Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Цымбал А. А. Судьба таганрогского гимназиста // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 135-140. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=1886

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Генеалогия и семейная история

А. А. Цымбал

СУДЬБА ТАГАНРОГСКОГО ГИМНАЗИСТА1

И только ты, бездомный воин,

Причастник русского стыда,

Был мёртвой родины достоин

В те недостойные года.

Вот почему, с такой любовью,

С благоговением таким,

Клоню я голову сыновью

Перед бессмертием твоим.

 

Иван Савин

«Генерал Корнилов»

1923 год

 

В 2019 году сотрудниками Таганрогского музея-заповедника был подготовлен к печати и издан альбом-каталог «Таганрогское общество II половины ХIХ века в бытовом рисунке», представивший уникальную коллекцию шаржей и карикатур. 234 листа разного формата, на которых карандашом и тушью выполнены портретные зарисовки, составляют своеобразную энциклопедию таганрогского общества второй половины девятнадцатого столетия. Авторство многих из них принадлежит членам семьи Алфераки, запечатлевших своих родных, друзей и знакомых.

В процессе работы над изданием значительная часть рисунков была атрибутирована: изображённые на них персонажи получили имена; в другом случае известные исторические фигуры обрели зримый облик. Работа над комментариями помогла узнать множество новых фактов, раскрыть интереснейшие человеческие судьбы.

Как исторические  свидетельства, очаровательные моментальные зарисовки могут поспорить по своему значению с документом и фотографией. Острые шаржи и карикатуры, незатейливые шарады и каламбуры доносят до нас отголоски былой жизни, делают нас её непосредственными участниками. Сквозь толщу времени проступают образы людей, приближаются и мы видим их глазами современников. История, запечатлённая в строках документов и книг, обретает теплоту и трепетность человеческих отношений.

В коллекции рисунков сохранилось четырнадцать изображений членов известной дворянской семьи Орем [1, с. 38‑39, 88‑89, 170‑175, 185‑187, 199, 249].

 На них мы видим представителей старшего поколения: председателя таганрогского коммерческого суда, действительного статского советника Фердинанда  Орема в виде богини Фемиды за ловлей бабочек, его брата Ивана Орема, нотариуса, их сестру Елизавету Ветлицкую, кассира таганрогского театра, а также детей Фердинанда Карловича ‑ прелестных дочерей Надежду, Марию, Юлию и их брата серьёзного гимназиста Николая. Причём последний изображён на трёх рисунках. Мало кто из таганрожцев удостоился такого внимания художников-любителей.

Алфераки А. Н. Шарж на гимназиста Н. Орема. 1882 г.

Николай Орем. Тушь. Перо. 1870-е годы

Семья Орем занимала высокое положение в таганрогском обществе. Её родоначальник, штаб-лекарь Карл Иванович Орем, прибыл в Таганрог в начале 1830-х годов и вскоре занял должность городового врача. Судя по семейным именам, он и его супруга Юлия Адольфовна, урождённая Швенигер, были немцами. Как многие таганрожцы Оремы имели «иноземное» происхождение, но не были иноверцами, будучи православными. В семье Карла Ивановича было пятеро детей. Они породнились со знаменитым казачьим дворянским родом Грековых, состоятельными мариупольскими купцами Чебаненко, польскими дворянами Ветлицкими и даже семьёй Алфераки.

9 февраля 1864 года в Никольской церкви Таганрога состоялось венчание судебного следователя ростовского суда Фердинанда Карловича Орема, 25-ти лет, и дочери надворного советника Марии Ильиничны Алфераки, также 25-ти лет [2]. Она была дочерью одного из самых состоятельных и уважаемых жителей города ‑ Ильи Дмитриевича Алфераки и кузиной блистательных братьев Алфераки: Ахиллеса, Сергея и Михаила. Этот факт объясняет частое появление членов семьи Орем на рисунках. Судя по всему семьи были очень дружны и много общались. В изображении детей Фердинанда Орема чувствуется родственное, не лишённое юмора, отношение дядюшек к своим племянникам.

Особым вниманием пользовался Николенька Орем, которого можно видеть на трёх рисунках [1, с. 89, 199, 249]. Это единственный ребёнок, запечатлённый художниками в разном возрасте и различных ситуациях. На самом раннем рисунке, выполненном в 1870-е годы в Италии, где Алфераки часто гостили у своих родственников ‑ Боттари, он предстаёт маленьким мальчиком в коротких штанишках. На шаржах таганрогского периода, выполненных Ахиллесом Алфераки, перед нами задумчивый гимназист: то с раскрытым учебником греческого языка, то в компании пожилого купца Я. Емеса. Облик Николеньки Орема узнаваем. На всех рисунках он очень серьёзен и сосредоточен, большие глаза полуприкрыты тяжёлыми веками, большая голова гордо поднята. Поневоле обращаешь внимание на этого мальчика, который, по-видимому, был любимцем семьи.

