Трут В. П. Обзоры и рецензии. Агафонов А. И. История донского края // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 236-238. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=411
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
Рецензии на краеведческие книги
В. П. ТРУТ
Агафонов А. И. История Донского края (XVI — первая половина XIX в. Исторические источники и их изучение).
Агафонов А. И. История Донского края (XVI — первая половина XIX в. Исторические источники и их изучение). — Ростов н/Д : Приазовский край, 2001. — 382 с. + 5 отд. л. к.
Теоретико-методологические проблемы, в том числе региональной истории и источниковедения всегда являлись наиболее сложными в отечественной историографии, их постановка и осмысление выходит далеко за рамки краеведческой тематики. Впервые в почти трехвековой истории крупнейшего в Российской империи региона — земли Донской они рассматриваются как самостоятельная комплексная тема. Определению и характеристике этой фундаментальной научной задачи посвящено обстоятельное историографическое введение. Автор показал прекрасное знание предмета исследования, аргументировано раскрыл взаимосвязь изучения проблем российской и региональной истории, значение темы для развития науки, вузовского и школьного образования. Следует отметить четкость методологических позиций и новизну постановки проблемы — Донская история рассматривается через призму формирования и эволюции обширного и многообразного комплекса источников, как явление культуры, социальной деятельности общества и личности.
Монография А. И. Агафонова представляет итоги многолетней научной работы. Его статьи и выступления на конференциях по этой теме известны широкой научной общественности и снискали автору имя авторитетного специалиста среди ученых, занимающихся историей России эпохи позднего феодализма. Необходимо подчеркнуть, что исследование опирается на обширный и многообразный корпус источников — это материалы Государственного архива Ростовской области, архивов и музеев, Отделов рукописей Российской национальной и Российской государственной библиотек. Большинство документов впервые вводится в научный оборот. Отличительной стороной работы является привлечение различных по происхождению, характеру и содержанию иностранных источников, как переводных, так и на языках оригиналов — немецком, французском, английском и голландском.
Автор характеризует источники по истории Дона как сложную систему, обладающую своей историей и свойствами, принципами и методикой изучения. Большое внимание уделяется выявлению информации, содержащейся в различных видах источников, построению на ее основе концепций истории Донского края, казачества и Российского государства.
Рассматривая формирование территории войска Донского, возникновение и развитие казачества и превращение его из субэтноса в служилое сословие, складывание органов власти и управления, А. И. Агафонов показывает, что этот процесс фиксировался в актах нормативно-правового характера, войскового и обычного права, отражался в документации личного происхождения. В результате перехода войсковых учреждений на принципы деятельности имперской системы управления и нормы имперского права, увеличивалось количество старых и порождалось большое число новых видов документов. Это не исключало сохранения архаизмов в войсковом, окружном и станичном делопроизводстве, что обуславливалось историческими традициями и особым положением казачества в Российском государстве.
Изучению Донского края научными обществами и организациями посвящена вторая глава монографии. Впервые раскрывается роль Академии наук, Вольно-Экономического общества, исторических обществ Российской империи и музеев Дона, иностранных и российских ученых и путешественников по созданию сочинений, карт, исторических и статистических описаний земли войска Донского, отмечается их вклад в российскую и мировую науку. А. И. Агафонов подчеркивает, почти до 70-х годов XVIII в. военно-стратегические и политические интересы Российской империи побуждали правительство, организации и частных лиц обращаться к истории и современному положению казачества. Они оказывали большое влияние на происхождение, структуру и содержание документов, на оценки социально-экономического и политического развития региона и казачества до и после включения в состав Российского государства.
Большое место в третьей главе монографии отведено анализу актовых и разнообразных делопроизводственных материалов — грамот, манифестов, указов, годовых отчетов войсковых атаманов, материалов законодательных, ревизского учета населения, Генерального и местных межеваний земли войска Донского, послужных списков офицеров и генералов войска Донского, дворянских родословных, многочисленных иных источников. Автор подробно останавливается на выявленной информации, определяет возможности ее использования для уточнения как известных, так и недавно введенных в научный оборот фактов и событий донской и российской истории, для формирования новых подходов и представлений о происхождении казачества, развития Донского края и Российской империи.
