых имуществ и городского училищного совета. Кроме этих комиссий, позднее при Думе были созданы комиссии по благоустройству города, культурно-просветительная, по борьбе с безработицей, строительная, по постройке воинских бараков, финансовая, электрическая, продовольственная.
До выборов 1917 года председатель Думы одновременно являлся и городским головой, возглавлявшим городскую Управу. В 1917‑м эти две должности были разделены. Гласные Думы оставили исполняющим обязанности городского головы Г. Н. Браиловского, обеспечив таким образом преемственность в работе Управы. Г. Н. Браиловский в Думе 12 созыва исполнял должность товарища городского головы.
У новых членов Управы были большие планы на будущее. В беседе с корреспондентом газеты «Приазовский край» М. А. Макаровский сказал, что намеревается открыть при каждой народной школе воскресную школу, устроить общегородской музей, улучшить состав милиции, заняться искоренением пьянства, озеленением улиц, мечтает построить лечебницу на Молокановке [9]. Вскоре городская Дума приняла предложение М. А. Макаровского об открытии пяти воскресных школ при начальных училищах.
За пять месяцев 1917 года новый состав Думы провёл 11 заседаний, из них 5 очередных, 3 внеочередных и 3 частных. Рассматривались вопросы землепользования и землеустройства, финансов, развития промышленности и строительства, здравоохранения, социальной помощи, благоустройства города, политические и организационные.
На первом же заседании нового состава Думы гласные изменили повестку и перешли к обсуждению «самого главного», по их определению, земельного вопроса.
В Азове часть населения занималась хлебопашеством. Городские земли составляли 9954 десятины земли. Основные поступления в городской бюджет составляли доходы, получаемые от аренды земли. Земельная комиссия Думы, состоявшая из членов социалистического блока, подготовила проект пользования городской землёй, рассмотренный 22 августа. Предложение социалистов: 600 десятин земли распределить между бедными (по 5 десятин), участки от 5 до 30 десятин распределить по жребию, а от 30 десятин – сдать с торгов. Из этого проекта Дума приняла первое предложение – 600 десятин раздать бедным жителям по пониженной цене. Против жеребьёвки высказалось большинство гласных.
Дума разрешила земельной комиссии сдать землю (кроме 600 десятин, предназначенных для бедных) с торгов. Но проблема состояла в том, что крестьянские земельные комитеты хотели получить землю в аренду как можно дешевле, а Дума не могла отдавать землю за бесценок, ей нужны были средства для формирования городского бюджета [10]. И это только один из спорных вопросов, приведённый в качестве примера.
Земельный вопрос в Азове усугублялся событиями в округе и области. В большинстве волостей Ростовского, Таганрогского и Донецкого округов в сентябре –октябре 1917 года происходили самочинные захваты помещичьих и кулацких земель, а также земель, принадлежавших Крестьянскому банку [11].
С ухудшением экономического положения меняется отношение населения к только что избранному местному самоуправлению. Главной причиной недовольства был продовольственный вопрос.
В августе в Азове создалась кризисная ситуация в связи с тем, что крестьяне перестали подвозить продовольствие. Денежная инфляция и отсутствие в продаже промышленных товаров заставляли крестьян придерживать свою продукцию, что вызвало взлет цен на продукты питания. В городе чуть ли не ежедневно происходили волнения. За август продовольственная управа подверглась нападению толпы десять раз.
В этих условиях Дума избрала нового городского голову. Им стал Александр Александрович Попов [12].
6 сентября председатель комитета общественной безопасности Алексей Родионович Попов, товарищ председателя Совета рабочих и солдатских депутатов Андреев собрали совещание представителей 16 общественных организаций Азова по вопросу «О положении Азова в связи с волнениями населения на почве недостатка и неправильного распределения продуктов». Совещание констатировало, что «волнения вызваны агитацией темных личностей… силящихся вызвать погром» [13].
Во взрывоопасной обстановке, царившей в городе, продовольственная комиссия доводит до сведения населения, что с 25 сентября грядёт очередное повышение Временным правительством цен на зерно.
27 сентября в Азове снова произошли беспорядки. Разгромив продовольственную управу, толпа двинулась к мельницам и маслобойным заводам. Но уже были приняты меры. Вид солдат, оцепивших эти объекты, заставил толпу повернуть обратно.
После этого в городе запретили проводить митинги без разрешения начальника гарнизона. Но волнения «на почве продовольствия» возникали в Азове и в октябре, и в ноябре. Сложили с себя полномочия членов Управы М. А. Макаровский и А. С. Карасёв.
