Сокольский Э. А. Возвращение Илии Попова // Донской временник. Год 2021-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1809
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Рецензии
Э. А. СОКОЛЬСКИЙ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЛИИ ПОПОВА
Сухарев А. Г. Мемориал. Ростов н/Д, ООО «Альтаир», 2020. 312 с., ил.
У этого автора, доктора физико-математических наук, вышло немало научных работ (монографий, книг, публикаций); в 1990 году он основал компанию, которая занимается высокими технологиями. Вышедшая в 2013 году книга «Жизнь и смерть священника Илии Попова» на фоне деятельности Алексея Григорьевича воспринимается неожиданно, если не знать, что герой книги – его дед, донской казак, протоиерей, расстрелянный в станице Пролетарской в 1937 году. И вот – новое издание, которое существенно отличается от прежнего: найдены новые факты. В предисловии автор в частности сообщает: «Судьба И. В. Попова после ареста, по словам последней из оставшихся в живых его дочерей Татьяны, родственникам была неизвестна. Считали, что он замёрз а арестантском вагоне по дороге в лагерь. Так я и написал в своей книге о деде». Но потом оказалось, что «тётя Таня всячески смягчала факты, видимо, считая, что и в 1990 году опасны сведения о расстреле её отца, участии в Гражданской войне на стороне белых двух её братьев и гибели одного из них. От младших поколений всё, что возможно. скрывали» (с. 11).
При подготовке новой книги работа проделана огромная. Широко используя архивные материалы, Сухарев в первой главе рассказывает об истории станицы Великокняжеской (ныне город Пролетарск), где служил Илия Попов, о священнической династии, к которой он принадлежал; в разделе, посвящённом событиям Гражданской войны, старается «реконструировать» историю знакомства своего деда с генералом Мамонтовым. Затем следуют 1920-е – начало 1930-х годов: духовное подвижничество о. Илии, служба в церквях станицы, его человеческие качества (мягкость, доброта, чистота души, честность, смелость в высказывании своего мнения).
Вторая глава, охватывая тему закрытия церквей в стране и в частности на Дону, подробно описывает все этапы, предшествовавшие закрытию станичной Флоро-Лаврской церкви. В третьей, обильно иллюстрируемой фотокопиями документов, приводятся тексты обвинительных заключений, рассматривается суть обвинений, приговор и устанавливается место, где происходили расстрелы.
В четвёртой главе мы вместе с автором посещаем места, связанные с жизнью о. Илии: Свято-Серафимовский храм в станице Гниловской (ныне в черте Ростова-на-Дону), храм Рождества Христова в станице Нижнекундрюченской, Успенский храм в станице Кочетовской, Одигитриевский в хуторе Крымском (всё – Усть-Донецкий район Ростовской области), и возвращаемся в Пролетарск, к месту, где стоял дом Поповых.
Пятая глава посвящена мемориалу, в который входят памятник Илии попову, Стена Памяти священников, пострадавших от репрессий, и поклонный крест «Верой спасётся Россия»; в отдельной главе приводятся сведения о расстрелянных и без суда и следствия.
Завершается книга детальными сведениями о Фонде имени священника Илии Попова, созданном в 2013 году для культурно-просветительской деятельности во благо истории России, православной церкви и казачества; кстати, именно на деньги этого фонда и воздвигнут мемориал в Пролетарске.
Книга поражает обилием фотографий. «Мемориал» – достойный памятник священнику, памятник на века, иначе сказать – возвращение живого Илии Попова – теперь уже навечно.
|