При характеристике источников российского и донского происхождения постоянно подчеркивается, что по мере укрепления позиций самодержавия на Дону происходит сближение, а затем и вытеснение казачьего документоведения и делопроизводства, основанного на нормах войскового и обычного права, документоведением и делопроизводством, действовавшим в российских губерниях и опиравшимся на нормы имперского права.
Огромный массив документации имел четкое функциональное назначение и свой круг пользователей ее информации.
Исследования А. И. Агафонова по исторической географии и картографии широко известны историкам Дона и Северного Кавказа. В монографии обстоятельно излагается историко-географическое и картографическое изучение Подонья-Приазовья, отражение заселения и хозяйственного освоения Дикого Поля донскими казаками, русскими и малороссийскими крестьянами, кочевниками южных степей. Характеризуется процесс установления административно-территориальных границ земли войска Донского и южных границ Российской империи, отражение его на географических картах и чертежах иностранного и отечественного происхождения XVI — начала XVIII вв., в атласах Российского государства XVIII — XIX вв. Большую помощь читателям в понимании рассматриваемых вопросов оказывают приложения — карты Г. Меркартора, И. Массы, Н. Сансона, Г. де Боплана и других ученых и путешественников.
В качестве самостоятельного корпуса источников в главе рассматриваются географические известия, содержащиеся в дневниках научных экспедиций, путешественников и частных лиц, находившихся в земле войска Донского. Как и карты, они служат, показывает автор, важными документами по донской физической географии, топографии и топонимике, содержат сведения военно-стратегического, политического и социально-экономического характера, относящиеся к жизни населения края, о политике российского правительства в Северном Причерноморье, Приазовье и степном Предкавказье. В главе подчеркивается, что карты и географические известия являются своеобразными материалами, с присущими только им знаковыми и графическими системами, которые служат отличительными, определительными и датирующими признаками, как самих источников, так и их содержания.
Записки, дневники, воспоминания и мемуары донского, российского и иностранного происхождения, частная переписка, отмечается в монографии, являются важной составной частью обширного комплекса источников по истории Донского края. В них в концентрированном виде содержались и отражались взгляды и общественно—политические настроения эпохи, в которой они создавались, исторические идеи и представления о прошлом Донского края и Российского государства. С конца XVIII в., убедительно доказывает автор, они становятся неотъемлемой частью идейной жизни донского общества, а это позволяет говорить о высокой социальной активности казачьего населения и его высоком уровне образования.
Опираясь на опубликованные и вновь открытые источники личного происхождения, А. И. Агафонов показывает их информационные возможности, роль в уточнении, трактовке или понимании исторических событий, влияние на формирование антикрепостнической идеологии, становление в русской литературе различных направлений и жанров.
Одним из наиболее сложных для изучения видов источников является периодическая печать. Ее возникновение в Области войска Донского, политика правительства, направленная на усиление идеологического влияния на население края, содержание и характер публикаций, состав и деятельность редколлегий стали предметом специальной главы монографии. Автор подробно характеризует принципы и приемы исследования периодической печати как исторического источника, раскрывает ее познавательные возможности для воссоздания прошлого Донского края, исследует закономерности и особенности становления и развития общественной и исторической мысли в российской провинции. Из-за отсутствия высших учебных заведений на юге России, донская периодическая печать, как убедительно показал А. И. Агафонов, играла важную положительную роль в организации изучения местной истории, введении в научный оборот новых источников, расширении круга пользователей, в подготовке и написании крупных обобщающих работ.
Заслуживают внимания выводы и обобщения автора, изложенные в обширном Заключении. Можно сказать, что они имеют большое значение не только для изучения источников, но и для решения теоретических вопросов донской и российской истории, отечественного источниковедения и историографии.
Вклад А. И. Агафонова в изучение источников по истории Донского края XVI — первой половины XIX в. не исчерпывается только рассмотренными в рецензии и монографии вопросами. Его значение заключается и в том, что автор создал новый метод конкретно-исторического изучения региональной истории.
Российская и донская историческая наука обогатилась крупным научным исследованием. Оно открывает новую страницу в изучении Донского края эпохи позднего феодализма, донском историческом источниковедении и историографии, станет основой для других исследований.
|