Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Два города в судьбе художника // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2024. Вып. 33-й. C. 140-144 URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=2054

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 33-й

Рецензии

Л. Ф. Волошинова

ДВА ГОРОДА В СУДЬБЕ ХУДОЖНИКА

В октябре 2023 года во время, проходивших в Ростове-на-Дону дней Санкт-Петербурга, Донская государственная публичная библиотека получила в подарок от издательства «Серебряный век» богато иллюстрированный альбом «Александр Шендеров. Судьба художника в зеркале времени» [1]. Значение подарка трудно переоценить. Главное, пожалуй, в том, что А. С. Шендеров – уроженец Ростова и значимые страницы его жизни и творчества связаны с нашим городом. В то же время это первое издание, в котором наиболее полно представлена биография художника, внёсшего заметный вклад в культуру Петрограда – Ленинграда. Составитель альбома Ольга Исааковна Родичкина дочь жены художника А. С. Шендерова Надежды Ганкиной. О. И. Родичкина считала своего отчима вторым отцом. Её статья «Судьба художника» основана на воспоминаниях, письмах и в большей степени рассказывает о семейных связях художника. Статья искусствоведа Эллы Ганкиной «В зеркале времени», младшей сестры жены художника, архитектора Н. З. Ганкиной,  посвящена творчеству А. С. Шендерова. Авторы статей, органично дополняя друг друга, рассказывают о трагической судьбе и творчестве незаурядного художника.

Александр Семёнович Шендеров родился в 1897 году в интеллигентной еврейской семье. Детство будущего художника прошло в Ростове-на-Дону в фамильном доме на Большом проспекте (ныне Ворошиловский). Вместе с ним росли старший брат Генрих (впоследствии известный врач) и младшая сестра Виктория, будущая пианистка. Братья и сестра дружили всю жизнь. Александр учился в престижной Степановской гимназии. Перед началом Первой мировой войны он побывал с отцом в Петербурге: познакомился с коллекциями Эрмитажа и Музея Александра III (впоследствии Русский музей). Тогда же у него появилась мечта получить высшее художественное образование в столице.

«В Ростове формировалась своя культурная среда молодёжи. Устраивались художественные выставки. Уже в 1918 году Александр участвует своими рисунками на “Выставке картин и скульптуры”, в 1919-м – на художественной выставке под названием “Лотос” [2, с. 30].Первые его опыты не сохранились. «Позднее, составляя по памяти список своих произведений, он сам начинает его только с 1920 года, очевидно не предавая значение тому, что экспонировалось раньше» [2, с. 30].

Однако «вспоминая об утраченных работах под первой датой – 1920, художник, отмечает как важные  “22 листа большого формата анатомии, рисунков с текстом”. <…> Это и штудии для себя, и подсобный материал для преподавания рисунка начинающим [2, с. 36].

Ростов-на-Дону в начале 1920-х годов… «Об атмосфере того времени, о среде молодых людей, ищущих своё место в искусстве и о знакомствах Александра выразительно пишет в своих дневниках Евгений Львович Шварц. Вот строки, относящиеся к 1920 году: “Ростовские мальчики и девочки, знакомые ещё с гимназических времён, разных характеров, разных дарований, полные одним и тем же духом – духом своего времени. Сначала собирались они и обсуждали книги и читали рефераты о литературных событиях двух-, трёхлетней давности…” [3]. Шварц играет в это время в маленькой Театральной студии-мастерской, … окружён такими же молодыми, восторженными людьми, как он сам. Среди них и Шендеров. <…> Ко времени, о котором идёт речь в дневниках Шварца Александр уже окончил первый курс медицинского факультета. Там он изучал анатомию человека, но затем он  перешёл на факультет истории искусств в Археологический институт, где преподавал Николай Лансере. Вскоре они стали друзьями. В 1921 году Лансере вместе с театральной мастерской, о которой пишет Шварц, переехал в Петроград, и Шендеров уехал туда же» [2, с. 31].

