Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Джунько М. С. Аксай под одной обложкой // Донской временник. Год 2019-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1697

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Рецензии

М. С. ДЖУНЬКО

АКСАЙ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ

В предисловии автор указывает, что книга написана по материалам, собранным Владимиром Дмитриевичем. Гладченко, который сформировал папки по периодам истории музея и снабдил их фотографиями. Но Гладченко, отдавший музею более тридцати лет, ушёл из жизни, не успев воплотить замысел. Десять лет никто не брался за эти материалы – ни коллеги-историки, ни сотрудники музея. И всё-таки при поддержке руководства музея и с благословения Ольги Петровны Гладченко, которая бережно хранит архив мужа, книга издана. Хорошо, что её автором стал Юрий Трущелёв – хоть и не историк по образованию, но человек, знавший лично Владимира Дмитриевича, поработавший, пусть и недолго, под его началом, а после освещавший проблемы музея в районной газете. Автор был знаком и со многими людьми, причастными к созданию музея.

Книга рассказывает, как зарождался музей, говорит  о людях, собиравших его фонды: от краеведов и энтузиастов О. Н. Пышненко, Ю. Н. Введенского, А. Н. Скрипова,  М. М. Кушнир, А. Т. Рой, В. И. Левченко  и до профессионала в этом вопросе – Владимира Гладченко, человека, который  превратил простой школьный музей в городской со статусом государственного учреждения культуры.

В главе «Краеведение как отправная точка музейной работы» автор приводит слова академика Лихачёва: «Краеведение не только наука, но и деятельность!»

У нашего города славное прошлое. В. Д. Сухоруков в начале XIX века  называл станицу Аксайскую одной из красивейших и богатейших на Дону. Много места в книге уделено истории древнего Кобякова городища, рассказывается о работе археологических экспедиций в период с 1924 по 1928 год под руководством профессора А. А. Миллера. С городищем связана легенда о пребывании в плену у половцев князя Игоря, героя эпоса  «Слово о полку Игореве». Из книги мы узнаём, что А. Н. Скрипов был не только учителем-краеведом, но и автором стихотворного перевода этого великого произведения. В 1570 году на Кобяковом городище казаки передали царского посла Новосильцева турецкому отряду для сопровождения в Азов, и далее – в Стамбул. Это первое упоминание окрестностей  Аксая в официальном документе принято считать датой его основания, так как на восточном склоне Кобяковки с незапамятных времён был одноимённый хутор, относящийся к станице Аксайской. О славянском христианском поселении XI века на городище упоминают А. А. Миллер и М. И. Артамонов. «Раскопки профессора Миллера, – пишет Юрий Трущелёв, – прославили Кобяково городище, которое пресса тех лет называла, и не без основания, “русской Троей”».

В годы Великой Отечественной войны значительная часть городища была разрушена из-за строительства железной дороги по Ольгинской дамбе. После войны школьники в земельных отвалах находили и приносили в школу всякие древности. С 1947 года в местной школе работал учителем истории фронтовик А. Н. Скрипов, который на базе краеведческого кружка решил создавать с учениками музей. В 1953 году у Скрипова вышла книга «Школьный музей», а за год до того музей посетил С. Я. Маршак и оставил в книге записей тёплый отзыв. Завязалась переписка с юными краеведами, позже Маршак рассказывал о школьном музее из казачьей станицы даже в своей поездке по Англии.

На Кобяковом городище в 50-е годы был найден вырубленный из камня крест, который А. Н. Скрипов в книге «На просторах Дикого поля» называл аланским. Краевед А. Д. Лудов высказал предположение, что крест мог относиться к временам, когда в этих местах побывал апостол Андрей Первозванный. Читатель с интересом знакомится с удивительной историей, связанной с этим крестом. «На Киевских горах ещё в начале XX века производились изыскания, но следов пребывания Андрея Первозванного не нашли. А вот на Аксайских горах нашли каменный крест, но почти сразу же закопали его обратно в землю… В документальном фильме Андрея Кондрашова “Валаам” говорится, что первый крест на территории этой обители поставил сам апостол Андрей Первозванный… По дороге на Валаам апостол вполне мог побывать и на священном холме Кобякова городища». Исчезновение каменного креста со двора школьного музея обросло легендами, которые сводятся к одному: все, кто пытался по приказу начальства разрушить крест, пострадали, поэтому его столкнули в балку, которая в те годы была рядом с музеем, и присыпали землёй. Когда крест вернули земле, не пострадал никто.

