Сокольский Э. А. Штрихи к портрету Тренёва // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 246-248. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1558
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТРЕНЁВА
Тренёв и тренёвцы / сост. Л. А. Иванова Ростов н/Д., 2016. 120 с. : ил.
О семье Тренёвых и о прошлом хутора Тренёвка в «Донском временнике. Год 2006-й» уже рассказывала Любовь Андреевна Иванова, жительница этого хутора. С 1961 года, ещё работая школьной учительницей, и по сей день она собирает материалы об известнейшем в советское время писателе и драматурге Константине Андреевиче Тренёве, авторе пьесы «Любовь Яровая», которая представляет собой важный этап в развитии отечественной драматургии. В архиве Любови Андреевны – фотографии, воспоминания родственников, друзей и знакомых и прочие интересные документы (увы, осуществить мечту – открыть при Тренёвском Доме культуры музей – ей удалось: всё хранится на дому). В обобщённом виде он и послужил основой для книги.
На землю Войска Донского семейство Тренёвых перебралась из Украины. Здесь, на Дону, Константин Тренёв получил начальное образование, окончил Донецкое окружное училище и Донскую духовную семинарию; в станице Константиновской, куда он не раз приезжал в командировку, встретил спутницу жизни.
Начинается книга скромными по объёму и содержанию отрывками из статей о краеведческой работе Людмилы Андреевны, напечатанными в местных газетах. А потом берёт слово сама Людмила Андреевна: в главе, почему-то названной «Сороковые годы 20-го столетия», она рассказывает не только о впечатлениях детства, проведённого на миллеровской земле, но больше всего – о том, как она по назначению Миллеровского отдела образования приехала в 1959 году работать в Тренёвскую начальную школу и всерьёз занялась поисковой работой.
К сожалению, все остальные главы, ради которых, собственно говоря, и затевалась книга, опубликованы без подписи, и нам остаётся догадываться, что их автор – ни кто иной, как неутомимая подвижница – Любовь Андреевна Иванова.
В первой главе – «А. К. Тренёв – основатель хутора» – говорится о далёком прошлом земли, на которой расположено это селение, о главе семьи Тренёвых – Андрее Кирилловиче. В несколько романтизировано-художественном ключе написано о том, как Тренёвы, следуя на обозе из Харьковской губернии на Дон вместе с другими переселенцами, присмотрели себе место для устройства землянки; привлечены документы из Ростовского государственного архива (ведомости переписи населения хутора Мокрая Журавка, близ которого основана Тренёвка; список членов семьей Андрея Кирилловича, его брата и восприёмника, прошение Тренёва-отца в Донскую консисторию о разрешении освятить новую церковь (кстати, Андрей Кириллович и внёс на её строительство немалые деньги, из-за чего влез в долги и попал в зависимость от ростовщиков). Благодаря воспоминаниям опрошенных Любовью Андреевной старожилов бедная жизнь хутора, быт и нравы его жителей описаны подчас с подробностями немало удивляющими; так, один из местных жителей свидетельствовал: «Штаны у нас были сшиты из домотканого полотна, покрашены отваром черноклёна, из-за отсутствия пуговиц пояс штанов держался на крючке. Летом ходили босиком. В таком виде днём по улице щеголять было стыдно, поэтому гулять выбегали ночью. И носишься от радости по хутору, как сорвавшаяся с цепи собака» (С. 14). При всеобщей бедности – в хуторе стыдно босиком? – возникает вопрос: перед кем? Неужели это показатель внутренней культуры жителей? А вопрос культуры в книге занимает важное место: в этой же главе говорится о хлопотах Андрея Кирилловича по постройке в хуторе министерской школы.
И о церкви, и о школе подробно – опять же на основе документов и устных свидетельств – написано в следующих двух главах. К сожалению, здание церкви не сохранилось; автор приводит ошеломляющие свидетельства вандализма, при этом проявляя высокую порядочность: «Не буду перечислять названные мне имена (разрушителей. – Э. С.), т. к. доказательств никаких не имею» (С. 28). А вот изложение истории школы доведено до наших дней; вниманием отмечены не только замечательные выпускники, но и их родители – активные помощники «в решении всех проблем, касающихся как организации учебных процессов, так и бытовых вопросов школы» (С. 36).
И, наконец, основная, самая большая часть книги – «Константин Андреевич Тренёв» – с любовью написанная биография писателя и драматурга (с привлечением выдержек из его собственных воспоминаний). Читая первые несколько страниц, мы словно бы смотрим на жизнь мальчика, потом юноши, его же глазами: трудовые будни семьи, в которых он принимает участие, обучение грамоте у помещичьей дочери, детские литературные опыты, учёба в реальном училище в станице Каменской (и попутно – чтение книг и посещение театрального представления в Зимнем клубе); после – земледельческое училище в Дергачах (близ Харькова), Новочеркасская духовная семинария, первая публикация (рассказ в газете «Донская речь»). После окончания Петербургской духовной академии и Петербургского археологического института – штатное сотрудничество в «Донской речи», редакторская работа в газете «Донская жизнь», преподавание в частной гимназии Ростова и Новочеркасской учительской семинарии.
Жизненный и творческий путь Константина Тренёва прослежен до самой его смерти: симферопольский период (именно тогда была написана «Любовь Яровая», – кстати, постановкой этой пьесы режиссёр Юрий Завадский открывал Ростовский драматический театр), и особо интенсивная писательская работа после переезда в Москву. Для книги «Тренёв и тренёвцы» – это решение достойное: не ограничиваться «донскими» рамками, а представить цельный портрет человека, преданного литературе.
Впрочем, Симферополем и Москвой повествование не оканчивается: глава завершается трогательными фактами привязанности Тренёва к донской земле: из Москвы он приезжал сюда, чтобы помочь организовать в Новочеркасске выставку картин М. Б.Грекова, Н. Н. Дубовского и И. И. Крылова, восстановить сгоревший Новочеркасский драмтеатр, издать народные казачьи песни, собранные А. М. Листопадовым. И ещё один факт: в 1945 году, когда ему оставалось жить совсем немного, Константин Андреевич попросил своего друга съездить в Тренёвку, посмотреть, в каком состоянии находится хутор, передать книги в дар тренёвской школе.
И как логическое завершение главы – хроникальное изложение последних событий в Тренёвке: в 2006 году в честь 130-летия писателя в хуторе разбит сквер и установлен памятный камень с мемориальной доской, спустя два года – перед Домом культуры установлен памятник, а ещё спустя два года – Поклонный крест на месте захоронения семьи Тренёвых.
Без малого двадцать страниц занимает Приложение: перечень произведений, написанных Константином Тренёвым (с указанием года публикации), а также издательств, которые его печатали; фото учащихся школы (за разные годы), памятных мест, связанных с именем писателя, газетных статей; воспроизведено даже письмо внучки Тренёва, написанное Любови Андреевне Ивановой.
Название книги не вмещает в себя высший смысл её содержания; он выражен в заключительных словах автора:
«Что остаётся ныне живущим и грядущим поколениям? <…>
Куда бы ни забросила нас судьба, помнить, что у нас есть родной уголок, которым следует дорожить и гордиться» (с. 79).
|