В Петрограде, благодаря Николаю Лансере, состоялось знакомство Шендерова с художниками А. Н. Бенуа, одним из основателей журнала и художественного объединения «Мир искусства», и М. В. Добужинским,  которые на несколько лет становятся его учителями. Шендеров примыкает к объединению «Мир искусства», затем к «Общине художников». Александр Семёнович «в это время много рисовал, и хотя ранние его петербургские работы впоследствии были вывезены в Германию во время оккупации Ростова-на-Дону, составленный им в 1950 году список знакомит нас с работами этого времени. Художник создаёт ряд портретов углём и сангиной и  продолжает активно работать в масляной технике. Его модели – коллеги по профессии, музейные деятели, актёры, музыканты. <…> В списке большое количество натюрмортов, первые акварельные пейзажи Павловска, Токсово, Финского взморья и анималистические рисунки, сделанные в зверинце<…>они становятся тем постоянно привлекающим художника жанром, который позже выдвинет Шендерова в ряд немногих высоко оценённых анималистов» [2, с. 34].

Ряд работ этого периода представлена в подаренном альбоме («Портрет актёра ТЮЗа Гипси», «Натюрморт с курицей», «Портрет искусствоведа А. М. Паппе», «Портрет профессора Митрофанова», несколько живописных работ связанных с обнажённой женской натурой, «Уголок натуралиста»). Начало творческого пути А. С. Шендерова в 1934 году прерывает арест.  По решению тройки ОГПУ он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь на строительство канала  «Москва – Волга».

«Составляя список рисунков лагерных лет, Александр Семёнович оставил дату “1934”без всякой записи, а в 1935-м отметил несколько рисунков и даже холсты с изображением строительной техники: экскаваторов, гидромониторов, занятых глубокой выемкой каналаФинальный рисунок того периода  – “Вокзал”, датированный 1936 годом… Как раз в этом году художник неожиданно получил свободу» [2, с. 43].

После ареста Шендеров, как все репрессированные, не имел права жить в Ленинграде, поэтому вернулся в Ростов-на-Дону. Его приняли в Ростовский областной  Союз художников сразу после возвращения из лагеря на основе привезённых из Ленинграда работ. В те годы он много и жадно работал, писал небольшие холсты с видами Ленинграда, донские пейзажи, натюрморты; обращаясь к портретному жанру, создал портреты профессора-врача Н. А. Богораза, композитора Д. Д. Шостоковича, дирижера М. И. Павермана, художника В. А. Гринберга и других.

«В первые военные дни 1941 года Александр Шендеров, вслед за братом подполковником медицинской службы, добровольцем уходит в действующую армию. Генрих Семёнович, известный и опытный врач, назначен главным терапевтом Северо-Кавказского военного округа. Александр Семёнович принят в часть рядовым санитаром и отправлен с ней в Казахстан. Отсюда формируются и движутся к фронту войска<…>. Армейский быт постепенно вызывает обострение болезней. В 1944 году военная медицинская комиссия досрочно демобилизует Шендерова. Он возвращается в Ростов-на-Дону» [1 с. 48]. Искусствовед Э. З. Ганкина отмечает: «Город, освобождённый от немецкой оккупации, производил тягостное впечатление. <…> Ростов не избежал разрушений и грабежей. Открыв свою квартиру после долгого отсутствия, Александр Семёнович нашёл в ней лишь заверенную домоуправлением расписку в том, что ценные вещи и его произведения вывезены в Германию оккупационной администрацией. С ужасом обнаружил он, что пропали все холсты и рисунки. Это было настоящее потрясение» [2, с. 48].

 «Другими глазами увидел он знакомый Ростов. Город показался ему беспокойным, разбитым и униженным.  В 1944 году он пишет несколько пейзажей, которые с очевидностью раскрывают внутреннее состояние художника. <…> Нарастающее чувство тревоги, отчаяния выражаются в острых, диссонансных линиях и формах. <…> Он превращает городской пейзаж в драму сходную с драмой театральной» [2, с. 48–50]. Это отражено в работах: «Трагический пейзаж» (1944) , «Троллейбус на Садовой»,  (1944), «Садовая улица» (1944), «Театральная площадь» (1945). «Послевоенная обстановка в городе была тяжёлой, но вскоре затеплилась какая-то надежда быть востребованным. – пишет О. И. Родичкина. – Появились заказы, Художественный фонд начал приобретать его работы, санатории заказывали монументальные полотна для оформления интерьеров. Эти годы были особенно плодотворными. Александр Семёнович пишет маслом сказочные сюжеты, портреты, обнажённую натуру, городские пейзажи. Его увлекает работа для Ростовского драматического театра им. Горького, где под руководством главного режиссёра Г. Леондора готовится спектакль «Виндзорские проказницы» Шекспира. Одновременно с эскизами декораций художник работает над портретом Леондора. Творческий подъём этого времени отразился во многих его монументальных и станковых работах» [4, с. 1213].

