Терещенко А. Г. Украинизация в Северо-Кавказком крае // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 64-67 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=84
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
Этнические группы на Дону
А. Г. Терещенко
УКРАИНИЗАЦИЯ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ КРАЕ
Украинцы на Дону и Северном Кавказе до революции
Проведение украинизации
Территория современного Юга России фактически состоит из двух значительных территориальных зон, которые имеют свою специфику в социально-экономическом и этнографическом отношениях. Во-первых, — более развитый в экономическом и культурном плане в основном русскоязычный север, который складывается из Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Во-вторых, — главным образом предгорный и горный пояс территорий с административными образованиями автономных национальных республик Северного Кавказа: Адыгейской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Чеченской, Дагестанской.
Специфичным в этнографическом отношении всех этих административных преобразований до Великой Отечественной войны являлось проживание в них значительных контингентов украинского населения, численность которого по переписи l926 года составляла 3.107.022 чел. (37,15 %).
После установления на юге Советской власти в 1920 году все эти территории были объединены в крупное административное образование — Юго-Восток в составе Российской Федерации. В октябре 1924 года Юго-Восток был переименован в Северо-Кавказский край, с выделением из его состава Дагестана. К краю были присоединены Таганрогский и Шахтинский округа, входившие первоначально в состав Украины.
Центр края, его партийные, властные и хозяйственные органы находились в Ростове.
В том же, 1924 году территория края была поделена на 11 округов и 4 автономных области, которые в свою очередь составлялись из районов.
В границах этих административных образований Северо-Кавказского края с 1925 по 1933 год проводилась, так называемая, украинизация. Суть ее заключалась в переводе всей документации властей с русского на украинский, введение в школах преподавания на украинском, выпуск украиноязычной газеты. Непосредственно украинизация проводилась в 35 районах Северо-Кавказского края, в том числе, в районах современной Ростовской области: Азовском, Заветинском, Зимовниковском, Кашарском, Леоново-Калитвенском, Матвеево-Курганском, Мечетинском, Миллеровском, Ремонтненском, Таганрогском.
Украинцы на Дону и Северном Кавказе до революции
Территория Северного Кавказа и Нижнего Подонья (Область войска Донского) стала заселяться русским и украинским населением по мере передвижения рубежей государства на Юго-Восток, с конца XVIII века. Эти национальные контингенты обеспечивали освоение современного Юга России, распространение здесь оседлой земледельческой культуры, формировали весь спектр экономики и культуры.
Первые статистические данные о появлении в Донском регионе украинского населения содержатся в материалах V Всероссийской ревизии 1795 года. На территории Области войска Донского к этому времени сформировался значительный контингент украинского сельского населения — 112,7 тыс. чел., что составляло 31,3 % всего населения области. На территории собственно Северного Кавказа (позднее районированного в административных границах Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей) проживало всего 35,5 тыс. чел. украинцев, что составляло 2,4 % всего населения Северного Кавказа.
Х Всероссийская ревизия, проводившаяся перед отменой крепостного права, в 1858 году, выявила многочисленные контингенты украинского населения в Донской и Кубанской областях и значительно меньше украинцев расселилось в Ставрополье — 110,6 тыс. чел.
В соответствии с данными первой Всероссийской переписи населения 1897 года на территории Донской области проживало 719,7 тыс. украинцев, что составляло 28,1 % всего населения области.
Украинцы расселились по всей территории Северного Кавказа. Их присутствие отмечено во всех округах Области войска Донского. По численности сельского населения украинский контингент занимал первое место среди национальностей в Таганрогском и Донецком округах. В сельской местности Донского округа украинский контингент был наиболее многочисленен.
Проведение украинизации
По первой Всесоюзной переписи 1926 года на Северном Кавказе и в Донской области украинцев проживало больше чем жителей других национальностей в 30 с лишним районах, в которых решено было проводить украинизацию.
Как известно, одним из основных, базисных индикаторов национальной принадлежности является родной язык. Сохранение своего родного языка национальности, проживающей дисперсно в инонациональной среде, является наиболее важным показателем национально-культурной целостности, показателем возможности дальнейшего развития национальности меньшинства. Отход от своей национальной культуры поначалу проявляется в утрате грамотности при использовании родного языка, включение в базовоязыковой комплекс многочисленных заимствований с других языков. За потерей грамотности, как правило, идет утрата родного языка, что создает условия потери чувства родной национальности.
Естественно, отход от своей национальности протекает тем скорее, чем интенсивнее действуют асcимилляционные факторы. В первой половине 20-х годов на украинское население Северо-Кавказского края влияли общие языковые условия господства русского языка. Было отмечено массовое употребление украинцами русского языка. По переписи 1926 года только 56,8 % украинского населения указало своей родной речью украинский язык.
Начало украинизации на Северном Кавказе и в Донских округах положило краевое собрание секретарей украинских секций при партийных комитетах, состоявшееся в Краснодаре в мае 1925 года.
