Малюкова Л. Н. Это нужно живым // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 142-145. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1968
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Рецензии
Л. Н. Малюкова
ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ
Колесов Г. С. Помните. Каменоломни : ЭСМА-ПРИНТ, 2022. 128 с.
Геннадия Семёновича Колесова, писателя, почётного гражданина Весёловского района, судьба наделила щедрым творческим даром и непреходящей любовью к донской земле, откуда пошли истоки его родословной. Он – автор целого ряда книг об отчем крае («Малиновый звон», «Родные люди», «Белый снег», «Казаки – люди Боговы», «Тёплая земля», «Скиф – герой Эллады», «Прости, земля» и др.) Но в центре творчества – родной Дон в трагические периоды своей истории.
Читая книгу Г. С. Колесова «Помните», невольно погружаешься в события 80-летней давности, которые пережила донская земля на переломе решающих сражений 1942–43-х годов, так образно, живо и скрупулёзно их воссоздание. Но не только это. Прислушаемся к авторскому заявлению: «Я не историк, целью настоящей работы является … передача ныне живущим потомкам воинов гордости за их самоотверженность, подлинный героизм» (С. 46). Актуальность такой задачи в наше время бесспорна.
«Война закончена, когда похоронен последний солдат» – этот непреходящий вердикт великого русского полководца А. В. Суворова лейтмотивом проходит через обжигающие страницы книги. С глубоким интересом узнаёшь, что в донской глубинке ныне существует клуб «Память – поиск», его неравнодушные члены и сам автор – активные поисковики, что донская земля, политая кровью, до сих пор хранит не открывшиеся тайны боёв. В 2012 году в Манычской круче обнаружены воинские захоронения: наряду с человеческими останками – патроны, обереги в кожаных мешочках, истлевшие деревянные медальоны, в которых уже невозможно прочесть имён. Но установлено: все они воины 110-й Калмыцкой дивизии и почти все погибли в тяжёлых боях под станицей Богаевской, и теперь в центре посёлка Весёлый есть холм памяти и славы, мраморные плиты. В хуторе Слобода ещё сохранились окопы, ямы блиндажей, дворы буквально усеяны нашими и немецкими автоматными гильзами, находят и неразорвавшиеся гранаты. А в 2020 году в одном из дворов хутора обнаружили захоронение из тридцати четырёх человек: ножи, портсигары, ключи от дома, вероятно, с надеждой скорого возвращения – всё сдали в музей на вечное хранение, а Самбекским высотам – одно из орудий. Только в Весёловском районе торжественно захоронили девяносто двух воинов.
В жанровом отношении эта книга – добротная исследовательская публицистика, в которую включены путём тщательных поисков биографии героев, совершивших подрыв Манычской плотины, воспоминания близких, полученных в результате встреч или по переписке, фронтовые сводки, документы военных лет и реминисценции ветеранов, мемуары советских военачальников и вермахта и т. д. Автор во многом следует методу «блокадной книги», совмещая прошлое с настоящим: опросы, воспоминания, отбор наиболее значимого материала. Его внимание акцентировано на малом участке донской земли – хуторе Каменном Мечётинского района, затерявшимся в задонской степи с несколькими десятками саманных строений вдали от железной дороги, превратившимся вдруг в огненный плацдарм, уносящий тысячи жизней (только за пять дней боёв – 4123 убитых!). Встречи с участниками и свидетелями, пережившими те беспримерные по жестокости события, магнитофонные стенограммы, наброски, лица, запечатлённые на фотографиях, словно на кинематографической ленте высвечивают жгучие страницы января-февраля 43 года. Уникальные герои документальной повести: заслуженная учительница Анна Павловна Богданчук, тогда 17-летняя девочка, которой пришлось поднимать окоченевшие останки убитых; Дмитрий Кузьмич Баранчук, доцент института, в прошлом старший сержант, испытавший лично штыковую атаку и ледяной брод солёного лимана, дважды раненный в жестоких боях под Ростовом, он двое суток пролежал в поле, пока, не отогнав фашистов, не пришли санитары; и едва не сожжённая заживо фашистами, дочь Героя Советского Союза, прекрасная и в почтенном возрасте Валентина Ивановна Лубяная. Человеческая память и пережитое военное лихолетье не имеет времени.
