Зайдинер В. И., Ковынева С. А. По задонскому почтовому тракту // Донской временник. Год 2009-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2008. Вып. 18. С. 100-102. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/1/art.aspx?art_id=777
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2009-й
Демография. Статистика
В. И. Зайдинер
Сталина Андреевна Ковынёва
ПО ЗАДОНСКОМУ ПОЧТОВОМУ ТРАКТУ
хроника основания станиц: Махинская (Ольгинская), Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская
В XVIII столетии Россия превратилась в крупную европейскую державу. К 1791 году, после успешного завершения войн со Швецией и Турцией, территория страны составляла 14,5 млн. кв. вёрст. Значительно отодвинулись южные границы Российского государства. В результате подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского, а в 1791-м — Ясского договоров с Турцией Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом, Керчь, значительную территорию азово-черноморского побережья, в том числе и так называемую Новороссию. В 1783 году к России был присоединён Крым. В результате успешного закубанского похода Суворова в начале 80-х годов стала создаваться новая оборонительная линия по реке Кубань. В ходе русско-турецкой войны (1787-1791) Россия прочнее утвердилась в этом регионе. Ещё до окончания войны Екатерина II потребовала от Главнокомандующего русскими войсками на Кавказе и Кубани генерал-аншефа И. В. Гудовича представить соображения об устройстве новой оборонительной линии на Юге страны с тем, чтобы обезопасить русские земли от вторжения горских черкесов, Турции и её вассалов.
16 января 1792 года, уже после подписания Ясского мира и закрепления за Россией Кубанской области, генерал Гудович направил в Санкт-Петербург подробный доклад с предложением: на всем протяжении от Терека до Екатеринодара и далее соорудить новые укрепления. В 90-е годы была создана мощная Кавказская оборонительная линия. Войску Донскому вменялось в обязанность регулярно направлять на эту линию воинские команды для обеспечения безопасности южных границ России.
27 июля 1783 года в крепости Георгиевск был подписан так называемый Георгиевский трактат. Отныне царь Кахетии и Картлии признавал верховную власть только русского государя. В 1801 году к России присоедилась Восточная Грузия, а в течение XIX века — и Западная. Политические, экономические, культурные связи России и Грузии стали более интенсивными. В начале XIX века были основаны русские города Пятигорск, Кисловодск и другие населённые пункты курортной зоны России.
Эти обстоятельства и предопределили необходимость поиска новых путей сообщений, которые обеспечивали бы связь центра государства с Кавказской оборонительной линией, связь с народами Северного Кавказа и Закавказья, с курортами.
В конце XVIII века стал обустраиваться Задонский почтовый тракт, соединивший Черкасск с Кавказской губернией. Войсковая канцелярия поощряла расселение казаков вдоль тракта, и прежде всего у развёртываемых почтовых станций — близ Батайска, рек Кагальник, Мечётка и Средний Егорлык.
Например, в 1798 году недалеко от тракта, с правой стороны реки Кагальник, хуторок основал есаул Сербинов. 13 марта 1805 года Войсковая канцелярия разрешила развернуть хутор на левом берегу реки Кагальник при впадении в неё балки Хомутец сотнику Ивану Кушнарёву. 20 мая 1798 года здесь же возник хутор полковника Петра Гордеева. А несколько раньше, 10 ноября 1797 года, поблизости расположился хутор войскового старшины Протопопова.
2 мая 1798 года при балке Кугульта, впадающей с левой стороны в Мечётку, хутор бывший войсковой есаул Андрей Меркулов.
Все эти хутора были небольшими: в каждом — не более 2-3 дворов[1].
И весной 1808 года Войсковая канцелярия по инициативе и при непосредственном участии Матвея Ивановича Платова предприняла более радикальные шаги для заселения Задонского почтового тракта.
Во-первых, она объявила «жительствующим в станицах чинам, казакам и приписным за станицами малороссиянам, не окажутся ли желающие поселиться у дороги Задонского почтового тракта при почтах Кагальницкой, Мечётинской и Мало-Егорлыцкой, где им должна быть отведена земля... Изъявившие желание получат льготы на 5 лет, первые — от всех по военной службе употреблений, а последние — малороссияне — в нарядах от тягостей и работ по войску» [2]. То есть намечалось создание новых задонских станиц.
