Дербаремдикер А. Л. Без работы жизни не мыслю // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 26-28. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=616
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
Театр и кино на Дону
БЕЗ РАБОТЫ ЖИЗНИ НЕ МЫСЛЮ
главный инженер Ростовской киностудии
Родился я в городке Бердичев Житомирской области. Там прошло моё детство. После окончания школы учился в Севастопольской школе ФЗУ «Крымэнерго». Получив специальность электромонтёра, работал на строительстве «Азовстали» по монтажу и оборудованию электростанции.
В 1933 г. на Украине был голод, и отец в поисках работы уехал в Ленинград, прихватив с собой и меня. В Ленинграде я сразу устроился электромонтёром на Охтинский химкомбинат и поступил на вечерний рабфак при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, а спустя три года, после окончания рабфака, был принят в Ленинградский институт киноинженеров на дневное обучение. С той поры и связал свою жизнь с кинематографией.
В начале 1941 г. по направлению Министерства кинематографии я приехал в Ростов и был назначен главным инженером Областного управления кинофикации. Сразу же довелось участвовать в эвакуации оборудования киностудии и Областной кинофикации в город Орджоникидзе (в то время Ростовская студия хроникально-документальных фильмов, Ростовское областное управление кинофикации, киномеханический завод находились в одном здании ― на Пушкинской, 174). Мне поручили отправить в Орджоникидзе вагон нового кинооборудования. Киноматериалы (негативы с позитивами и фильмы) были на горючей основе, поэтому их увезти с собой не удалось. Пришлось уничтожить, чтобы не достались немцам.
В Музейном переулке, 3 города Орджоникидзе организовали Ростовскую киностудию. К нам присоединились специалисты из Киева. Ростовские операторы работали в съёмочных группах Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Во главе этих групп стоял Марк Трояновский, кинооператор Московской студии документальных фильмов. Меня назначили звукооператором. Мы снимали хронику. В этом нам помогали ростовские фронтовые операторы, которые свои съёмочные материалы отправляли в Москву, но иногда часть материалов давали и нам. Не хватало оборудования, и многие операции приходилось делать вручную: проявлять плёнку, сушить её и пр. В связи с эвакуацией студии из Орджоникидзе в октябре 1942 г. по распоряжению Главкинохроники меня перевели во фронтовую кинобригаду Северо-Кавказского фронта в качестве ассистента оператора.
Запомнился случай, который произошёл в Грозном. Съёмочной группе дали задание показать фильм о Кубанском кавалерийском корпусе для командующего фронтом и командующего корпусом. Выполнить эту задачу поручили мне. Мы нашли в городе кинопроекционную передвижку, а электростанцию Л-6 предоставили военные. Фильм показывали в двухэтажном особняке, ночью. После командующий проводил своего спутника, а меня попросил повторить. И, глядя фильм снова, не скрывал слёз.
По мере продвижения фронта к Ростову и наша съёмочная группа двигалась к родным местам. С крыши магазина «Молоко» при освобождении Ростова 14 февраля 1943 г. мы снимали подъём флага на здании Госбанка. Остальные дома по улице Энгельса лежали в развалинах.
После освобождения Ростова я был отозван Комитетом по делам кинематографии из фронтовой кинобригады для восстановления Ростовской студии кинохроники, а с августа 1943 г. переведён главным инженером в Ростовское управление кинофикации. Требовалось ремонтировать и восстанавливать киноаппаратуру, открывать новые киноустановки... Поэтому в первую очередь я занялся созданием киноремонтных мастерских. Мы восстанавливали кинотеатры и открывали новые киноустановки по всей области. Специалистов катастрофически не хватало, и было принято решение создать курсы киномехаников звуковых кинопередвижек. В сентябре 1943 г. в фойе кинотеатра «Руне» (ныне «Киномакс-Победа») опытный специалист этого кинотеатра Валентин Андреевич Рогальский начал проводить занятия. В дальнейшем класс переместился в уцелевшие комнаты разрушенного кинотеатра «Гигант» (ныне ДК Строителей). А в феврале 1944 г. на базе школы ФЗО № 4 (Ростсельмаш) открылись областные курсы киномехаников. Педагогический коллектив возглавил Сергей Петрович Конозов, ныне Заслуженный учитель школы РСФСР, Почётный кинематографист России, заведующий учебно-методическим ькабинетом Ростовского-на-Дону техникума кино и телевидения.