2010 год, первая встреча автора с очевидцем событий А. П. Богданчук – станица Мечётинская, уютный домик, чай с вареньем. Тихо льётся беседа о тревожной современности и надеждах: всё образуется, нужно верить. Вероятно, у русского человека вера в крови. Постепенно разговор переходит к главному. Анна Павловна говорит с затяжными паузами, с дрожью в голосе и со слезами на глазах: « … на этой балке трупов было не пройти. <…> Нас, молодых девчат, на санях старики привезли из Мечётки собирать убитых, а мы все в кучу сбежались, в голос плачем, отойти боимся. Снег весь в крови, где рука, где нога, где полчеловека изуродованного, танком раздавленного. Накричались, а старшие просят: помогайте, девоньки, помогайте, родные. Надо. Силосная яма была глубокая, длинная. В неё свозили обгорелых, закоченевших, изувеченных мёртвых солдат. Документы собирали. Где разбирали адрес, потом отсылали письма родным. <…> В буркуне, над речкой – боец на корточках, молоденький, ружьё склонилось, шапка сбоку,… а глаза голубые-голубые… Как нам хотелось его отогреть, похоронить по-другому. Морозы сильные стояли, не смогли выпрямить, так и положили в общую могилу… Слоями старики выкладывали то, что осталось от людей, шинелями перекладывали изорванными, окровавленными. Никогда этого не забудешь, никогда! <…> После такого ада домой вернулась другим человеком, закаменела вся» (С. 15, 16). С не остывающей болью и горечью Анна Павловна останавливается на злодеяниях фашистов с мирным населением, на тех, кто оказался пособниками, «поменяв шкуры». Запомнились псаломщик, встретивший врагов хлебом-солью на рушнике, бывший царский генерал и атаман войска Донского, бежавший за рубеж, П. Краснов, прибывший в немецком мундире, при Георгиевских крестах с призывом встать под знамёна освободительной армии. Вспоминает о своей первой юношеской любви, не дожившей до Победы. Рассказ Анны Павловны о боях в хуторе Каменном автор резюмирует и дополняет исследованием поисковика Д. И. Санина, публикуя главу «Бои в Каменном» из его книги «Боевые рубежи Маныча» (С. 12–14).
События разворачивались стремительно и неожиданно. После провала фашистов под Москвой с лета 42 года направление главного удара перенеслось на юг страны. Три крупнейших поражения Красной армии: Харьковская трагедия, неудачная попытка освобождения Крыма, губительный Миллеровский котёл, 24 июля был оставлен Ростов. В результате враг закрепился на правобережье Дона, открыв дорогу на Сталинград. Необходим был грандиозный рывок для перегруппировки советский войск, который бы приостановил молниеносное продвижение неприятеля. Таким героическим событием стал уникальный взрыв плотины Весёловского водохранилища на Маныче, задержав фашистов на четверо суток: отходящие от Ростова 12-я и 37-я армии были спасены от окружения. Но кем и как был совершён этот невероятный подвиг долгое время оставалось загадкой.
Тщательное исследование привело автора к мысли: первым источником раскрытия этого события стала народная память. Однако в этом сказалась и некая неосновательность: очевидцам запомнился лишь взрыв такой невероятной силы, что валились заборы, звенели стёкла и вода поднималась на несколько метров. Анализ на основании карт также не давал ожидаемых результатов: отсутствовали пометки продвижения противника в сторону водохранилища. Не было полной ясности и в современных публикациях: по интернету «гулял» видеоролик «Как солдат две армии спас», безымянным герой оставался и в сообщении ростовского историка В. И. Афанасенко в «Донском временнике» (Год 2012-й. Вып. 20, с. 87), где извещалось: : «неизвестный герой-диверсант … вечером 27 июля ценой жизни взорвал плотину <…> образовался пролом шириной более ста метров, через который хлынул мощный поток воды, заливая двух-трёхкилометровую пойму Маныча и снося понтонные переправы врага». Помощь пришла от друзей поисковиков, от военного исследователя из Элисты С. Г. Ершова. Из обнаруженных сводок 27.7.42 г. стало известно: в результате слабой обороны Манычстроя переправа была нарушена, Весёловская плотина атаковывалась с юга и с севера, из 400 человек с шестью пулемётами вышли на южный берег девяносто с двумя пулеметами. Горечь этой фронтовой страницы неизгладима.
