Сокольский Э. А. Приглашение в Зимовники // Донской временник. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1777
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
Рецензии
Э. А. СОКОЛЬСКИЙ
ПРИГЛАШЕНИЕ В ЗИМОВНИКИ
Шевченко С. А. Страницы истории Зимовниковского района / Зимовники : Зимовниковский краеведческий музей, 2019. 228 с., ил.
Сергей Шевченко давно и подробно занимается историй Зимовниковского района, и упорство его поразительно: рассматривая территорию довольно однородную по своим природным особенностям, он вместе с тем отводит для каждого сельского поселения отдельную главу: Верхнесерабряковское, Гашунское, Глубочанское, Зимовниковское и далее по алфавиту. Строгая схема каждой главы проста: расположение, перечень и история населённых пунктов, входящих в состав сельского поселения, площадь в гектарах, особенности рельефа, водные ресурсы, археологические памятники, события времён Гражданской и Великой Отечественной войн, развитие сельского хозяйства и культурной жизни в мирное время. Не забыты ни одно полевое хозяйство, ни одна школа и прочие учреждения; отмечены щедрым вниманием люди, оставившие след в летописи истории района.
Надо сказать, что к широкому читателю книга не обращена. По своей форме «Страницы истории» представляют собой стройный, сухо изложенный справочный материал; здесь, за редчайшими исключениями, не найти вкраплений чьих-то воспоминаний – что могло бы значительно оживить издание. Воздерживается автор и от каких-либо оценок происходящего; он сохраняет ровный бесстрастный тон, и даже трудности и беды постсоветского времени в «Страницах» никак не отражены. Возможно, в этом проявляется оптимизм Шевченко, верящего, что страна всё выдержит, всё преодолеет, и не желающего оплакивать былой экономический расцвет района.
Однако есть в книге и такие страницы, которые дышат поэзией родной земли. Они – в самом начале и в самом конце книги. Автор начинает с географического очерка Дикого поля, часть которого занимает Зимовниковский район; далее ведёт рассказ о заселении его казаками, о калмыцких кочевьях. Что касается калмыков, они, целые и невредимые, возникают у Шевченко и в сегодняшней поре. Так, в главе, посвящённой Гашунскому сельскому поселению, читаем:
«После бурных перестроечных лет, слома социалистической системы, распада Советского Союза начался процесс духовного возрождения духовных ценностей и традиций. Калмыки стали периодически появляться на своей малой родине. Они проводят буддийские обряды, поминают убиенных и умерших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, раскулачивания и депортации. На месте бывших хурулов устанавливают Памятные знаки. У них сложились многолетние дружеские отношения с населением Дубовского, Зимовниковского и других районов Ростовской области, налажен культурный обмен. Калмыцкие национальные коллективы устраивают концерты для населения вышеназванных районов. Приглашают к себе гостей на национальные праздники, в частности на празднование Дня Тюльпана, Лотоса и др.
Таким образом, дружба между казаками, калмыками и русскими выдержала многолетние испытания. Она осталась неразрывной, как три символических цвета на флаге Ростовской области – синий, жёлтый и красный».
Вот, пожалуй, один из живых фрагментов книги, в котором проглядывается эмоциональный оттенок. Отчётливо он выражен в заключительной главе, где говорится об экологических проблемах района, о возможностях их решения.
А в «Послесловии» автор призывает читателей «учиться ценить и беречь неброскую красоту наших Сальских степей», скромно назвав свой труд «попыткой пробудить интерес к изучению своего родного края».
По-моему, достаточно увидеть эту книгу в двести с лишним страниц, чтобы интерес пробудился: каков пример кропотливой работы, каков объём собранной информации! Говорят – незаменимых людей нет. Но разве эта формула универсальна? Не было бы Сергея Шевченко – не было бы такой книги.
Невероятная работоспособность; трудолюбие, не знающее усталости.
|