 В книге рассказывается об истории создания и становления музейных филиалов «Почтовая станция XIX века», «Таможенная застава XVIII века» и «Военно-исторический комплекс». Читатель узнаёт о неудаче Владимира Гладченко и его единомышленников с попыткой создать экспозиции музея в посёлке Берданосовка – в память о первой на Юге России железной дороге от Александровск-Грушевских шахт до Аксайской пристани, и филиала музея в хуторе Малый Мишкин – родовом поместье Матвея Платова. Не смогли одолеть ведомственные чиновничьи барьеры, несмотря на поддержку общественности, и районных властей. К тому же столкнулись с влиянием коммерциализации отношений: вагон постройки XIX века, найденный и приготовленный для экспозиции,  украли, видимо, для собственной дачи, за паровоз тех же времён железнодорожники потребовали непосильную для музея компенсацию в виде металлолома, а здание локомотивного депо жители посёлка растащили по кирпичику. Таким образом, Владимиру Дмитриевичу не удалось увековечить память о железной дороге, а в имении героя Отечественной войны 1812 года до сих пор размещается психбольница.

Начало  создания комплекса  «Почтовой станции» положено ещё А. Н. Скриповым. Он добился установления памятной доски на здании, принадлежавшем мебельной фабрике. Опираясь на книгу ростовского коллекционера Леонида Тартынского «Обвенчать по Дону», Трущелёв рассказывает, как Тартынский и Гладченко организовали в 1981 году первый Пушкинский праздник в Аксае. Среди гостей праздника был Александр Николаевич Скрипов, который с 1960 года, жил и занимался литературной деятельностью в Азове. Второй Пушкинский праздник провели в 1986 году, далее праздники стали ежегодными. В 2019 году состоялся уже тридцать четвёртый.

Тартынский активно привлекал в Аксай ростовских пушкинистов. Ещё на стадии создания музей приобрёл много друзей в среде поэтов, писателей, художников. Но с передачей зданий на баланс музея возникали трудности. Только в девяностых годах началась реставрация «Домика почтового смотрителя», а затем и «Гостиницы». Упорство Владимира Гладченко и его сподвижников оказалось сильнее инертности чиновников. К двухсотлетию Пушкина – в 1999 году – Аксайский музей был включён в общероссийскую программу юбилея. «Почтовая станция» стала популярным местом для творческой интеллигенции Дона. А споры вокруг «Почтовой станции» продолжаются и по сей день: действительно этот архитектурный комплекс был станцией или он принадлежал частному лицу.

Идут споры и о другом историческом комплексе – «Таможенной заставе». Тем не менее главное – сюда приводят экскурсии, здесь организовывают выставки, экспозиции. Посетители оставляют благодарные отзывы, приезжают снова.

Меня, как человека, пишущего на историческую тему, в книге заинтересовал фрагмент из статьи некоего В. Першина: «26 сентября 1744 года сенат и императрица (Елизавета) издали Указ о строительстве (таможенных) застав… Для руководства строительством на Дон были посланы семь инженеров-фортификаторов во главе с князем И. М. Голенищевым-Кутузовым… В качестве рабочей силы использовали пленных турок и татар, захваченных русской армией и казаками  в Азове и Лютике в 1736 году и с тех пор томившихся в Усть-Аксайском каземате… После постройки таможенных застав их от плена освободили, и они основали хутор Алитуб выше Черкасска, на другой стороне Дона. Люди обзавелись хозяйствами, семьями и потомки их уже в екатерининское время были приняты в казаки. Итак, 7 застав были построены и с апреля 1745 года стали работать. Все они были подчинены коменданту крепости (св. Анны?). На каждой таможне служили от 6 до 10 солдат, 1–2 капрала и 1–2 таможенных целовальника. Кроме того, с 1746 года служили ещё  и доломановские казаки, которых мобилизовали из числа казаков специально для службы на заставах по распоряжению царицы, сената и военной коллегии из городков от Мелиховского до Усть-Аксая по жребию».

Между прочим, главной улицей станицы Аксайской до революции была именно Доломановская! Знаю, у части историков сведения В. Першина вызывают скепсис: не указан источник. Я сам работал в архивах, и понимаю, что нафантазировать такое невозможно. Скорее всего, фонды, из которых взяты сведения, позже были утрачены.

Интерес для посетителей музея представляет и находящаяся неподалёку Мухина балка. Некогда разнообразная её растительность изучалась преподавателями и студентами Ростовского университета ещё в начале прошлого века: в бывшем поместье Мухиных размещалась Биологическая станция под руководством профессора Вершковского, будущего основателя Ботанического сада РГУ.