Послевоенный период творчества художника наиболее полно представлен в альбоме. Его работы экспонировались в Ростове на весенних выставках, которые проходили с 1946 года. Критики отмечали своеобразную творческую манеру Шендерова, непохожесть на других.

«Шендеров ищущий, упорно работающий художник. Вся его творческая биография проникнута поисками наиболее выразительных методов искусства. – писал рецензент К. Волков. <…> Последние три-четыре года этот неутомимый ищущий художник переходит к новой живописной манере, резко отличающийся от всей прежней его практики. О сущности этой манеры наглядно говорят экспонированные на выставке его работы на темы народного эпоса и исторического прошлого русского народа: «Куликовская битва», «Илья Муромец», «Золотой петушок». Характерной чертой этих работ является то, что при реальной, конкретно-содержательной тематике и реалистической трактовке отдельных фигур, предметов и деталей, художник в то же время весьма произвольно строит композицию картины, отказываясь следовать общепринятым законам перспективы, освещения и распланировки отдельных элементов, допуская при этом некоторую деформацию последних. Такой метод художник объясняет стремлением выявить с наибольшей полнотой типичные и существенные черты изображаемого, подчеркнуть взаимосвязь отдельных компонентов, глубже раскрыть ситуацию, создать полотно, требующее активного зрителя при восприятии картины.

<…> Несомненно, то, что творческая манера Шендерова своеобразно остра и выразительна, а яркие тона (преимущественно чистые и контрастные) и несколько стилизованная графическая линия придаёт его полотнам декоративную сказочность и праздничность» [5].

Творческая жизнь художника была разрушена в 1948 году: А. Шендерова обвинили в формализме, исключили из Союза художников и лишили мастерской. «Спектакль «Виндзорские проказницы» был запрещён, так как эскизы Шендерова сочли формалистическими, а портрет Леондора, написанный в остроэкспрессивной манере, художник уничтожил – он мог повредить репутации не только автора, но и модели». <…> Шендерова преследуют неудачи. Эскизы ранее заказанных картин лежат без движения. … Клеймо формалиста сделало его изгоем» ” [4, с. 13].

 Из письма в Ленинград от 26 августа 1948 года: «Всё вместе взятое тормозит мой приезд в Ленинград, который я считаю теперь особенно важным и необходимым». Он наивно полагает, что удастся получить вызов на работу в какой-нибудь город поближе к Ленинграду » [4, с. 13].

Из письма от 25 сентября 1949 года: «Здесь в Ростове все мои попытки что-либо заработать упираются в молчаливое противодействие, особенно ясно, что нужно ждать решения ССХ[2]» [4, с. 14].

Помощь пришла из Москвы. Удалось привлечь внимание к работам Шендерова известного живописца Василия Прокофьевича Ефанова, секретаря  Оргкомитета Союза художников СССР. Он бывал в Ростове и помнил живопись Шендерова 30-х годов. Для него не было сомнений, что надо восстановить доброе имя коллеги-живописца. И указание в Ростов поступило.

Вспоминает Ольга Родичкина, цитируя письмо художника: «Начался 1950 год. Теперь художник полностью отдаётся живописи. ”Я продолжаю работать и закончил портрет Шапошникова, кончаю портрет Леондора (второй) и думаю, что эти работы могли бы дать мне очень много при иных обстоятельствах. Во всяком случае успех этих портретов уже налицо<…> Для меня эти портреты являются особенно удачными потому, что мне кажется я нашёл свою манеру выполнения, то есть добился технической простоты и лаконичности. Над этим стоит поработать, это должно дать большие результаты”» [4, с. 15].

