Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Смирнов В. В. Обзоры и рецензии: Станько А. И. Реклама в донской прессе (XIX в.). — Ростов н/Д : Литфонд, 2003. — 76 с. // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 246. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=410

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Рецензии на краеведческие книги 

В. В. Смирнов

Обзоры и рецензии

Станько А. И. Реклама в донской прессе (XIX в.). — Ростов н/Д : Литфонд, 2003. — 76 с.

Реклама стремительно и властно вошла в нашу жизнь. Она не только занимает «бросающееся в глаза и уши» место в средствах массовых коммуникаций, стала играть активную роль в формировании газетных полос, теле- и радиопрограмм, но и основательно изменила их содержание. Реклама, фокусирующая в себе энергию товара, рвущегося к деньгам, кардинально переориентировал функциональную направленность СМК. Информация сама стала товаром, который нужно продать, учитывая интересы и потребности аудитории. Явление это требует серьезного внимания и изучения историков, теоретиков, практиков журналистики.

Становлению и развитию рекламы в донской прессе XIX века и посвящена монография известного исследователя региональных газет профессора Ростовского государственного университета А. И. Станько, автора многих серьезных и глубоких книг по проблемам печати Юга России.

Что же может дать история рекламы современному менеджменту, чаще оглядывающемуся на рекламный опыт Запада чем на собственный исторический. Уже самый поверхностный взгляд на прошлое отечественной рекламы говорит немало! А тем более — такой пристальный и основательный, каким посмотрел на эволюцию рекламы на Дону А. И. Станько.

Историко-теоретический подход вооружающий ученого новейшей методологией, дает возможность увидеть процесс становления и формирования рынка рекламы в газетах Дона в 19 столетии, выявившим наиболее характерные черты и свойства массовой прессы, как крупного явления, порожденного научно-промышленной революцией.

Автор рассматривает зарождение рекламы, ее место, роль, специфические особенности в системе становления самой региональной печати. А главное — в контексте экономической и политической жизни общества, оказывающей и на печать, и на рекламу существенное воздействие и определяющей многие параметры их социального проявления. А. И. Станько делит развитие донской рекламы на условные периоды, отмечая в каждом из них то новое, значительное, что появилось в рекламном оазисе. В этом эволюционном движении прессы, повышении ее роли в жизни общества (а вместе с ней и рекламы) читатели книги видят развитие донского края. Ведь газета не только «информационное зеркало» времени, она отражает фундаментальные процессы развития разных сторон бытия.

Наверно, не правомерно говорить об изучении истории местной рекламы как новой ветви краеведения, но то, что материал этот представляет значительный интерес для тех, кто им занимается, — несомненно.

На многочисленных примерах, показывающих как реклама обретала свои свойства на рынке товаров и услуг, проявляется конкретная жизнь людей 19 века. Именно она-то и интересна историкам, краеведам. Ведь это своеобразный срез, характеризующий подробности, детали опыта, несущих опосредованную информацию о поступи капитализма, его влиянии на жизнь людей.

Иллюстрированный материал, приложения даже в таком ограниченно объеме, несет немало любопытного об изобретательности, находчивости рекламистов давно ушедшего времени, работавших над привлечением внимания читателей газеты.

Содержательны и интересны краткие, но емкие характеристики основных донских изданий Ростова, Новочеркасска, Таганрога (официальных и частных): «Донских областных ведомостей», «Ведомостей Ростовской городской Думы», «Таганрогского вестника», «Донской речи», «Приазовского края»... Только в 1880-1890-е годы на Дону издавалось около двух с половиной десятков газет и журналов.

Опыт рекламного дела был полностью утрачен в советское время. Зачем нужна была реклама, если не было конкуренции? С кардинальным изменением основ нашей жизни, с появлением свободного рынка — реклама вернулась в прессу. Сравнивая рекламные тексты 19 века и современной газеты, находишь в них немало общего, но есть и различия, обусловленные самим временем и техническими возможностями полиграфии, о которых даже и не мечтали наши предки. Книга А. И. Станько подтверждает мысль о том, что ход крупных процессов и особенности их проявления в наше время закономерно определяются базовыми экономическими причинами. Если раньше пресса и реклама развивались эволюционно, то революционные преобразования новейшей эпохи заставили рекламу в стихийных потоках поиска денег, быстро обретать свое «классическое» лицо в новых общественно-политических условиях. Это еще один исторический урок полезной и нужной книги «Реклама в донской прессе».

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"