На «Военном комплексе», помимо различной техники, интерес вызывает подземный запасной командный пункт Северо-Кавказского военного округа. С 1993 года этот пункт по назначению не используется. Сотни метров бетонных подземных переходов и залов стали экскурсионным маршрутом. В одном из бункеров высотой в пять метров когда-то стоял громадный, под самый потолок, ламповый компьютер, а на стенах мигали  карты СССР и всего мира с обозначенными ракетными установками. Подземный город всегда был готов к самой страшной  войне!

Из книги читатель узнает, как попали в музей «фаэтон Бубы Касторского» из кинофильма «Неуловимые мстители», старинная скрипка, очень похожая на изделие Страдивари, окаменелые кости мамонта, телефонный аппарат «Эриксон», по которому в станице узнали о свершении Октябрьской революции.

Книга во многом является рассказом об истории Аксая с давних лет и до нашей поры. Причём, с разных позиций. Например, вот так представлял  историю Аксая А. Н. Скрипов: «В конце XVI и начале XVII века на месте татарской юрты возникло казачье поселение, за которым  сохранилось тюркское название – Аксу… Во время Азовских походов здесь  были рыболовные станы, а во второй половине  XVIII века образовалось поселение доломановских казаков».

Рассказывая об аксайских подземельях, Юрий Трущелёв приводит выдержку из интервью с Владимиром Гладченко: «Много работал в архивах. Нашёл доклад коменданта крепости Димитрия Ростовского, датированный 1768 годом. По информации коменданта, под Аксаем расположено 34 выхода – то есть подземных сооружений. В газете “Красный кавалерист” 1924 года был помещён криминальный очерк о банде головорезов, орудовавших на железной дороге. Бандиты выкатывали на Кобяково городище пулемёт и, когда  показывалась на железке “кукушка” с прицепными вагонами, начиналась пальба. Пассажиры в страхе разбегались, а налётчики забирали багаж и уходили в пещеры».

Не оставлена без внимания и тема возрождения казачества в Аксае. В то время у людей появился необыкновенный интерес к прошлому Дона, родилась гордость за своих дедов – донских казаков, храбрых защитников Отечества. Казачество активно участвовало в общественной жизни города и района. Один из первых казачьих сходов был проведён в балочке музейного комплекса «Таможенная застава» в 1990 году. Директор Гладченко был активистом движения по возрождению казачества и входил в правление Аксайского юрта.

В книге есть и такие строки: «В начале XIX века… Аксай являлся уже большой торговой станицей, славился своими ярмарками – самыми крупными на Дону». Это из статьи «Тихий город» журналиста ростовской газеты «Город N»  Надежды Волковой, опубликованной в 1995 году. Но реалии Аксая в те годы были таковы, что смертность почти в два раза превышала рождаемость, стояли многие предприятия, а музей рос и развивался.

Особо хочется сказать об иллюстрациях. Это и снимок начала XX века, где показано Кобяково городище, а на крутом склоне холма видны дома староверов. Любопытна фотография рисунка художника Николая Чернецова из запасников Русского музея: «На Дону в станице Аксайской. 1837 год». Мы видим красивые курени и богатый с галереей дом именитого станичника, каменные изгороди, парусники с высокими мачтами на  Дону, далёкую степь, широкое устье речки Аксай и остров. Есть в книге и фотография того самого каменного креста, что доставил много хлопот аксайским чиновникам, и красивейшей Троицкой церкви, разрушенной в 1937 году. А как удивит читателя живописный вид Аксайского бювета и этикетка продававшейся в 30-е годы «натуральной, минеральной, столовой воды источника Аксай»! Интересны фотографии улиц и  домов с элементами «аксайского» классицизма.

И, конечно же, на фотографиях много людей: портрет профессора археологии А. А. Миллера, фото участников одной из его экспедиций в Кобяково городище, портрет героя Отечественной войны 1812 года, казачьего генерала Т. Д. Грекова, фото красного начдива времён гражданской войны А. В. Соболева. Есть фотография учительницы О. А. Пышненко, молодой женщины с умными и немного грустными глазами, которая в конце тридцатых годов организовала краеведческий исторический кружок; общее фото выпускников Аксайской средней школы 1940 года (на их лицах спокойствие и улыбки; им неведомо, что вскоре они  окажутся в  пекле жестокой и кровопролитной войны); военные и гражданские снимки дважды Героя Советского Союза Н. Д. Гулаева, лётчика-истребителя, уроженца Аксая, в мирное  время – генерал-полковника (его имя присвоено Военно-историческому комплексу Аксайского музея). Много фотографий 50-х – 90-х годов, на которых запечатлены юные аксайские краеведы.