Николай Орем родился 27 июля 1871  года в семье Фердинанда и Марии Орем. Он появился на свет не один, а с сестрой Надеждой. Спустя две недели близнецов крестили в греческой церкви св. Константина и Елены. Восприемниками были управляющий таганрогской таможни, коллежский советник Иван Алексеевич Ветлицкий, вдова действительного статского советника Любовь Кузьминична Алфераки и дворянин Сергей Николаевич Алфераки [3].

К моменту рождения близнецов, их отец Фердинанд Карлович, работавший после окончания Харьковского университета судебным следователем Таганрогского окружного суда по Ростовскому уезду и г. Нахичевани-на-Дону, стал председателем Таганрогского коммерческого суда. Как писал П. П. Филевский, «на смену Д. П. Война был выбран воспитанник славной эпохи русской жизни Фердинанд Карлович Орем, завоевавший себе такую популярность торгового люда трёх городов, что должность председателя как бы перестала быть избирательной, так как каждые новые выборы были только доказательством полного доверия к Ф. К. Орему» [4].

Ф. К. Орем. 1890-е гг. Из собрания ТГЛИАМЗ

Как опытный юрист, Ф. К. Орем занимал ещё ряд должностей: был почётным мировым судьёй Таганрогского судебного округа, членом Таганрогского окружного суда по гражданскому отделению. Принимал активное участие в общественной жизни Таганрога: избирался товарищем председателя Таганрогского окружного правления Российского общества спасания на водах, председателем попечительного совета таганрогской Мариинской женской гимназии, председателем Таганрогского артистического общества. В Таганрогской мужской гимназии выдавалась стипендия имени Ф. К. Орема.

В семье Оремов родилось шестеро детей: пять дочерей и один сын. Вполне объяснимо трепетное отношение взрослых к Николаю, единственному наследнику. Впрочем, судя по рисункам, выполненным «быстрым карандашом» Ахиллеса Николаевича Алфераки, к своим племянницам он также относился с вниманием и нежностью. Девушки из семьи Орем славились талантами и красотой. Юлия была прекрасной пианисткой и часто принимала участие в концертах музыкально-драматического общества Таганрога. Мария и Надежда считались самыми красивыми гимназистками Мариинской гимназии.

Надежда Орем. 1880-е годы. Из собрания ТГЛИАМЗ

Счастливая жизнь состоятельной дворянской семьи, в которой дети получали хорошее образование, с раннего возраста занимаясь музыкой, собирая гербарии, читая книги на нескольких языках, и вместе с родителями путешествуя по Европе, предстаёт перед нами. Лето семья Орем проводила в имениях Алфераки Дмитриаде или Александровке, где Фердинанд Карлович с удовольствием «охотился» на бабочек. В альбоме братьев Алфераки сохранился шарж, запечатлевший его во время этого занятия [1, с. 39].

В это время подобные увлечения не считались детской забавой. Составление разного рода коллекций, интерес к естественными наукам были популярны среди образованных людей. Достаточно вспомнить, что Сергей Николаевич Алфераки, дядя и крёстный отец Николая Орема, был известным русским учёным ‑ орнитологом, энтомологом и лепидоптерологом, собравшим одну из крупнейших в стране коллекцию бабочек.

Но жизнь семьи Орем не была абсолютно безоблачной и благополучной. Родители рано потеряли близнецов Христину и Александру, родившихся в 1868 году, большим ударом для семьи стала ранняя смерть старшей дочери Марии.

Мария Орем. 1881 г.  Из собрания ТГЛИАМЗ

В 1890 году, когда определением Правительствующего Сената по Департаменту герольдии семья Орем была внесена в Дворянскую родословную книгу Области войска Донского, она состояла из действительного статского советника Фердинанда Карловича Орема с детьми: Николаем, Юлией и Надеждой [5].

Герб рода Орем

Через два года Юлия Орем вышла замуж за представителя одной из богатейших греческих семей ‑ Э. Г. Скараманга. Но её семейная жизнь была недолгой, в возрасте тридцати двух лет сестра Николая Орема скончалась родами.

Шарж на Ю. Ф. Орем. 1883 г.

Нет информации о судьбе Надежды Орем. После 1890 года она не упоминается в документах и воспоминаниях.