Во-вторых (и это имело первостепенное значение), 1 мая 1808 года один из ответственных работников Войсковой канцелярии Области войска Донского генерал Андрей Дмитриевич Мартынов по особому поручению атамана Платова направил рапорт императору Александру I, в котором отмечалось: «Лежащая от Старочеркасска на левой стороне реки Дон по течению её земля Войска Донского до места карантина, учреждённого при урочище Средний Егорлык на почтовом тракте, идущем в Кавказскую губернию, остаётся до сего времени безлюдной, кроме одних почтовых станций. И потому ежегодно, в зимнее время, особенно, когда продолжается жестокая стужа с метелью и сильным ветром, проезд для всех едущих и проходящих воинских команд по открытой там степи делается совершенно препятствующим и неудобным». Далее в рапорте отмечалось, что зимой 1808 года во время сильных морозов негде было укрыться ни воинским командам, ни людям с лошадьми и волами. И если бы не принятые экстраординарные меры, скот неизбежно подвергся бы гибели. «В отвращении впредь таковых встречающихся затруднений, — говорилось далее, — признаю самый лучший и полезный способ поселять по оному тракту на четырёх станциях, при коих весьма достаточно удобной для хлебопашества и сенокосов земли с хорошею водою, на каждой по сто семей из жителей Войска Донского» [3].
25 августа Александр I подписал документ, в котором подчёркивалось: «Рассмотрев донесение Ваше о необходимости в заселении лежащего по войсковой земле от Старочеркасска до карантина при урочище Среднем Егорлыке почтового в Кавказскую губернию тракта и представленные мне Министром внутренних дел объяснения Ваши, что заселение сие предполагаете Вы произвести на четырёх станциях... и находя предложения таковые основательными, я повелеваю привести оное во всех статьях в исполнение, дабы при сём случае употреблены были все возможные средства с целью облегчения положения этих переселенцев и приняты меры, чтобы они сколь можно успешнее были переселены и снабжены всем по хозяйству нужным. Поручаю вам доложить о завершении этого важного дела. Санкт-Петербург. Август 25 числа 1808 года. Александр» [4].
Интересен и рапорт генерала Мартынова Войсковому атаману Войска Донского Матвею Ивановичу Платову: «Имел я счастье получить высочайший его Императорского Величества Указ от 25 августа 1808 года. Честь имею Вашему превосходительству доставить при сём копию, и с тем вместе донести к сведению Вашему следующее обстоятельство: сейчас нет возможности по наступившему холодному времени начать высочайше дозволенное переселение людей из войсковых жилищ на пустопорожнюю землю, тем более, что в семействах у переселяемых должны быть малолетние дети и всякое по домовности животное, для содержания которых в зимнее время на новых местах ни строений, ни жизненных припасов в полной мере учредить было некогда. Я распорядился вместе с Войсковой канцелярией начать переселение с наступлением весеннего времени» [5].
9 октября были окончательно определены места развёртывания новых станиц на войсковой земле, лежащей по левому берегу Дона. В рапорте атаману Платову сообщалось: «Для поселения по Задонскому почтовому тракту малороссиян назначены им по удобности: первое — при Батайской почте, второе — при речке Кагальник, третье — на Мечётинской почте, четвёртое — при Среднем Егорлыке» [6].
Переселение малороссиян на Задонскую сторону началось в апреле-мае следующего года и тогда же были основаны Махинская (Ольгинская), Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская. В течение 1809 года сюда прибыло 400 семей малороссиян, примерно по 100 семей в каждую из вновь создаваемых станиц [7].
В неразрывной связи с устройством задонских станиц находилось и решение вопроса о приёме в казачье сословие малороссиян, числившихся за вновь созданными насёленными пунктами. Добро на положительное решение этого вопроса дал Российский император Александр I ещё в письменном Указе от 25 августа 1808 года.
М. И. Платов сознавал непростое положение малороссиян, обязанных селиться на новых местах под непосредственным начальством войсковой администрации, и платить подушные подати, даже с освобождением их, в связи с переселением на новые места «от тягостей и работ по войску». Заселить вновь создаваемые станицы одними казаками было невозможно. А ведь заселение Задонского тракта представлялось делом неотложным и чрезвычайно важным. В связи с этим войсковой атаман и возбудил ходатайство «Об обращении поселившихся на Дону малороссиян в казачье звание и об исключении оных из подушного оклада».
Государственный Совет, рассмотрев внесённое Военным министром представление Платова, согласовав вопрос с Департаментом военных сил, решил:
«Первое. Состоящих по Войску Донскому малороссиян, коих по ревизии 1795 г. числится 3836 душ, переименовать в казаки и исключить из подушного оклада.
Второе. Прежде всего переименовать в казаки поселившихся в новых станицах» [8].
Это предложение Государственного Совета было утверждено Александром I 16 сентября 1811 года.
