Волошинова Л. Ф. По рельсам в прошлое // Донской временник. Год 2009-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2008. Вып. 18. С. 198. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1004
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2009-й
Рецензии на краеведческие книги
ПО РЕЛЬСАМ В ПРОШЛОЕ
Сидоренко В. Т. Путешествие в историю Северо-Кавказской железной дороги. 1860-1920. Ростов н/Д, 2007. 323 с.: ил.
Книга приурочена к 170-летию Российских железных дорог и стоит в ряду репрезентативных юбилейных ведомственных изданий, которых немало появилось за последние годы, но вместе с тем – она выгодно выделяется среди подобных изданий глубиной исторического исследования и осмысления, просветительством, стилем изложения, богатством иллюстраций. Работа Сидоренко – расширенный, углублённый, дополненный вариант его же исследования «Выбранные места из истории Северо-Кавказской железной дороги», увидевшего свет в 2002 году и оставившего у меня глубокое впечатление (огорчил только тираж – 300 экземпляров)…
Напомню, что Виталий Трифонович Сидоренко, воспитанник Ростовского института железнодорожного транспорта, всю свою жизнь посвятил избранной профессии. Ныне он известный в Ростове краевед, книголюб, книгочей.
В предисловии говорится, что его книга о ранней истории Северо-Кавказской железной дороги – «яркий пример того, как одухотворяется человек, если его профессия совпадает с амплитудой его души». И вот доказательство тому – слова автора, в обращёнии к читателю: «Уместно напомнить, что железная дорога, представляющая собой сложный промышленный, экономический и социальный организм со сложившейся структурой, иерархией, традициями, не принадлежит ни нам, простым смертным, ни любого ранга начальникам, а доверена нашему поколению лишь во временное управление и пользование. И мы обязаны наперекор любым потрясениям в стране и мире сохранить её в цельности и передать своим преемникам ещё более жизнеспособной, сильной, технически оснащённой».
Основа этого повествования, цельного, увлекающего, – материалы фондов столичных и региональных архивов и библиотек, периодических изданий и справочников, сборников, очерков, отчётов о строительстве дореволюционной поры, мемуары, воспоминания, частные архивы…
В книге рассказано о забастовочном движении и революционных выступлениях рабочих Владикавказской дороги, о трагических событиях периода Гражданской войны; расширен раздел по истории железных дорог Кубанской области. Сделаны отдельные уточнения, исправлены неточности, допущенные в первом издании.
Автор убеждён: технический прогресс совершается благодаря всесторонне образованным, нравственным личностям. И потому приводит более полно биографии выдающихся деятелей железной дороги: первого концессионера и строителя Ростово-Владикавказской дороги Р. В. Штейнгеля, одного из первых директоров правления дороги В. М. Верховского, управляющих дороги И. Д. Иноземцева, Э. Б. Войновского-Кригера, В. Н. Печковского и других. (См. Указатель биографических справок.)
Иллюстративная часть книги представляет копии полотен художников-передвижников, акварелей с видами Кавказа и среднего Дона, портретов государей и престолонаследников, министров, атаманов; здесь мы увидим железнодорожные станции, мосты, тоннели, водоподъёмные здания, паровозные депо, здания управления дороги, дорожной больницы и госпиталя, карты и схемы дороги на разных этапах её развития, фото паровозов и вагонов, служащих дороги, облигации, акции, заёмные билеты, удостоверения…
Читателю предстоит совершить немало открытий, вырваться, по словам самого автора, из «ограниченности обыденного мышления, греховной гордыни и меркантильной повседневной суеты».
Единственный досадный штрих – банально-юбилейное обращение к читателям начальника Северо-Кавказской железной дороги на первой странице с непременным официальным портретом. Фотография автора на последней странице книги – куда скромнее. Это не удивительно, подлинная история пишется энтузиастами и подвижниками, труд которых не способны оценить современники.
500 экземпляров – тираж тоже ничтожный, ведь такая книга должна стоять на полках хотя бы университетских и вузовских библиотек Южного федерального округа, не говоря уже о ведомственных…
|