Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права. Ч. 3 // Донской временник. Год 1995-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1994. Вып. 3. С. 139-144 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/4/art.aspx?art_id=847
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1995-й
Быт, обычаи, обряды на Дону / История донского казачества
М. Н. Харузин
СВЕДЕНИЯ О КАЗАЦКИХ ОБЩИНАХ НА ДОНУ
Традиции донских казаков - жизнь, быт, обычаи на Дону
Часть 2
Материалы для обычного права, собранные Михаилом Харузиным
Починка и украшение церквей. Жертвы на Божий храм
Уборка церкви казачками
Плата священникам за требы
Просвирня
Общественная помощь бедным станичникам
Починка и украшение церквей. Жертвы на Божий храм
Починка церквей и украшение их производится на средства, скопленные усердием станичников. Иногда храмы отделываются иждивением отдельных богатых казаков, «усердствующих к храму Божию». Обыкновенно же для этой цели собираются со станичников добровольные приношения — хлеб, жито, полотно и пр. Собранное продается затем с публичного торга. В одних станицах сбор добровольных пожертвований на храм производится самим церковным старостой. Он обходит дворы станичников с книжкой, в которую записывает, что собственно пожертвовано: «кто дает муку, кто денег»... Сбор этот производится осенью, когда у всех есть в изобилии и припасы и деньги. По мере надобности подобные сборы повторяются до двух, до трех раз в год.
В других местностях сами станичники приносят пожертвования. Так в ст. Митякинской в воскресенье, около 20 октября, называемое «кормное воскресенье», съезжаются много прихожан с жертвами на храм. «До начала литургии, — сообщает очевидец, — прихожанин приносил и ссыпал в ограде перед входом в западные двери церкви по одной мерке пшеницы. По окончании же литургии над ссыпанным хлебом духовенство отслужило благодарственный молебен. Это уже третье воскресенье хлебного сбора, которого оказалось до 400 мер пшеницы. Хлеб продается, и деньги получаемые за него, употребляются на украшение храма». В ст. Ярыженской внутри церковной ограды поставлен столб. Приходя в воскресенье к обедне, казаки приносят с собой «жертву» — барана, гуся, курицу, а иные — даже корову или быка. Никто обыкновенно не знает от кого приношение. По окончании литургии выходит церковный староста и, увидав приношение, предлагает прихожанам купить его и станичники «часто по усердию дают больше настоящей цены». Деньги, полученные от продажи принесенного, употребляются на украшение храма. Подобные приношения бывают по воскресеньям и праздникам в течение круглого года.
В ст. Аннинской 14 августа 1883 года ставили на главы храма и колокольни новые кресты. Оба креста, заново позолоченные были перед обедней выставлены при входе в западные двери церкви. Рядом с крестами поставлен был стол. Проходя мимо, казаки и казачки прежде, чем войти в церковь, клали на стол свои приношения: кто кусок холста, кто нитки, кто платок, рушник, восковую свечу, деньги (медные и серебряные), курицу и т.п. По окончании обедни вышел из храма священник в полном облачении и окропил кресты святой водой. После этого казаки начали обматывать кресты жертвенным холстом, рушниками, ситцевыми платками и нитками. Когда наконец оба креста плотно были окутаны, к ним привязали веревки и стали осторожно поднимать на верх. Некоторые из присутствовавших творили крестное знамение, говоря: «Господи благослови»... Когда кресты были подняты на крыши, то находившиеся там рабочие, сняли опять все навязанное на кресты и затем водрузили их. Все пожертвованное станичниками в этот день поступило в пользу четырех рабочих, поправлявших крышу и ставивших кресты. Обыкновенно, — как пояснили мне казаки, — из пожертвованного в подобных случаях рабочие получают только 1/3 или 1/2; остальная же часть идет на храм. Но на этот раз распорядились иначе, потому что повздорили с попом.
Иногда в случае крупной починки в храме и при недостаточности добровольных пожертвований, казаки постанавливают приговор на сходе — сделать сбор и т.д. с каждого станичника. В Аннинской ст. мне сообщали, что деньги в подобных случаях взимают с души мужского, равно как и женского пола, так как «церковь всякой душе нужна: в ней крестился, в ней и отпет»... В Евтеревской ст. общество сдавало часть станичной земли в аренду, чтобы на вырученные деньги отстроить церковь. В Аксайской ст. также станичный сбор «предложил лучшую сотню травы не пускать в дележ, а отдать с торгов желающим, и деньги обратить на церковь. Предложение это было принято очень сочувственно громадным большинством станичников, но, к сожалению, явились и такие, которым предложение это пришлось не по сердцу. Они возбудили спор, длившийся более двух часов. В рядах недовольных преимущественно были местные кулаки, скупающие у бедняков травяные паи за бесценок. Им очень хотелось заполучить в свои руки самую лучшую траву путем покупки паев у отдельных казаков Думали-гадали станичники и пришли к заключению поставить церковь на ряду со всеми лицами, имеющими право на пай, и решить дело жребием. К счастию на долю церкви досталась прекрасная сотня паев, давшая около 500 руб. доходу».