Таким образом, числившиеся за четырьмя станицами по Задонско-Кавказскому тракту малороссияне в сентябре были приняты в казачье сословие.
Переселение в новые казачьи станицы продолжалось и в последующем. Так, 18 августа 1817 года войсковой атаман, генерал от кавалерии граф Платов, проявляя особую заботу об облегчении земской повинности жителей задонских станиц, ставших казаками, возбудил ходатайство перед императором Александром I о направлении туда 300 семей казаков. 10 октября 1817 года Александр I одобрил это предложение. Император писал в своём рескрипте: «Тягостное положение поселённых на границе Донского войска с Кавказской Губернией малороссиян, обращённых в казаки, убеждает меня согласиться с Вашим отношением от 18 августа. Поэтому я позволяю Вам из всех 118 станиц Войска Донского отделить 300 семей казаков и переселить их к означенным из малороссиян казакам, дабы они совокупно могли бы выполнять положенные повинности». Переселение 300 семей казаков в задонские станицы было осуществлено в апреле — августе 1819 года [9].
В 1824 году Александр I разрешил переселить в четыре задонские станицы ещё 312 семейных малороссиян. Переселение проводилось в последующие два года. Переселившихся приняли в казачье сословие. Это было последнее массовое перечисление малороссиян в казаки.
Несколько слов о станицах.
Ольгинская расположилась в 35 верстах от Новочеркасска и в 4-х от Дона при речке Сухом Махине. Строилась по плану, с широкими и правильными улицами на острове Махине, потому и называлась сначала Махинской. В 1809 году часть жителей этого городка переселилась на нынешнее место, и станица стала Ольгинской. В том же году согласно Указу императора Александра I от 25 августа 1808 года население её увеличилось за счёт переселения малороссиян из различных станиц Донской области. В 1811 году все они были приняты в казачье сословие. Через станицу проходила Ольгинская дамба — продолжение важнейшей на Дону Аксайской переправы.
Махин остров, ещё до основания Черкасска, был временным станом донских казаков, участвовавших как при взятии Азова, так и при других морских предприятиях.
Первую церковь в станице, во имя Успения Божией Матери, построили в 1810 году и освятили на следующий год. В 1855 году появилась новая, на каменном фундаменте, с двумя приделами: во имя Живоносного источника Божией Матери и святой княгини Ольги.
Балки назывались Шамшева, Камышеваха, Сухой Кагальник, Копани и Мокрый Батай; курганы – Высокий, Нетёс, Частыя, Куяк-Салган, два Брата [10].
Станица Кагальницкая основана в 70 верстах от Новочеркасска, в степи. Строилась также по плану. Вначале её разместили в четырёх-пяти верстах выше по течению Кагальника, на правом берегу, против урочища Осадная гора. Однако в 1818-1819 годах началось переселение, и в 1824-м станица окончательно обосновалась на теперешнем месте. Именно здесь стал проходить Задонско-Кавказский почтовый тракт.
Занимались станичники хлебопашеством и скотоводством.
В 20-40-е годы XIX века станица делилась на три части (Кутка): Залегаевка (нижняя), Мазница и Рогожная (верхняя). В «Донских епархиальных ведомостях» за 1889 год читаем: «Последняя часть (Рогожная. — В.З., С.К.) названа, как говорит предание, потому, что первые переселенцы станицы — удальцы со своими тысячами так дружно взялись пьянствовать на месте нового жительства, что в короткое время остались без куска хлеба и без крова; между тем наступило дождливое лето, тогда «тысячники», вместо предполагаемых домов, очутились в малых землянках, но таких бедных, что нужно было покрыть их рогожками, и с тех пор место это получило название Рогожного кута» [11].
Первая церковь в станице, деревянная, на столбах, во имя Равноапостольных царей Константина и Елены, заложена 27 марта 1810 года, освящена в 1812-м. Колокольня её стояла отдельно, тоже на деревянных столбах. С переходом станицы на новое место 5 октября 1824 года перенесли и церковь, и по просьбе станичников переименовали в честь Покрова Божией Матери. Ранним утром 1856 года она сгорела.
Ольгинская станица, сочувствуя жителям Кагальницкой, пожертвовала последним свою старую деревянную церковь, а священнослужители и церковный староста Новочеркасской Николаевской церкви пожаловали кагальничанам Богослужебные книги.