Николай Орем, закончив полный курс гимназий, в 1890 году поступил в Николаевское кавалерийское училище в Петербурге. Это было старейшее кавалерийское училище Российской империи, относившееся к числу самых привилегированных учебных заведений. В него принимали только потомственных дворян. Это объясняет тот факт, что именно в 1890 году семье Орем срочно потребовалось внести свою фамилию в Дворянскую книгу и подтвердить дворянство, которое дед и отец Николая имели в соответствии с табелем о рангах.

В Николаевском кавалерийском училище в разное время учились представители знаменитых фамилий, великие князья, а также М. Ю. Лермонтов, М. П. Мусоргский. Его выпускниками были известные генералы, государственные деятели. «Серьёзный гимназист» выбрал серьёзное учебное заведение. При этом выбор был неожиданным для его семьи, в которой не было военных, если не считать основателя рода Дмитрия Ильича Алфераки, потомка храбрых спартанских воинов, вступившего волонтёром в русскую армию во время Русско-турецкой войны 1768‑1774 годов и дослужившегося до звания секунд-майора.

В августе 1892 года Николай Орем закончил училище «по второму разряду» и был зачислен корнетом в 17-й драгунский ( с 1907 года ‑ 6-й уланский) Волынский полк [6]. В этом полку он прослужил всю жизнь, пройдя путь от корнета до полковника. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Был награждён орденами: Св. Владимира 3-й степени (в 1905 году), Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени. В ноябре 1914 года пожалован Георгиевским оружием за то, что возглавляемый им отряд провёл успешную кавалерийскую атаку и разгромил противника во время наступления русской армии в Польше, и орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом «за отличия в делах против неприятеля». После тяжёлой контузии в 1915 году состоял в резерве Минского военного округа [7].

С начала ХХ века в послужных списках фамилия Орем по неизвестным причинам стала писаться через апостроф (О’Рем). Поэтому впоследствии, когда пришлось готовить комментарии к таганрогским рисункам было очень сложно восстановить биографию таганрогского гимназиста. Его двоюродные братья, сыновья Ивана Карловича ‑ Николай и Сергей, сохранили прежнее написание фамилии. Они также стали участниками Белого движения и впоследствии оказались в эмиграции.

К началу Первой мировой войны Николай остался единственным из детей Фердинанда Карловича Орема. Семьи у него не было. Всю жизнь, «проведя в седле», он оставался холостяком. Служба офицера была сопряжена с непрестанной ответственностью за вверенную часть или подразделение. Она требовала большого физического напряжения: постоянное участие в походах и манёврах, на праздниках ‑ в парадах. Часто офицеры не женились, чтобы созданием собственной семьи не отдалиться от семьи полковой.

От большой дружной семьи, в которой прошло детство и отрочество гимназиста Николеньки, остались лишь воспоминания и весёлые рисунки из таганрогского альбома Алфераки.

Биография полковника Орема была типична для кадрового офицера Российской императорской армии. И как большинство офицеров, в период крушения государства, которому он служил, Николай Фердинандович Орем, оставаясь верен присяге, выбрал путь, к которому его призвали долг и офицерская честь. Его имя мы находим в числе участников Белого движения, служивших в войсках Вооружённых сил Юга России.

С июля по декабрь 1919 года Ставка Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России генерала А. И. Деникина находилась в Таганроге. Можно предположить, что после Октябрьской революции и развала армии, Н. Ф. Орем оказался в родном городе, где жили его родственники и здесь стал участником Белого движения.  В конце 1919 года был назначен начальником Чеченской конной дивизии, затем командиром 1-й бригады той же дивизии, а 13 мая 1920 года — командиром 1-го Туземного конного полка 3-й конной дивизии. Погиб в 1920 году в Крыму [8].

Обстоятельства его службы в этот период и трагической гибели описаны в  воспоминаниях штаб-ротмистра Дмитрия де Витта [9].

Большое место в них занимает описание сражений Чеченской дивизии с Красной армией летом 1919 года во время Астраханского похода. Характеризуя боевой состав Чеченской конной дивизии, формировавшейся летом 1919 года и входившей в Добровольческую армию, Дмитрий де Витт пишет: «Следует здесь же упомянуть об общем любимце дивизии и большом джентльмене, командире бригады, Волынском улане генерал-майоре О’Реме, который своим тактом не раз смягчал шероховатости, невольно возникавшие при тяжёлой походной жизни» [9, с. 128].

 В воспоминаниях чувствуется уважение и даже преклонение перед своим полковым начальником, который предстаёт как образец доблестного воина и командира.