В таком кромешном аду были и свои герои. Открылось очевидное: плотину удалось заминировать сапёрам 9-го механизированного батальона капитана В. Ф. Коренькова, но взорвать не успели, – захватили диверсанты дивизии Бранденбург, не найдя взрывчатку. Непосредственно подрыв осуществила 2-я рота старшего лейтенанта А. Цилюрика.
На этом работа Г. С. Колесова не прервалась. В книге впервые обнародованы биографии ранее безымянных сапёров, их лица, воспоминания близких.
Глава «Герои, спасшие две армии от окружения» включает судьбы девяти участников: их боевой «послужный список», страницы жизни в мирное время. Не все из них дожили до Победы. Погибли в боях в Краснодарском крае сапёры Ф. Ф. Федеков и П. Т. Рябенко, лейтенант Ф. Ф. Шеманов. Судьбы других героев затерялись в вихрях неумолимого времени: о командире взвода М. Х. Мухамедшине известно лишь, что он закончил службу военным комиссаром в Сочи, а непосредственный участник минирования плотины В. Н. Попов вышел в отставку в звании майора в 1956 году.
Более обстоятельные сведения удалось обнаружить об А. А. Цилюрике. Он закончил Военно-инженерную академию и был уволен в запас в звании полковника в 1968 году. О лейтенанте госбезопасности А. А. Акуленко многое стало известно благодаря воспоминаниям сына, полковника милиции республики Крым, и внучки, проживающей в США, выславшей фотографии деда и важные материалы о нём. К сожалению, пока не удалось найти наследников бесстрашного командира батальона капитана В. Ф. Коренькова: не осталось ни деревни, где прошли его юные годы, ни живых свидетелей.
Три блока книги («Холодное солнце хутора Каменный», «Взрыв», «Достоин, но не удостоен») содержат целый ряд малоизвестных документов, позволивших по-новому взглянуть на отдельные эпизоды событий 1942–43-х годов.
Так были открыты обстоятельства гибели под хутором Тузлов лётчика Григория Жовтоножко, горящий самолёт которого буквально рухнул на снеговую землю. Дважды раненый Жовтоножко успел расстрелять из авиационной пушки приближающихся на автомашинах фашистов, последнюю полю оставив себе. Вокруг имени этого героя собиралось немало легенд. В итоге скрупулёзные поиски привели в Белоруссию, где проживал его сын Владимир, усыновлённый и ничего не знающий до тридцати лет о своём кровном отце.
Листая страницы книги, невольно проникаешься чувством глубокого патриотизма и благодарностью к её автору и бескорыстным личностям его поисковой команды, без которых публикация могла и не состояться. На счету каждого из них десятки полевых экспедиций, перезахоронений с воинскими почестями и возвращений через бездну лет безымянных имён. Их многолетний труд обобщён в книгах, статьях, очерках. Мичман и строитель А. Н. Бочаров, проживающий в Ремонтненском районе, автор книг «Возвращённые имена», «Они вернулись с Победой», «Из истории сёл наших» и др. На основе его публикаций издан учебник для школ «История Ремонтненского района». Создатель и руководитель военно-патриотического движения «Поклон солдатам Великой Победы» С. Г. Ершов – автор книги «Уроженцы Калмыкии – участники Сталинградской битвы». Д. Н. Саниным, историком и директором Егорлыкского историко-краеведческого музея, членом областного клуба «Память–поиск» написана книга «Боевые рубежи Маныча» и создана книга памяти «Будем помнить». Своя интересная история поискового движения у капитана в отставке И. А. Шмыгаля, редактора и составителя Книг памяти шести районов области.
Между тем квинтэссенция этой книги – прочувствованный в процессе исследования ответ её автора усомнившимся маловерам («а нужно ли ворошить прошлое?»): «А вы придите, скептик, в эту Каменку, постойте молча у холма упокоения, как я стоял с живыми тогда ещё участниками давней трагедии. Задумайтесь… Они – последние на нашей земле герои великой войны. Герои! Их судьбы – кровь, страх, голод, боль, потери – и преодоление. Достойная жизнь, сохранённая память» (С. 7).
Книга Г. С. Колесова написана хорошим литературным языком. Она не только пробуждает память о трагическом прошлом, но и вызывает тревожные размышления о нашем нелёгком времени.
|