В 1950 году Шендеров принимает предложение преподавать живопись и рисунок в Уральском художественно-промышленном училище в г. Нижний Тагил. Здесь он создаёт эскизы театральных декораций к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Однако условия жизни на Севере тяжелы для его здоровья. В Ростов Александр Семёнович возвращается в 1952-м. Его падчерица Ольга вспоминает:

«В 1952–1953 годах обстановка в Ростове несколько изменилась, и у Шендерова появилась возможность получать кое-какую работу в издательстве Помог богатый опыт рисовальщика. Он делает иллюстрации к сказкам К. Чуковского. Все до единого рисунки подписаны в печать. Получает новый заказ на книжку ”Рассказы о геологах”; книжка небольшая, но подтверждает надежды на дальнейшее сотрудничество с издательством. Начинаются поиски комнаты (в Ростове в то время это было большой проблемой), чтобы мама смогла к нему приехать. Директор и главный редактор издательства приходят посмотреть его домашние работы. ”Они остались очень довольны и не скрывали своих восторженных отзывов. Я показал им рисунки животных (80 листов) и театральные эскизы”<…>

Работа в издательстве продолжается …<…> лишь в 1955 году семья воссоединилась. «Когда мама получила в паспортном столе паспорт Шендерова со штампом о постоянной прописке в Ленинграде на Загородном проспекте, где жила наша семья, слёзы душили её. Она бежала по улице и плакала. Более шести лет прошло, когда любящие и такие нужные друг другу люди, пройдя через столько испытаний смогли уже больше не разлучаться. Справка о реабилитации ”об отсутствии состава преступления” пришла позже, в 1957 году, но уже тогда, в 1955-м, началась другая жизнь. <…> Так состоялось возвращение в ленинградскую художественную среду. Началась работа в экспериментальной литографической мастерской ЛОСХа и дома, за своим рабочим столом».

Тогда художник увлёкся автолитографией. В первой серии цветных автолитографий «на темы  ”Книги джунглей” Р. Киплинга внешняя характеристика персонажей перерастает в романтические образы благодаря декоративности цвета, линии и условности трактовки пространства. Цветные литографии с изображением танцовщиц или обнажённого женского тела, созданные в конце 1950-х годов, характерны поиском красоты, очищенной от обыденности. В 1961 году работы из этих серий представлены на выставках, устроенных владельцем ” Grosvenor Gallery” Эриком Эсториком в Лондоне и Нью-Йорке. <…>С 1955 года, когда для Шендерова наступил наконец долгожданный период покоя, уюта, жизни в кругу любящих и заботливых родных, старых и новых друзей, и до его кончины (через три для после его 70-летия) прошло всего 12 лет. <…> В 1967 году художника не стало. Творчество с постоянными раздумьями, с отшельническим небрежением к лёгкому успеху, бескомпромиссность были для него единственной и самой естественной формой жизни» [4, с. 1821].

 Думается, что любой читатель, открывший альбом, будет увлечён миром художественных образов Александра Шендерова и согласится с автором этой статьи в том, как тесно переплелись в его творческой судьбе влияние Ростова-на-Дону, где он родился, вырос, начал творить и всегда влекущего его Петербурга.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Александр Шендеров = Aleksandr Shenderov : судьба художника в зеркале времени : к 110-летию со дня рождения художника : [альбом / сост., рез. и ст. «Судьба художника» О. Родичкиной ; ст. «В зеркале времени» Э. Ганкиной]. Киев : Мистецтво, 2007. 302, [1] с. :ил., цв. ил., портр.
  2. Ганкина Э. В зеркале времени // Александр Шендеров = Aleksandr Shenderov : судьба художника в зеркале времени : [альбом]. Киев, 2007. С. 29–70.
  3. Шварц Е. Л. Предчувствие счастья. Дневники. Произведения 20–30-х годов. Стихи. Письма. В 4-х тт. Т. 1. М. : Наука, 1999. С 9.
  4.  Родичкина О. И. Судьба художника. // Александр Шендеров = Aleksandr Shen–derov : судьба художника в зеркале времени : [альбом]. Киев, 2007. С. 7–21.

Каталог выставки работ художников Ростовской области. Ростов н/Д., 1946. С. 15–18.

 

[1] Любовь Феоктистовна Волошинова, архитектор, краевед, г. Ростов-на-Дону

[2] ССХ.Союз советских художников. – Л. В.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2025 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"