 «Генерал О’Рем берёт ротмистра Феденко-Проценко и меня и лично выезжает вперёд ознакомиться с обстановкой. Красивая, затянутая в черкеску фигура генерала, сидящего на чистопородном сером англоарабе, импонирует частям; здороваясь с полками, он под сильным огнём полевым галопом несётся к начальнику стрелкового участка. Положение тяжёлое: пластуны и чеченцы залегли, не в силах собственными средствами овладеть мостом. Генерал О’Рем вызывает командира 1-го Кизляро-Гребенского полка и приказывает ему спешить полк и усилить цепь. Командир терских казаков молча выслушивает приказание и, приложив руку к папахе, говорит: "Ваше превосходительство, какая же мы пехота, мы без коня не можем; разрешите, я конной атакой захвачу мост и выбью красных с того берега. Нам это не впервые, я своих станичников знаю, мы в Галиции ещё не то делали”. Генерал О’Рем удивленно пожал плечами, посмотрел на окружающих с недоумением и, обратившись к доблестному командиру полка, сказал: “Если вы ручаетесь за успех, то валяйте”» [9, с. 134].

И ещё эпизод ‑ бой у деревни Оленчевка. «Находясь на наблюдательном пункте при авангарде, ‑ пишет Де Витт, ‑ я отчётливо видел атаку красной конницы: незаметно обойдя нас слева, она, развернув 4 эскадрона, пыталась ударить по колонне главных сил, но командор бригады генерал О’Рем не растерялся и бросил в атаку навстречу им 3-й Чеченский конный полк, который лихо на кapьepе вынесся из колонны и развернулся. Красные, не приняв удара, повернули и скрылись в степи» [9, с. 129‑130].

Но остановить ход истории уже никто не мог: ни руководители Белого движения, ни доблестные русские офицеры, такие как генерал Н. Ф. Орем.

Летнее наступление к Царицыну сменилось к началу 1920 года отступлением под натиском Красной армии, единый фронт ВСЮР разваливался. После Новороссийской катастрофы в марте 1920 года, значительная часть армии была эвакуирована в Крым, который стал последним главным плацдармом Белой армии, а для многих её солдат, офицеров и генералов и местом трагической гибели. В их числе был потомок знаменитого греческого рода Алфераки, сын почётного гражданина Таганрога ‑ генерал Николай Фердинандович Орем.

Обстоятельства его гибели описаны Дмитрием де Виттом: «Генерал О’Рем — командир бригады, находясь в штабе дивизии и видя неминуемую гибель, успел выхватить револьвер и уложить нескольких красноармейцев, но был тут же схвачен и зарублен» [9, с. 145].

«Быть честным и смелым так легко и лучше смерть, чем прозябание в порабощённой и униженной стране» ‑ эти слова генерала С. Л. Маркова, одного из создателей Добровольческой армии, погибшего в 1918 году, стали девизом последних лет жизни Николая Орема.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Таганрогское общество II половины ХIХ века в бытовом рисунке : альбом-каталог / сост. А. А. Цымбал. Таганрог, 2019.
  2. Выписки из метрических книг таганрогских церквей. Т. 2. / сост. О. П. Гаврюшкин : машинопись. С. 572. // ТЛИАМЗ ФРК КП-15 044/1.
  3. Выписки из метрических книг таганрогских церквей. Т. 1. / сост. О. П. Гаврюшкин : машинопись. С. 195. // ТЛИАМЗ ФРК КП-15 044/1.
  4. Филевский П. П. История города Таганрога. М. : Типо-литогр. К. Ф. Александрова, 1898. С. 199.
  5. Герб рода дворян Орем // Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи : [сайт Геральдика.ру]. URL: https://gerbovnik.ru/arms/3087.html (дата обращения 09.06.2021).
  6. Список (по старшинству в чинах) генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам 6-го уланского Волынского полка. К 1 января 1914 года. С. 3 // Памяти героев Великой войны 1914—1918. [Электронный ресурс] URL:https://gwar.mil.ru/documents/view/88001429/?parent=88001631&obraz=88018937 (дата обращения 09.06.2021).
  7. Алфавитный список кавалеров Ордена св. Георгия и Георгиевского оружия, награждённых за отличия в период Первой мировой войны 1914‑1918 гг. О. [Электронный ресурс] URL:https://62info.ru/history/node/11671 (дата обращения 09.06.2021).
  8. Волков С. В. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016 года : URL: http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_14-O.pdf (дата обращения 20.06.2021).
  9. Де Витт Д. Чеченская конная дивизия. 1919 год // Звезда. 2005. № 10. 120‑170.
 

[1]. Сообщение на Седьмых Коршиковских чтениях (Таганрог, 17 сентября 2021 г.) под названием:  «Генерал Николай Фердинандович Орем (1871‑1920). Малоизвестные страницы биографии. К 150-летию со дня рождения»

 

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"