Афанасьева В. Н., Василенко Ю. В. А жизнь продолжается!.. // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 200–201. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=1686
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Генеалогия. Семейная история
В. Н. АФАНАСЬЕВА, Ю. В. ВАСИЛЕНКО
А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!...
Читатели «Донского временника» знакомы с публикациями Валентины Назаровны Афанасьевой, краеведа из хутора Грузинова Морозовского района. Пятьдесят три года заведовала она сельской библиотекой, которая стала грузиновским культурным центром. Председатель первичной организации ветеранов войны и труда и пенсионеров хутора, ветеран труда В. Н. Афанасьева в 2017 году награждена памятным знаком «80 лет Ростовской области». О своих родных Валентина Назаровна рассказала Юлии Василенко, журналисту «Морозовского вестника», которая записала рассказ и прислала нам это письмо.
Фото сделано в Грузинове в 2016 году
В посёлке Рыковский, что в 20 верстах от Морозовской Юго-Восточной железной дороги, к 1915 году было всего несколько дворов.
Жили большими дружными семьями, до двадцати человек. Главу семейства Краснопёровых Аксентия Тимофеевича в 1916-м призвали на Первую мировую. За старшего остался сын Назар, отец В. Н. Афанасьевой. Аксентий Тимофеевич вернулся с полей сражений с тремя Георгиевскими крестами, но в Гражданской уже не участвовал – занялся домашним хозяйством.
К 30-м годам у семьи из семнадцати человек в хуторе Рыков (его уж давно нет на карте области) был добротный дом, выездная тачанка, большое хозяйство: лошади, скот и птица. Это и послужило причиной высылки семьи Краснопёровых, несмотря на то, что ни наёмных работников, ни особых богатств у них не было.
В поселке Атюс, куда приехала семья, по рассказам отца было лишь два барака да сплошной непроходимый лес, валить который и сплавлять по реке входило в обязанности ссыльных. Всем взрослым выдали топоры и пилы: «Рубите и делайте себе дома сами».
К этому времени у Назара и его жены Натальи было шестеро детей.
– В бараках было огромное количество людей, в первые годы многие из них умерли, – вспоминает рассказы отца В. Н. Афанасьева. – Отцу выдали лошадь, и он каждое утро ездил по баракам собирать мёртвых, потом их хоронили в общих могилах.
В 40-м умер дед, Аксентий Тимофеевич. Через год десятым ребёнком родилась Валентина. Но матери не довелось увидеть, как подрастает дочь. В 42-м на лесоповале тяжёлая ветка ударила её по голове, и, пролежав три дня, женщина скончалась. И если старшие дети были уже относительно самостоятельными, то младшим грозил приют. Бабушка Анисья Аверьяновна взвалила заботу о внуках на свои плечи.
Несмотря на нечеловеческие условия, семье удалось не просто выжить, но и вновь обзавестись хозяйством. Из поваленного леса они выстроили два дома: для Назара и его брата Леона, завели скот и птицу.
В начале Великой Отечественной старшие братья Валентины Назаровны ушли на фронт. Один из них, Константин, получил специальность сапёра и погиб в июле 1945 года при разминировании Херсона. Брат отца Ефим прошёл всю войну, а вернувшись, предложил семье вернуться на родину, в донской край. В это время как раз вышел указ Сталина о возвращении переселенцев. Дядя Ефим, бабушка и маленькая Валя приехали в Морозовский район первыми, вскоре за ними последовали и другие члены семьи. Но от родного дома в Рыкове уже ничего не осталось. Семья поселилась в Грузинове.
На фото – Краснопёровы. Сидят:АнисьяАверьяновна (бабушка) и Назар Аксентьевич (отец); стоят: Ефимия Александровна (мачеха) и Валентина Назаровна. Хутор Грузинов. 1956 год
Окончив в 1959 году школу в Морозовске, Валентина решила отправиться на Урал, где жили с семьями её сестра и брат отца. Вместе с подругой она поехала сначала в Свердловск, а когда не поступила в медучилище, двинулась дальше, к родным. Там девушки два месяца работали с топографической группой, но, не выдержав морозов, поступили на завод. Валентина начинала учеником токаря, но когда пришло время получать очередной разряд, выяснилось, что она тяжело больна – открытая форма туберкулёза.
Три года больниц и санаториев, и болезнь удалось победить. Всё это время девушка получала написанные красивым почерком письма из Грузинова. Александр, с которым они познакомились ещё в школьные годы, уже отслужил в армии, но ни на день не забывал о Валентине, поддерживая её теплыми словами.
Оставаться в суровом уральском климате было нельзя, поэтому девушка вернулась в Морозовск, где вскоре они с Александром сыграли свадьбу. В тот же год Валентина Назаровна, теперь уже Афанасьева, получила должность заведующей грузиновской библиотекой. Это единственная запись в её трудовой книжке.
Валентина Назаровна никогда не считала, что её профессиональные обязанности исчерпываются лишь выдачей книг читателям. Она разрабатывала и проводила культурные мероприятия, изучала историю родного хутора, вела серьёзную краеведческую работу. В архиве Валентины Назаровны – множество материалов, посвящённых грузиновской трагедии 1942 года: списки расстрелянных, воспоминания выживших, старинные фото.
И сейчас, на заслуженном отдыхе, она не планирует оставлять краеведческую работу, ведь в истории Грузинова есть ещё белые пятна, есть интересные темы для изучения.
– Жизнь продолжается, – улыбаясь немного грустно, говорит Валентина Назаровна. – Жизнь продолжается...
|