Яновская Т. А. Жил-был неспокойный человек // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 21-22. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=399
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й
Театр и кино на Дону
ЖИЛ-БЫЛ НЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК
кинокритик Юрий Леонидович Яновский
Его кипучая энергия поражала и восхищала многих, а некоторых, чего скрывать, раздражала. Так было всегда. Школьник Юра Яновский отличался своей непоседливостью и неугомонностью, а еще тем, что писал стихи. Ему, юному поэту, страстному книголюбу, прочили блестящее будущее. Но он, окончив школу, в 18 лет отправился служить в армию. А через год началась Великая Отечественная война. Солдат Яновский прошел ее от первых и до последних дней — сначала рядовым, а затем старшим сержантом, помощником командира взвода. За участие в боевых действиях был награжден орденом Отечественной войны II степени и семью медалями, в том числе медалью за оборону Сталинграда. В те страшные годы он продолжал писать стихи и рассказы, а еще выступал во фронтовой самодеятельности и даже поступил на заочное отделение филологического факультета Белорусского университета в Минске.
Конечно, учиться по-настоящему он начал только после войны, когда вернулся в родной город, перевелся в Ростовский университет. Наступило долгожданное мирное время, и он жил взахлеб — активно занимался общественной работой, вместе с однокурсниками создавал рукописный журнал, читал лекции о русской литературе, писал стихи, повести, пьесы.
После окончания университета — Юрий Леонидович мечтал заниматься литературоведением. Но жизнь, как водится, распорядилась иначе. В 1950 году он стал преподавателем русского языка и литературы в сельской школе, а чуть позже — в ростовском индустриальном техникуме. Не оставляя мечту о науке, в 1952 году он поступил в заочную аспирантуру и начал писать диссертацию по научно-фантастическим произведениям Алексея Толстого. В те годы это было крайне неразумно. Тема диссертации была признана неактуальной, а максималист Яновский наотрез отказался ее поменять. Научные планы реализованы не были, а вот любовь к научной фантастике осталась у него на всю жизнь. В 1965 году вышла первая книга фантастических повестей и рассказов Юрия Яновского, а в 1989 — вторая. Кроме этого, он собрал огромную библиотеку научно-фантастических произведений отечественных и зарубежных писателей, составил библиографический указатель научно-фантастической литературы (к сожалению, он так и не был издан), перевел несколько научно-фантастических произведений английских и американских авторов, был одним из инициаторов создания в Ростове клуба любителей фантастики.
В 1956 году Юрий Леонидович стал редактором Ростовской студии кинохроники. «Это жизнь в беличьем колесе и она мне нравится. У меня беспокойный характер и такая работа мне по душе», — писал он другу. За шесть лет работы на киностудии им были созданы десятки киносценариев и сюжетов. Газеты «Вечерний Ростов», «Молот» и «Комсомолец» печатали его критические статьи. В 1961 году он стал членом Союза журналистов, а в 1962 году — Союза кинематографистов СССР.
С 1963 года началась новая и наиболее известная ростовчанам старшего поколения страница его биографии. В этот год было организовано Бюро пропаганды Советского киноискусства (БПСК) — удивительная организация, открывавшая всем желающим дверь в мир кино. Юрий Леонидович Яновский стал ее директором. Творческие встречи, организованные Бюро кинопропаганды знакомили зрителей с известными актерами и режиссерами. В годы бесконечных фильмов о председателях колхозов и передовых рабочих лекторы БПСК рассказывали и о другом кинематографе. Только там можно было увидеть настоящие мультфильмы Диснея с черно-белым Микки-Маусом, посмотреть отрывки из «Дракулы» и «Человека-Невидимки», а иногда даже «целый французский фильм» с Жан-Полем Бельмондо или Пьером Ришаром в главных ролях. Юрий Леонидович не только руководил Бюро, но и сам читал лекции. А делать он это умел потрясающе, увлекая любую аудиторию.
В 1977 году Яновский был вынужден перейти на работу в Ростовское отделение Союза кинематографистов. Как ответственный секретарь правления, он принимал активное участие в творческой жизни Союза, а главное, всячески помогал своим коллегам (да и не только им) решать разные житейские проблемы. Каждый день он что-то «устраивал» и «организовывал», разыскивал для кого-то хороших врачей и редкие лекарства (в те годы это тоже было непросто), за всех переживал и волновался. Так было до последнего дня его жизни. И многие не могли поверить в то, что он наступил, потому что смерть этого энергичного человека казалась совершенно невероятной.
|