В 80-е годы XIX века в станице уже было две церкви, вторая — каменная, с железной оградой, на каменном фундаменте — во имя Покрова Божией Матери. Старую перенесли на кладбище. В ней имелась икона Казанской Божьей Матери, написанная казаком города Старочеркасска Алексеем Волошиным в 1700 году. Из урочищ весьма примечательным считалась Осадная гора — напротив первого поселения. По рассказам старожилов, во время одного из набегов большого отряда нагайцев казаков атаковали нападавшие под этой горой. Станичники мужественно сопротивлялись, а пришедшие на помощь казаки из Черкасска прогнали нападавших и освободили осаждённых. Здесь находили азиатское оружие и другие предметы того времени.
Балки местности назывались Шамшева, Курганова, Калмыцкая, Монастырская; речки — Большая и Малая Хомутец, Мечётка, Малая Эльбузда; курганы — Краснянский, Селиванов, Бахмутов.
В широкой балке между трёх курганов при Мечётке расположилась станица Мечётинская. В 1820 году уже числилось 88 дворов. Дома деревянные, довольно простые. Жители — 285 мужчин и 330 женщин. Казаки занимались земледелием, скотоводством, извозом. Пахотные земли отличались плодородием. Посевы в первые годы производились в таком объёме: пшеницы 600 десятин, ржи 300, ячменя 240, овса 200 десятин, проса — 50 десятин. Урожай — примерно 1 к 7-ми. Несколько выше был урожай ячменя и проса. Жители охотно держали скот. В 1820-1821 годах у станичников имелись 1800 голов крупного рогатого скота, 700 голов лошадей и до 2000 голов овец. Сенокосы были обширны и достаточно тучны [12].
Занимались станичники возделыванием простого полотна для собственных нужд и отчасти — рыболовством и охотой [13].
Делилась станица на Рогожку (северо-восточная часть), Полтаву (северо-западная), Форштадт (юго-запад) и Маслину (юго-восток).
Церковь во имя Преображения Господня заложена в 1811 году, освящена 31 октября 1817-го. В 1895 году сооружена новая, каменная.
Название местностей: балки Шарашкина, Бургуста, Митринькова, Рабцова, Мостовая; курганы Разрытой, Старошияховский, Мензин[14].
Станица Егорлыкская основана у начала реки Нижний Егорлык, на равнине, в 120 верстах от Новочеркасска. Первопоселенцы — из Луганской, Нижне-Чирской, Качалинской, Филипповской, Иловлинской и Берёзовской станиц. Вскоре прибыло 90 семейств из всех станиц Области войска Донского, отобранных по жребию. В первый и последний раз (1825-1826) прибыло ещё 50 семейств крестьян из слободы Провалье — владения войскового атамана генерала Иловайского.
Станица делилась на Хазовку (восточная часть) — сюда селились люди бедного сословия, и Провалье (западная).
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца, деревянная, на столбах, ошелёванная изнутри и снаружи вершковыми досками, построена в 1811 году. В 1833 году Войсковая канцелярия даровала Никольскую церковь города Новочеркасска, и старую вскоре передали Кагальницкой станице. Егорлычане, как и их соседи, занимались хлебопашеством и скотоводством [15].
Развёртывание Махинской, Кагальницкой, Мечётинской и Егорлыкской станиц имело следующие задачи:
Во-первых, обеспечить круглогодичную безопасную переброску воинских команд на Кавказскую оборонительную линию, упрочить связь с народами Северного Кавказа и Закавказья, с молодыми курортами.
Во-вторых, вновь принятых в казаки малороссиян предполагалось направлять на оборонительную линию для охраны южных границ России.
В-третьих, казаки призваны были обеспечить надёжную охрану Задонского тракта от набегов и разбоев.
В-четвёртых, весьма важно было освоить и ввести в оборот плодородные земли Юга России, функционирование курортов, а также чётко выполнять другие поручения государственной власти.
Эти ответственные задачи казаки задонских станиц выполнили.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Сб. Обл. войска Дон. стат. ком. Вып. 8. С. 194, 195.
- Там же. Вып. 11. С. 40.
- ГАРО. Ф. 46. Оп.1. Д. 198. Л. 2, 2 об.
- ГАРО. Ф. 46. Оп.1. Д. 197. Л. 7 об.
- ГАРО. Ф. 46. Оп.1. Д. 198. Л. 3, 3 об.
- Там же. Л. 6
- Там же. Л. 12-15.
- Сб. Обл. войска Дон. стат. ком. Вып. 11. С. 43.
- Там же. Вып. 13. С. 107, 108.
- Донские епархиальные ведомости. 1889. № 24. С. 1115-1116.
- Там же. С. 1117-1118.
- ГАРО. Ф. 46. Оп.1. Д. 355. Л. 47.
- Там же. Л. 47 об.
- Донские епархиальные ведомости. 1890. № 2. С. 56-57.
- Там же. С. 57-58.
|