Результаты выборов в Учредительное собрание (ноябрь 1917 года) показали, что социал-демократы, победившие на выборах в городскую Думу в июле, потеряли поддержку избирателей. За социал-демократические списки № 1 и № 8 проголосовали всего 193 человека [14].
Влияние большевиков, о которых в Азове летом 1917‑го и речи не шло, стало преобладающим. За большевистский список № 5 проголосовало больше людей, чем за все остальные списки, вместе взятые. Приход большевиков к власти в Петрограде и Москве в результате Октябрьского переворота, первые декреты Советской власти, массовое возвращение большевистски настроенных солдат с фронта, всё ухудшающееся экономическое положение привели к полученному результату.
В феврале – июне 1918 года власть в Азове принадлежала большевикам, преобладавшим в военно-революционном комитете. В марте 1918‑го прошли перевыборы Совета рабочих и солдатских депутатов. В новый Совет вошли большевики, беспартийные и левые эсеры [15]. Азовский ВРК заявил о необходимости перевыборов Думы. Однако этот вопрос даже не был внесен в повестку её очередного заседания – 23 февраля. Он обсуждался на частном совещании гласных 16 февраля. Дума продолжала свою работу, хотя деятельность её в этот период была сведена к минимуму. 21 мая Чрезвычайный военно-революционный комитет потребовал от городской Думы иметь 100 тысяч рублей на время боевых операций в Азове. Назначенное ЧВРК на 30 мая экстренное заседание Думы не состоялось «за неприбытием надлежащего числа гласных». После этого ЧВРК издал распоряжение от 9 июня 1918 года о роспуске городской Думы [16]. Городской Управе предписывалось временно существовать, исполнять постановления ЧВРК до начала работы исполкома Азовского Совета. 8 (21) июля 1918 года Азов заняли части Донской белоказачей армии во главе с полковником Жученковым. Возобновила работу городская Дума. На заседаниях 10, 20, 24 и 26 июля обсуждались вопросы налаживания нормальной жизни: об изыскании средств на текущие городские расходы, о продовольствии, о восстановлении милиции.
Городские финансы были расстроены. Война, чрезвычайные расходы, понижение общей доходности и увеличение расходов, большевистские реквизиции и военные расходы уже после ухода большевиков – всё это создавало крайне тяжёлые условия для городской кассы.
На основании 66-й статьи Городового положения, изданного правительством Всевеликого Войска Донского, в силу приказа донского атамана от 24 октября 1918 года Азовская городская Дума была распущена «как неработоспособная». Городской голова А. А. Попов пытался опротестовать это решение, но оно вступило в силу [17; 18].
С роспуском городской Думы городская Управа, состоявшая из трёх человек (не избранных, а назначенных на должности), стала пользоваться правами городской Думы. Членами городской Управы являлись: А. А. Попов – городской голова, В. Ю. Гостимский и А. Г. Огуз.
На 14 апреля 1919 года были назначены новые выборы в городскую Думу. К выборам готовились, город разбили на семь избирательных участков, провели перепись населения. Но эти выборы, неоднократно откладывавшиеся, так и не состоялись. К осени 1919 года из всех городов Донской области городская Дума сохранилась только в Таганроге [19].
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ГАРО. Ф. 814. Оп. 1. Д. 14.
2. Известия Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 29 июня. (№ 2).
3. Сергеев В. Н. Банкротство мелкобуржуазных партий на Дону. Ростов н/Д, 1979. С. 21.
4. Пролетарская революция на Дону : сб. 1. Ростов н/Д, 1922. С. 74–75.
5. Боранова Г. Н. Просветитель из Азова // Дон. временник. Год 2003‑й. С. 52–58.
6. Известия Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. 30 июля.
7. П. В. Азов // Приаз. край. 1917. 27 мая. С. 4.
8. Списки кандидатов в гласные Азовской городской думы // АМЗ. КП‑19639/25.
9. Приазовский край. 1917. 17 сент. С. 5.
10. Там же. 28 сент.
11. История Дона от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. Ростов н/Д, 1967. С. 20.
12. ГАРО. Ф. 835. Оп. 2. Д. 49. Л. 92.
13. Приазовский край. 1917. 13 сент. С. 4.
14. Рабочее дело. 1918. 4 янв.; Ростовская речь. 1917. 18 нояб., 25 нояб.
15. Наше знамя. 1918. 31 марта.
16. Повестки гласному Думы // АМЗ. ПИ‑1. Ф. 36.
17. ГАРО. Ф. 835. Оп. 2. Д. 48. Л. 1.
18. Там же. Ф. 860. Оп. 1. Д. 145. Л. 21–22.
19. Вечернее время. 1919. 7 сент. С. 4.
|