В развитие решений этого собрания и по решениям Северо-Кавказского краевого комитета ВКП (б) с 1926 года началась широкомасштабная работа по украинизации, в первую очередь, в 35 районах края, в которых большинство населения было украинского происхождения. Если до 1925 года в некоторых районах украинизацию понимали только как введение украинского языка в начальных школах, то во второй половине 20-х годов в крае было проведено несколько крупных мероприятий практического характера.
В ноябре 1928 года в Ростове проходила краевая научная конференция, посвященная украинизации на Северном Кавказе и в Донских округах. Одним из актуальных вопросов конференции явился научный анализ так называемой "кубанской" разговорной речи, которую некоторые деятели на Украине пытались представить как "галицийское" разговорное наречие. Тем самым отрицалась языковая идентичность собственно украинского языка, его поднепровского говора и кубанского наречия. Исходя из этой посылки, вопрос украинизации принимал политическую окраску, так как Галиция в то время оказалась в составе Польского государства, занимавшего антисоветскую позицию.
Конференция приняла соответствующую резолюцию, в которой отрицалась связь "галицийской говирки" с кубанским местным говором и решительно подчеркивалось, что "так называемого кубанского языка на Северном Кавказе не было и нет".
Наряду с критикой, так называемого, русского шовинизма и украинского национализма, конференция определила ряд практических условий, которые должны были обеспечить успешное проведение украинизации в крае. К таковым были отнесены: немедленная подготовка квалифицированных кадров, владеющих украинским языком, открытие в крае нескольких техникумов по подготовке преподавателей украинского языка для начальных школ, выпуск краевой и районных газет на украинском языке, овладение украинским языком работниками низовых партийных, советских, хозяйственных органов и перевод районного делопроизводства на украинский язык. В резолюции конференции рекомендовалось активно включать в репертуар культурно-просветительных учреждений мероприятия на украинском языке, выпускать словари и справочники, поддерживать литературные и языковые кружки, фольклорные коллективы. Выступающие подчеркивали важность сохранения связей с Украиной, необходимость организации в крае серьезной научной работы в области языкознания, выпуска литературного и общественно-политического журнала.
Проведение украинизации в Северо-Кавказском крае было рассчитано на три года. Во исполнение этого плана Северо-Кавказский крайком ВКП (б), Крайисполком, Крайсовпроф принимали соответствующие решения. Была организована при Крайисполкоме постоянная комиссия для руководства всей работой по украинизации в Северо-Кавказском крае.
В апреле 1926 года начала выходить краевая украинская газета "Червона газета" — орган Крайкома ВКП (б). В декабре 1930 года ее тираж составил 38.000 экземпляров.
В Ростове издавался общественно-политический, педагогический и литературно-художественный журнал-месячник "Новым шляхом", переименованный в "Ленинским шляхом".
По постановлению Крайкома ВКП (б) на территории края издавалось в начале украинизации 9 районных газет, печатавших фактически все материалы на украинском языке. На Дону такие газеты выходили в Кашарском и Азовском районах. Их распространяли и в соседних районах, где проводилась украинизация. Такие газеты выходили в Ейском и Кущевском районах, значительная часть территории которых находилась в административных границах Ростовского округа.
Краевая детская газета "Ленинские внучата" с декабря 1930 года выходила с ежемесячной, а затем с еженедельной сменной "украинской страничкой". Были планы издания отдельной детской украинской газеты, однако до выпуска такой газеты дело не дошло.
В 35 районах Северо-Кавказского края школьное обучение было переведено на украинский язык. На 1930-1931 учебный год таких школ насчитывалось 1200. Примерно в 80 школах подвыщенного типа, так называемых, школах колхозной молодежи (ШКМ) также было введено преподавание на украинском языке.
Проблему нехватки учительских кадров для украинских школ в основном решали учебные заведения Кубани. Украинский педагогический техникум был открыт в станице Полтавской, в котором обучалось 900 учащихся. Украинские отделения были открыты при Краснодарском педтехникуме и Кубанском рабфаке. Украинознавство преподавали в Таганрогском педтехникуме.
На Юге России, в Краснодаре был организован Северо-Кавказский украинский научно-исследовательский институт, в задачу которого входила подготовка к изданию различных справочных материалов для украинских школ. Материалы этого научного учреждения печатались в Ростове, где было создано специальное издательство "Пивничный Кавказ".
Только в 1931 году это издательство выпустило для украинских школ Северного Кавказа свыше 10 различных справочников и учебников, 149 украинских книг общим тиражом около 1 миллиона экземпляров предназначалось для украиноязычных читателей. В Ростове било открыто и Северо-Кавказское отделение Государственного издательства Украины, которое "также выпускало украиноязычную литературу.
Украинизация на Северном Кaвказe явилась частью долговременной политики партии по поддержке национальных меньшинств в их культурном и общественном становлении. Особое значение придавалось распространению украинского языка среди населения собственно Украины. В апреле 1925 года на Украине для проведения украинизации была организована Всеукраинская Центральная комиссия под председательством главы правительства Украины В. М. Чубаря. Мероприятия по украинизации на собственно украинской территории Российской Федерации. Одним из регионов украинизации и оказался Северный Кавказ. Северо-Кавказский крайком партии, который находился в Ростове, контролировал ход украинизации, принимая соответствующие решения, оказывая помощь в проведении отдельных мероприятий.
