Сокольский Э. А. Благословенный свет Ростова // Донской временник. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1779
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
Рецензии
Э. А. СОКОЛЬСКИЙ
«БЛАГОСЛОВЕННЫЙ СВЕТ» РОСТОВА
Ростовъ-на-Дону. Историко-краеведческие описания (сер. XIX – сер. ХХ вв.) / сост. Кислицын С. А., Кислицына И. Г. Ростов н/Д : Дон. издат. дом, 2019. – 284 с.
В книге рассказывается о возникновении и становлении Ростова-на-Дону на основе нескольких источников, повторяющих, дополняющих и в чём-то даже противоречащих друг другу – а в итоге разворачивающих перед нами процесс скрупулёзных исследований как диалог между историками. Вступительная часть посвящена подробному обзору работ авторов, посвятивших себя изучению прошлого Ростова, после чего, настраивая читателя на лирический лад, составителями даётся неожиданный стихотворный салют журналиста Николая Бусленко «Vivat, Ростов!». Высокопарный слог его сонетов словно пародирует как «школу гармонической точности», так и заказной текст, пригодный для любого города, – лишь бы его название легло в заданный стихотворный размер:
О, сколько смысла в сокровенном слове –
пусть расцветёт величьем мой сонет!..
Сказание о городе Ростове
прольёт на нас благословенный свет.
Правда, никаких «сказаний» из венка сонетов Николая Бусленко извлечь невозможно, зато публикация, следующая за этим венком, уже заслуживает пристального внимания: это впервые публикуемый историко-экономический очерк «Ростов-на-Дону» о крепости св. Димитрия Ростовского, принадлежащий перу Аполлона Александровича Скальковского, руководителя и редактора изданий статистического общества комитета Новороссийского края, дружившего с Адамом Мицкевичем и даже сделавшего подстрочный перевод его поэмы «Конрад Валленрод» для Пушкина, когда тот приехал в Одессу. Не свободный от неточностей, очерк Скальковского содержит ценные сведения о Ростове как торговом городе во всех доступных автору подробностях, причём автор не останавливается на констатации собранных фактов и предлагает принять вполне конкретные меры по улучшению ситуации в городе, которая далеко не всегда и не везде на высоте.
Много страниц уделено главам из книги «Ростов-на-Дону», написанной участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза, профессиональным историком Георгием Александровичем Иноземцевым и увидевшей свет в 1949 году. В центре внимания Иноземцева – торгово-купеческая тема и капиталистическая жизнь города; вместе с тем начинает он издалека – с древней истории низовьев Дона, а завершает рассказ фашистской оккупацией Ростова и его освобождением, широко используя официальные материалы. Труд Иноземцева, не выдерживая сравнения с исследованиями авторов последующих лет, представляет собой, тем не менее, интересный документ эпохи. Отдадим историку должное: он проговаривает важную вещь, суммируя разные взгляды на дату основания города:
«За начало Ростова принимали: или возникновение на его территории временных поселений в 30 – 40-х годах ХVIII в., или учреждение в 1749 году Темерницкой таможни, или же, и чаще всего, – начало постройки в 1761 году крепости Дмитрия Ростовского, или же образование в 1797 году Ростовского уезда с центром в крепости Дмитрия Ростовского, или, наконец, – утверждение в 1811 году первого городского плана и герба Ростова» (с. 111).
Что интересно: этот абзац по сути признаёт, что принятая на сегодня официальная дата основания города – 1749 год – символическая; однако далее у автор всё-таки утверждает, что «началом истории Ростова является правительственный указ от 15 декабря 1749 года об утверждении Темерницкой таможни, ибо этим первым историческим документом было положено начало формированию города» (с. 111). Согласно такого рода логике можно утверждать, что, например, начало Петербургу положила какая-нибудь финская деревушка. Но как видим, версия Иноземцева оказалась наиболее живучей; она же обозначена в следующем публикуемом в книге труде – в «Очерке о начальном периоде истории г. Ростова-на-Дону и окрестных селений» известного краеведа и картографа Бориса Владимировича Чеботарёва (удивительно, что его инициалы – «Б. В.» раскрываются лишь в последнем предложении биографического очерка). «Город вырос из порубежной Темерницкой таможни, учреждённой в 1749 году», – сразу же заявляет автор; в связи с этим возникает вопрос: почему же тема жилого строительства в его тексте возникает лишь при рассказе о возникновении крепости св. Дмитрия Ростовского? Ведь именно благодаря этой крепости «ничто не остановило десятки тысяч неизвестных теперь переселенцев-тружеников, построивших здесь свои первые землянки» (с. 261).
Завершают книгу «Новые картографические материалы из истории Ростова-на-Дону и окрестных селений второй половины ХVIII века» (на самом деле – уже не новые: статья перепечатана из сборника «Известия Ростовского областного музея краеведения» за 1959 год) и список литературы об истории Ростов-на-Дону.
Если брать во внимание громкое название книги, то она несколько странна в композиционном отношении. Удивляет обозначенный в названии период времени: «сер. XIX – сер. ХХ вв.»; разве отсчёт истории города здесь ведётся с «сер. XIX» века? Но стоит ли придираться, главное – она в высшей степени познавательна и интересна.
|