Дашевская В. В. Обзоры и рецензии: Волошинова Л. Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX — начало XX века). — Ростов н/Д : Новая книга, 2003. — 80 с.: ил. // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 245. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=403
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й
Рецензии на краеведческие книги
См. также статьи Л. Ф. Волошиновой в разделе Архитектура
В. В. Дашевская
Обзоры и рецензии
Волошинова Л. Ф. Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX — начало XX века). — Ростов н/Д : Новая книга, 2003. — 80 с.: ил.
В новой книге Л. Ф. Волошиновой, известного архитектора-реставратора и краеведа, вновь современность переплетается с прошедшим временем. Автор знакомит читателя с историей создания Собора Рождества Пресвятой Богородицы (Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы); Доходного дома торговой фирмы «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» (ныне дом, где до недавнего времени был магазин «Океан» на Большой Садовой); зданий Ростовской думы и управы (ныне здесь располагается администрация Ростова и городская дума) и Волжско-Камского банка (ныне Дворец творчества детей и молодежи); Старообрядческого Покрово-Ильинского собора (старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы ); Ростовской конторы Госбанка (Главное управление по Ростовской области Центрального банка Российской Федерации).
Имена создателей этих шедевров архитектуры, вероятно, известны многим — и по ряду публикаций автора в прессе, и по книгам ее («Пушкинская улица», «Бульварная площадь»), и по выступлениям в краеведческом лектории «Мой город» в Донской публичной библиотеке, и по мемориальным доскам на некоторых из названных зданий. Но, на наш взгляд, их повторить нелишне, создатели совершенства красоты и форм достойны того, чтобы их еще раз вспомнили добрым словом, — Константин Андреевич Тон, Александр Никанорович Померанцев, Александр Николаевич Бекетов, Владимир Александрович Покровский, Марьян Марьянович Перетяткович. И подчеркнем, это не просто имена, это академики архитектуры, профессора Императорской Академии Художеств, Мастера с мировой известностью.
Весьма удачно автор выбрала названные здания для своей книги, ведь каждое создано в своем стиле — русско-византийский, барокко, ренессанс, модерн, неорусский, русский классицизм. По одному только перечню можно судить и о своеобразии созданного за период второй половины ХIХ — начала ХХ века в Ростове-на Дону и говорить в целом о высшей школе российской архитектуры со знаком плюс (надеемся, что и сегодня будущие зодчие получают качественное образование, способствующее расцвету их таланта).
Ценным и показательным является то, что Л. Ф. Волошинова в качестве сотрудника института «Спецпроектреставрация» принимала деятельное участие в реставрационных работах, к примеру, здания городской думы, в обмерах и составлении планов культовых и общественных зданий. Опыт работы автора заслуживает внимания. А книга в целом безусловно может служить учебным пособием для студентов архитектурных специальностей вузов.
Краеведов и экскурсоводов книга также заинтересует. Ростов той далекой близкой эпохи живо предстает перед читателем. Архивы (ГАРО, ЦГИА), книги и газетные публикации местных краеведов (Сидоров В. С., Швецов С. Н. ,Вдовин М. А.), личные встречи со старейшими архитекторами города (Ребайн Я. А., Зимин А. П.), ростовчанами-сторожилами (Миндлин С. С., Царда К. Э., Ипектджиян В. В.) и др. — все это помогло автору соблюсти фактичность и сделать книгу скрупулезно точной, вплоть до букв (Нахичеван — так правильно назывался город, так его именует и автор книги, хотя неверным, но общепринятым является название Нахичевань). Однако, на наш взгляд, автору следовало бы в библиографическом списке указать значительный труд Г. В. Есаулова и В. А. Черницыной «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону» (Ростов-на-Дону, 1999; 2-е изд. в 2002 г.), с которым, конечно же, Л. Ф. Волошинова знакома.
Публикуемые в книге фотографии зданий (в разные годы существования) и их создателей-зодчих наглядно показывают «ту жизнь» ростовцев-ростовчан, города и России, связывая всех и вся с днем сегодняшним, веком двадцать первым.
Заметим, что книгу оформляла сама автор, удачно выполнив орнаментальные заставки и графические иллюстрации. Традиционное присутствие в книгах Л. Ф. Волошиновой «Словаря архитектурных терминов» повышает достоинства книги, предназначенной для самого широкого круга читателей. И в заключение скажем: за небольшой по объему книгой просматривается большой труд автора — архитектора, реставратора, краеведа, художника, который по праву может быть назван историческим краеведческим исследованием.
|