Уластаева Н. Б. История станицы казаков-калмыков // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 188–189. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1679
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Рецензии
Н. Б. УЛАСТАЕВА
ИСТОРИЯ СТАНИЦЫ КАЗАКОВ-КАЛМЫКОВ
Дронов В. А. Станица Эркетинская (1800–1944). Волгодонск, 2017. 135 с.
![](http://www.donvrem.dspl.ru/files/img/mar/dv/2019/ulastaeva.jpg)
«Станица Эркетинская» донского краеведа Валерия Дронова открывает новые грани истории переселения калмыков в Задонье, а также раскрывает тайны происхождения калмыцких наименований населённых пунктов и водных объектов. В книге показан процесс соединения судеб донских казаков и калмыков. Автор не скрывает трудностей первоначальной «притирки» двух народов и называет факторы, способствующие их консолидации.
Особый интерес для читателя представляют подробные сведения о подвигах эркетинских казаков-калмыков в войнах 1812 года, русско-турецких, Первой мировой и Великой Отечественной. Это придаёт исследованию особую ценность, так как показана преемственность боевого духа потомков ойратов, их преданность общей родине – России.
В годы Гражданской войны станица Эркетинская была одним из важных объектов сражений. Отсюда отряд Степного похода, переправившись через реку Сал, пошёл далее на правобережные станицы Дона и Новочеркасск. Калмыки-казаки были активными участниками этого движения и составляли более четверти его личного состава – более 600 сабель. В ходе ожесточённых боёв здесь получил тяжёлое ранение и умер от ран кадет – воспитанник 7-го класса Константиновского реального училища Н. Н. Евсеев. Он был похоронен в марте 1918 года около станицы Эркетинской. Его опустили в вечный покой — в горько-солёную землю Сальской степи.
Валерий Дронов показал историю жителей станицы в жесточайшем сплетении судеб: трагедия переселения в Сибирь, увольнения по национальному признаку, предательства родных. Из муниципального архива Дубовского района приведены списки работников, уволенных из военного конного завода № 1 «по национальному признаку». Здесь же опубликована копия протокола тройки НКВД о расстреле в 1937 году казака Л. Н. Суксукова, выданного родственниками реабилитированного позже эркетинца.
Много внимания автор уделил вопросу религии в калмыцких казачьих станицах. В книге опубликованы фотографии эркетеновского хурула, буддийского духовенства, подробно рассказано о духовной жизни калмыцкого общества XIX века. На основе этих исследований (ещё до выхода издания в свет) Совет землячества потомков казаков, Калмыцкий округ ВВД установили на земле станицы Эркетинской в 2013 году памятный знак с именами священников — гелюнгов и бахшей эркетеневского хурула.
Вторая часть книги посвящена потомкам эркетинских казаков. Особое место в этой галерее замечательных и талантливых современников, занимают образы эркетинских женщин, помогающих своим семьям преодолевать трудности судьбы, сохраняющих традиции, культуру и мудрый опыт народа.
Коренная жительница станицы, известная в стране гармонистка Эренджан Бадакова свои выдающиеся музыкальные способности проявила довольно рано: уже в 5 лет она искусно играла на гармошке. Повзрослев, стала сочинять новые наигрыши для одиночного и парного танцев. В 80-е годы всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила грампластинку с калмыцкими наигрышами в исполнении Бадаковой. Саратовская гармонь сопровождала её в течение всей долгой жизни.
На протяжении всего повествования автор демонстрирует глубокое знание быта, обычаев, менталитета калмыцких семей. Немалую роль в этом сыграла давняя, со школьной скамьи, дружба с калмыком А. А. Назаровым (ныне — председатель Совета землячества потомков казаков станицы Эркетинской) и его семьёй. Примечательно, что в ГАРО Валерий Дронов работал совместно с представителями современного поколения казаков-калмыков — Н. Д. Илюмжиновым, Н. А. Манжиковым, В. М. Хохловым, изучавших архивные дела своих родственников. Много интересных сведений автор почерпнул из эмигрантских источников, ведя переписку с исследователями-потомками донских казаков-калмыков Е. Ремилевой (Германия), Н. Порсунковой (Франция). Они также как и станичники внесли посильный вклад в подготовку книги: предоставили семейные фотографии и воспоминания.
Работая над изданием, Валерий Дронов изучил труды КИГИ РАН, монографии К. Н. Максимова, К. П. Шовунова, П. Э. Алексеевой и других авторов, специализирующихся по истории калмыцкого казачества. Автор впервые знакомит читателя с интересными материалами Государственного архива Ростовской области: «Об образовании новых станиц», «Об установлении в буддийских храмах поминальных досок для увековечения калмыцких воинских чинов, погибших во время войны с Японией», «О помощи калмыками в связи с неурожаем»; приводит архивные копии рапортов: «О вступлении в должность атамана станицы Потаповской С. Д. Ремилёва», «О передаче дел полковником Н. И. Машлыкиным в новое окружное Правление». Здесь опубликованы материалы ЦАМО, ЦДНИРО и других российских архивов. В частности, в муниципальном архиве Дубовского района были найдены сведения о передвижении жителей станицы в 30–40-е годы. В приложениях книги, начиная с переписи 1859 года, приведены подробные данные о населении станицы и её хуторов, о численности дворов, кибиток; приведены фамилии всех станичных, хуторских, сотенных атаманов и почётных станичных судей. В своей работе Валерий Дронов использовал также литературу и другие документальные источники Национальной библиотеки РК им. Амур-Санана.
В «Станице Эркетинской» чувствуется дыхание времени, оживают век девятнадцатый и двадцатый. Автор не идеализирует казачье общество и не сгущает краски, он объективно и обоснованно освещает достижения и трагические этапы жизни казаков-калмыков, показывает развитие и угасание донских казачьих станиц. Поэтому вполне заслуженной Валерием Дроновым стала награда – медаль «За возрождение казачества Калмыкии», вручённая на презентации книги в Национальной библиотеке имени Амур-Санана.
|