Уборка церкви казачками
Мыть и убирать церковь станичную или хуторскую (в некоторых больших хуторах есть свои церкви) лежит на обязанности казачек — женщин и девушек. Церковь «банят» под большие праздники: под Светлое Христово Воскресенье, к Троицыну, к Спасову дню или когда ожидают Преосвященного и т.п. Под Рождество же только посыпают пол снегом и потом метут. Работа эта всегда исполняется лишь по усердию, по желанию. Священник только объявит за несколько дней, что «нужно храм почистить — не найдутся ли желающие». Потом он уговаривается с казачками о дне и часе, в который им удобнее исполнить работу. В назначенное время раздается звон церковного колокола и казачки начинают собираться. Обыкновенно «бывает три звона». После третьего звона начинается работа, во время которой присутствует дьякон и староста. В алтаре мыть пол допускают только девушек, но они не смеют дотрагиваться до престола и жертвенника: за этим следит дьякон [1].
Плата священникам за требы
Священники, кроме достающихся на их долю земляных паев и вознаграждения при крестинах, свадьбах и похоронах, получают еще доходы, например, при общественных молебнах, бывающих обыкновенно весной. Священник с иконой обходит поля по просьбе общины. Обход полей продолжается дня два или три. За это община дает священнику травяной пай. Кроме того, всякий хозяин, приглашающий священника на свой участок, прибавляет особую плату либо плодами своих полей, либо деньгами. В Аннинской ст. священник поладился с казаками так: с 20 дворов 18 баранов, с 15 дворов 5 баранов. Подобные молебны бывают в случае засухи или при появлении саранчи.
По своему усердию казаки нередко приносят священнику баранов и пр., «чтобы он на проскомидии поминал их родителей». Священник берет принесенное в свою пользу, но за то каждую неделю покупает просфору и «вынув ее», после обедни отдает казаку, принесшему жертву.
Кроме того, для поминовения умерших родственников казаки ставят в церкви «канон по умершим». Для этого они покупают круглые деревянные кубышки, так называемые каноницы, различной величины (смотря по степени благосостояния и усердия казака). Их наполняют медом (в сотах), закрывают плотно крышкой, а сверху прикрепляют восковую свечу. Все такие каноницы уставляются на особом столе в церкви: при каждой кладется записочка с именами покойников. Священник в «родительскую неделю» служит у этого стола панихиду, а затем открывает каноницы и выгребает из них мед в свою пользу.
За панихиду казаки приносят священнику связку бубликов или деньги. Все это видено и слышано мною во многих станицах.
Просвирня
В просвирни выбирается общиной обыкновенно бедная вдова или старая девушка. В случае отказа выбранной на сборе идут к другой. Просвирне полагается либо денежное вознаграждение от общины, причем дрова она покупает на свой счет, либо топливо полагается от станицы. Станичники приносят просвирне муку, и она приготовляет из нее к воскресенью просфоры, а остаток берет в свою пользу. Просвирня в Мариинской ст. сама обходит дворы жителей, собирая муку. В ст. Ярыженской ктитор из пожертвованного на церковь выделяет часть в пользу просвирни. В ст. Малодельской каждую осень «доверенные» от общества объезжают дворы для сбора: «один дает пшеницы меру, другой ведерушко, а иной и целый мешок — как кто поусердствует». Затем собранное продают перед стан. правлением, а на вырученные деньги покупают «крупчатки муки» на просфоры. Когда мука вся израсходуется, то объезжают еще раз все дворы станичников. Прежде здесь просвирня жалованья от общества не получала, а сопровождала она священника, когда он с крестом приход обходил, причем станичники ей по усердию дарили: «кто муки, а кто стакан соли, воткнув туда грош; иной же даст семак, или пятак» и т.п.
Общественная помощь бедным станичникам
От общественных повинностей станичники освобождают нередко тех, которым тяжело справляться с хозяйством либо по болезни, либо вследствие временного растройства от пожара, падежа скота и т.п. Освобождают по усмотрению общества на один год и более (менее). Погоревшему иногда дают и лесу на постройку хаты. В случае крайней бедности иногда помогают и из общественной суммы.
Казаку, не имеющему средств справиться к службе, также помогает община. «Если у казака, наряженного на службу, не на что купить коня или аммуницию, то поселковый атаман прежде объявления об этом станичному правлению идет по достаточным жителям своего поселка и предлагает им пособить сограждану, кто чем может. Охотники оказать пособие всегда найдутся: один дарит какую-нибудь нужную вещь — седло, шашку, подсумок уздечку и пр., другой дает что-нибудь деньгами». Если же собранное не достаточно, то поселковый атаман объявляет станичному правлению, и оно справляет все, чего не достает, на станичный счет с тем, чтобы употребленные на это деньги были вычтены из жалованья казака и возвращены станице.
В некоторых станицах (напр. в Гниловской) оставляется часть рыбных угодий для вспомоществования бедным вдовам.
Неисправных в общественных повинностях сначала увещевают, а в случае неуспеха «грабят», т.е. отбирают часть имущества и продают с торгов.
ПРИМЕЧАНИЕ
- Казаки вообще набожны. Поэтому и церкви их хорошо справлены и богато украшены: нередко церкви, они передают их один другому, пока стоящие ближе всех к подсвечнику не затеплят их перед иконой. Порядок и тишина во время богослужения замечательные. Вошед в храм, всякий становится на свое место (при чем старшие по летам и чину становятся всегда впереди всех); здороваться во время службы со знакомыми и разговаривать не в обычае. Казачки, ведущие своих детей к причастию также соблюдают порядок: они не толпятся кучей перед Царскими дверями, а подходят по очереди одна за другой с правой стороны амвона и, причастив ребенка, отходят назад с левой стороны.
Начало см.: Сведения о казацких общинах на Дону. Часть 1
|