Материалы о деятельности партийных органов Северо-Кавказского края по украинизации сконцентрированы в Центре научной документации истории новейшего времени Ростовской области, а также в фондах государственных архивов Краснодарского и Ставропольского краев, которые до 1934 года были как округа в составе Северо-Кавказского края.
Секретариат Северо-Кавказского крайкома партии принимал различные решения, способствовавшие проведению украинизации на территории Северного Кавказа и в Донских округах. Одной из важных сфер государственной поддержки украинизации был культурный сектор с клубами, библиотеками, избами-читальнями, кино, радио, стенными газетами. В районах украинизация проводилась масштабная работа по организации сети кружков и курсов изучения украинского языка. Окружные комитеты принимали решения об обязательном изучении украинского языка работниками окружных, районных и сельских учреждений и введении в делопроизводство украинского языка. Чиновники аппарата, которые уклонялись от изучения украинского языка, привлекались к ответственности по партийной или административной части.
В 1929 году секретариат Северо-Кавказского крайкома разрешил увеличить тираж "Червонной газеты" в два раза и поручил Крайисполкому выделить для этой цели 4,5 пудов бумаги и 6450 рублей, определив эти выделения как месячную норму. Были профинансированы мероприятия украинского и армянского передвижных театров. Рассматривался вопрос об организации постоянной украинской труппы и открытия в Ростове стационарного украинского театра. Мероприятия трехлетнего плана украинизации находились под постоянным контролем.
Успехи украинизации на территории собственно Украины и в регионах Российской Федерации (Северный Кавказ, Донские округа, Центрально-Черноземная область и др.) в конечном счете были негативно оценены высшим партийным руководством в Москве. Был резко изменен курс в отношении национальных меньшинств. В декабре 1932 года в адрес ЦК КП (б) Украины и в региональные партийные комитеты, где проходила украинизация, была направлена телеграмма за подписями Сталина и Молотова, в которой украинизация объявлялась непродуманной и вредной кампанией. Местным властям предписывалось "немедленно прекратить украинизацию в районах, перевести все украинизированные газеты, учебники и книги, издания на русский язык и до осени 1933 года подготовить переход школ и преподавание на русский язык".
Вскоре начались обвинения в националистском уклоне людей, которые возглавляли украинизацию. В июле 1933 года один из основных авторов - составитель программ украинизации, нарком народного образования Украины А. М. Скрыпник на заседании Политбюро в Москве был обвинен в националистической деятельности, в "искривлении" политики партии в национальных вопросах. После этого реформатор и инициатор украинизации застрелился. Репрессивная волна прокатилась по партийным и государственным структурам Украины и России в регионах проведения украинизации.
Руководители партийных и государственных органов Северного Кавказа вскоре были объявлены "врагами народа" и репрессированы по многим статьям обвинения, в том числе и за "проведение антинародной национальной политики". Автоматически объявлялись противоправными факты конкретных совместных мероприятий украинских и северокавказских организаторов украинизации. Фактически объявлялись вредными и запрещенными всякие творческие и другие культурно-просветительские и национальные связи между Украиной и районами России с украинским населением.
Таким образом, украинизация на Северном Кавказе не получила своего логического завершения. Более того, в 1933 году было совершено массовое насилие над сельским населением Юга России. К спровоцированному властями голоду прибавились многочисленные депортации на север и в Сибирь местного сельского населения. Наиболее массовые выселения произошли в центрах сельской украинизации.
К этому следует добавить, что в ходе ликвидации последствий украинизации серьезно пострадали творческие организации украинских писателей, работавших в Ростове, Краснодаре и в некоторых других местах.
В Ростове выделялась секция Всероссийского общества крестьянских писателей, в которую входили С. Добровольский, Н. Михaевич, Ф. Чапала, И. Луценко, П. Олиянчук, Ю. Таран, М. Чайка, О. Волик, М. Чорный, М. Коробко и другие. В Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей - Неверов-Чинарин, опубликовавший рассказы по темам коллективизации и жизни коллективизированной Северо-Кавказской станицы.
В Краснодаре в украинскую секцию Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей входили О. Рoзумиенко, В. Очерет, Ф. Прийма, О. Кирий, Ю. Коржевский, Ю. Литовченко, М. Лола, В. Коржевская, И. Тахненко, М. Дербушив, Л. Бескровный и другие.
Многие из этих писателей и поэтов помещали свои произведения в литературном разделе журнала "Новым Шляхом", украиноязычном альманахе, который выпускало краевое национальное издательство, на литературных страницах "Червоной Газеты", в других изданиях; имелись и отдельные выпуски их произведений.
Читательская общественность немного знает о жизни и творчестве этих людей, многие из которых были настоящими мастерами художественного слова, отражая в своих произведениях жестокую действительность формирования нового жизненного уклада в Северо-Кавказской деревне, пропагандируя и борясь своим, близким народу языком.
|