Пожалуй, одно из важных мест в книге занимает повествование о человеке, который создал и подарил музей жителям и гостям города.

Музей Владимир Гладченко создать успел; на протяжении сорока лет он регулярно публиковал статьи на краеведческие и другие темы в районной «Победе» и в областных газетах. Остались многочисленные папки с историческими документами, сохранились воспоминания людей. В 1997 году академик Ю. А. Жданов писал заместителю главы администрации Ростовской области: «По счастливой случайности, мне удалось посетить музей истории города Аксая… Экспозиция обогащает посетителей, особенно молодёжь, уникальными знаниями  о древности и современности не только Аксая, но фактически всего региона, содействует сохранению культурной традиции. Всё это осуществлено и развивается благодаря самоотверженному труду в первую очередь директора музея В. Д. Гладченко – подлинного энтузиаста культуры. Я поддержал бы предложение о присвоении ему звания “Заслуженный работник культуры  Российской федерации”». В 1999 году Владимир Дмитриевич был удостоен  этого высокого звания, в том же году он стал и почётным гражданином города Аксая.

Любопытна выдержка из заметки корреспондента местной газеты Н. Г. Кангиной. «Встречался ли вам человек, которому предлагают бесплатную путёвку в Анталию, а он ещё раздумывает?» И дальше журналистка сама же  ответила, что не мог поехать Владимир Дмитриевич на турецкий курорт в то время, когда в музее готовились мероприятия к двухсотлетию Пушкина. «Есть вещи более значимые, чем бронзовый загар и ласковые морские волны».

Накануне своего шестидесятилетия Гладченко показал автору этой книги горы папок, заполнившие шкафы в его квартире, и спросил: «А что ты посоветуешь мне делать с этим? Это всё – материалы для моих будущих книг, написание  которых я откладывал уже сколько лет. Ну, хорошо – книга “Дороги серебряной подковы Дона”, – Гладченко взвесил в руках толстенную стопу машинописных страниц, – почти готова… А остальное?! “Легенды и сказки Аксая”, “История Аксая с 1570 года”, “История крепости с таможенной заставой”, “Почтовая станция”, “Гражданская война”. Совмещать руководящую работу (в музее) и писательство, я убедился, не выходит. Оставлять на потом? А будет ли оно, это “потом”… А если не напишу, то зачем я всё собирал, просиживая в архивах отпуска, зачем записывал рассказы десятков людей, многих из которых уже нет в живых?»

Всё это оказалось востребованным позже, и многие материалы Владимира Дмитриевича помогли  Юрию Трущелёву написать книгу. Под одной обложкой с названием «Аксайскому военно-историческому музею –70 лет» на самом деле собраны три повествования: о городском музее, об истории Аксая, а ещё – о Владимире Гладченко. Книга написана легко, можно читать отдельными разделами и главами. Отсюда, пожалуй, и намеренно допускаемые автором повторы, которые заметит внимательный читатель. Отсюда порой избыточное увлечение излишней детализацией. Кто-то может оспаривать отдельные мысли автора, кто-то, быть может, и вовсе не согласен с ним: например, зачем на страницах  показаны ведомственные, внутримузейные  разборки? Но эта книга – своего рода документ времени, она помогает ощутить колорит ушедшей эпохи. Для читателя главная ценность книги – историческое содержание с выводами и оценками, которые могут меняться и дополняться.

Уходят в историю далёкие времена. В Аксае, к сожалению, мало остаётся того, что зримо напоминает о былом. Снесены многие старинные здания со своеобразной архитектурой, редко можно увидеть казачий курень с «галдареей» вокруг окон, столбцами и деревянными резным ставнями… Постепенно новое время забирает у города его прошлое. Однако хочется верить, что ещё не иссяк интерес к минувшему, и прочитавшим эту книгу Аксай откроется с другой, незнаемой стороны. И найдутся среди читателей те, кто заинтересуется историей своей семьи, по-новому посмотрит на хранившиеся бабушкой или дедом памятные снимки, документы, и не будут они иванами, не помнящими родства.

Ещё я думаю, что книга станет хорошим подспорьем для школьников и студентов, а для учителей – ценным пособием в деле обучения и воспитания  молодого поколения.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"