Ревин И. А. Казаки при советах как анахронизм // Донской временник. Год 2009-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2008. Вып. 18. С. 199. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m20/0/art.aspx?art_id=1003
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2009-й
Рецензии на краеведческие книги
КАЗАКИ ПРИ СОВЕТАХ КАК АНАХРОНИЗМ
Скорик А. П. Многоликость казачества Юга России в 1930-е годы: очерки истории. Ростов н/Д: Изд-во CКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. 344 с.
В монографии предпринята попытка проанализировать проблему существования казачества в советский период. Замечу, что во многих современных научных и учебных изданиях казачество как бы «исчезает» сразу после гражданской войны и чудесным образом возрождается в конце 1980-х – начале 1990-х (автор объясняет этот казус многоликостью казачества, сочетавшего в себе социальные и субэтнические характеристики, которые, в свою очередь, стирались непоследовательной и противоречивой политикой большевиков). К теме репрессивной политики советского государства по отношению к казакам в последние десятилетия обращались многие специалисты-историки (например, Е. Н. Осколков, П. Г. Чернопицкий, А. В. Баранов, В. Н. Ратушняк, С. А. Кислицын).
На основе анализа историографии и обширного документального массива источников Скорик пришёл к выводу, что в «казачьей» политике на разных уровнях советской системы власти наличествовали полярные позиции, и что местные власти при не всегда чётко выраженной централизованной позиции у высшего партийного руководства играли в этой политике существенную роль (последнее, тем не менее, отстаивало социально-классовый подход к казачеству). Пристальное внимание автор уделил практической реализации политических, экономических, репрессивных и иных методов воздействия советской политической системы на казаков Юга России, которых рассматривали то как потенциальных противников большевистского режима, то как союзников в построении социализма.
В книге уделено внимание и такому специфическому аспекту проблемы, как наличие – или отсутствие – в деревне советского казачества, подчёркнута важность поколенческого подхода в его формировании и показаны социальные колебания казаков в отношении власти. Несмотря на трудности «выявления» казаков среди массы колхозного крестьянства, автору удалось осуществить комплексный подход к изучению истории повседневности казачества Юга России. В связи с этим заслуживает одобрения очерк, посвящённый синтезу традиций и новаций в жизнедеятельности казаков 1930-х годов.
Полемический характер рассуждений позволяет читателю поучаствовать в дискуссии, сформировать собственное видение, тем более что в конце книги – без изъятий и со ссылками на привлечённые источники – приведены документы. Среди них выделю письмо секретаря Северо-Донского окружкома ВКП(б) В. М. Лукина первому секретарю Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) Б. П. Шеболдаеву от 28 февраля 1936 года. Оно проливает свет на некоторые любопытные сюжеты социально-политической кампании «за советское казачество», – например, на историю посылки в Москву делегации донских казаков на съезд передовиков-животноводов, проходивший 13-16 февраля 1936 года, на котором Сталин по существу благословил крутой поворот в политике по отношению к казачеству.
Монография продолжает современную историографическую тенденцию – тему повседневной жизнедеятельности различных социальных групп. Лейтмотив работы заключается в том, что в сложные сталинские времена казачеству удалось сохранить вековые устои и традиции предков, несмотря на то, что это противоречило социальной (советской) действительности, превращаясь в некоторой степени в анахронизм. Казачество становилось заложником прагматической позиции советского руководства, которое в 1930-е годы авторитарными методами чередовало показачивание и расказачивание.
|