В марте 1944 г. из эвакуации вернулся ростовский кинотехникум, и я принимал активное участие в восстановлении его материально-технической базы и в организации учебного процесса: организовывал практику студентов в кинотеатрах, читал лекции, руководил дипломным проектированием. В дальнейшем на протяжении многих лет являлся председателем Государственной комиссии по аттестации выпускников техникума.
Рост количества киноустановок в стране в послевоенный период потребовал большого количества квалифицированных киномехаников, и в 1948 г. Министерство кинематографии РСФСР предложило открыть в Ростовской области республиканскую школу киномехаников. Нам выделили здание в городе Батайске. Меня по совместительству назначили исполняющим обязанности директора. Необходимо было освободить здание от организаций военного ведомства и приспособить его для учебных целей, сформировать педагогический коллектив, организовать учебный процесс. Все это удалось сделать в кратчайший срок. В декабре 1948 г. первая группа учащихся, командированных из краёв и областей РСФСР, приступила к занятиям. А в 50-е гг. Батайская школа киномехаников стала самой крупной в системе кинематографии СССР.
В связи с созданием Каменской области Обкомом партии я с 19 февраля 1954 г. был направлен на должность заместителя начальника Управления культуры по кино Каменского облисполкома. Здесь я создавал областную киносеть, курировал строительство кинотеатров в Шахтах и Черткове. В 1957 г. Каменскую область упразднили, и я вернулся в Ростов во вновь созданное городское Управление культуры на такую же должность.
В это время в Москве, Ленинграде и Киеве появились панорамные кинотеатры, и я задумал построить подобный в Ростове. Меня поддержали горком партии, горисполком. Мы с Л. Л. Эбергом, главным архитектором Горпроекта, объездили все панорамные кинотеатры, чтобы, изучив их, создать собственный проект. В Киеве мы заметили, что деревянный пол в фойе пришёл в негодность, поэтому для нашего театра мы настояли на мраморных полах. Облфинотдел не отказал в деньгах. Я принимал участие в разработке проекта панорамной киноустановки. В зрительном зале были размещены особый экран в длину по дуге 28 м и в высоту 10 м.; сложная проекционная киноаппаратура и стереофонический звук. 5 ноября 1959 г. кинотеатр «Россия» ― пятый в СССР панорамный кинотеатр ― был открыт. Билеты расхватывали заранее. Приезжали из других городов области, из Украины. Затраты на строительство окупились за год и семь месяцев.
С марта 1960 г. меня перевели на работу в Ростовскую студию кинохроники главным инженером. Многие годы одновременно я занимал должность заместителя директора киностудии. Студия находилась в стеснённом положении, не хватало рабочих площадей и первым делом наряду с техническим перевооружением пришлось заниматься и расширением территории. Удалось доказать необходимость финансирования для строительства пристройки к зданию студии и гаража Расширение площади дало возможность занять достойное место среди хроникально-документальных студий страны. В 1991 г. была утверждена проектно-сметная документация на строительство кинопроизводственного корпуса для обработки цветного съёмочного материала и сразу же начались подготовительные работы. К сожалению, с прекращением финансирования строительство не окончено. В качестве звукооператора принимал участие в десятках короткометражных фильмов и журналов. Мастерству звукооператора обучался у Константина Безъязычного и Бориса Курова ― опытных операторов.
Я не мыслю свою жизнь без работы. Годами не уходил в отпуск. Хотелось везде успеть, всё сделать, всё изменить к лучшему. Занимался реконструкцией киностудии, внедрял новые технологические процессы. Консультировал работы по кинофикации и звуковому оформлению Дворца спорта, киноконцертного зала Донской государственной публичной библиотеки.
И сейчас, оказавшись не у дел, не могу сидеть сложа руки. С 1995 г. регулярно посещаю Змиёвскую балку; создал о ней фильм, для которого собрал много ценных документов. В работе над фильмом «Змиёвская балка» принимали участие Р. А. Розенблит и Л. И. Максименко (редактор).
|