Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Таршис В. Д. Илья Аркадьевич Швейцер // Донской временник. Год 1993-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1992. Вып.1. C. 55-56 URL:http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=398

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1993-й

Театр и кино на Дону

ИЛЬЯ АРКАДЬЕВИЧ ШВЕЙЦЕР (1908-1992)

С именем этого артиста с молодости были связаны замечательные страницы истории донской сцены. Илья Аркадьевич - коренной ростовчанин. Учился в бывшей Степановской гимназии (ныне средняя школа № 36). В 1924 г. юный, влюбленный в театр Швейцер был принят в труппу знаменитого антрепренера Н. Н. Синельникова. Поначалу ему поручались роли «на выходах». Но вскоре, блеснув самобытным, ярким дарованием в «Чудаке» А. Афиногенова, Швейцер занимает прочное положение в творческом коллективе, в котором он прослужил впоследствии около шестидесяти лет. Помню, как бережно он доставал из личного архива пожелтевший от десятилетий экземпляр газеты «Приазовский край», где отмечалось: «Попасть в Ростове к Синельникову для молодого актера или актрисы считалось за счастье, для артиста уже с некоторым именем - за честь, для артиста с установившейся репутацией - за удовольствие».

И. А. Швейцер был одним из актеров драматического театра имени М. Горького, которые смогли прекрасно раскрыться, работая во второй половине 30-х годов с таким требовательным главным режиссером, каким был Ю. А. Завадский. Не потеряться на сцене, когда твои партнеры - Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, оказалось под силу далеко не всем, но Илья Швейцер сумел стать достойным партнером этих мастеров. В очередь с Пляттом он играл Скалозуба в «Горе от ума». Илья Аркадьевич создал заметные образы в таких спектаклях театра им. Горького той поры, как «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Мальчик из предместья» М. Штительмана и др.

Расцвет этого незаурядного человека пришелся на 40-60-е годы. Назову лишь несколько актерских работ И. Швейцера, которые лично для меня остались в памяти на всю жизнь: Краузе («Русские люди» К. Симонова), маршал Ней («Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева), Бубнов («На дне» М. Горького), сэр Тоби («Двенадцатая ночь» В. Шекспира), Самсон Большов («Свои люди — сочтемся» А. Островского). Если же вспоминать спектакли, в которых играл ветеран ростовской драмы в последнее десятилетие своей работы в родном театре, то как же обойти «Поднятую целину» и «Тихий Дон» М. Шолохова (Островнов, генерал Фицхелауров), «Я пришел дать вам волю» и «Энергичные люди» В. Шукшина (астраханский воевода Прозоровский и Брюхатый)...

Актер прожил на сцене десятками жизней своих героев. «На Швейцера» зрители шли всегда, почитателей у него была масса, успех постоянный. Илья Аркадьевич с благодарностью принял присвоение ему звания заслуженного артиста Российской Федерации. В труппе театра им. Горького никогда не было недостатка в тех, кто официально удостоен более высоких званий, отмечен правительственными наградами, но именно к Швейцеру, к «деду» шли на огонек начинающие актеры. Он магнитом притягивал к себе молодежь, как бы ненароком, случайно посвящая ее в тайны ремесла. Швейцер никогда не выглядел мэтром, но в иной его шутке доставало мудрости на несколько лекций в театральном вузе.

Пока хватало сил и здоровья, Илья Аркадьевич все свободные вечера отдавал эстраде. Его конферанс держался на импровизации: ни один из шутников в зрительном зале с неожиданной и подчас не к месту поданной репликой не оставался без моментального искрометного ответа со сцены - озорного, остроумного и всегда «по делу». Швейцер мастерски играл в собственном мини-театре, репертуаром для которого был кладезь анекдотов, мгновенно схваченных и зафиксированных характеров. Тот или иной сюжет проигрывался артистом всякий раз в обновленном варианте, однажды найденное никогда не повторялось.

Илья Аркадьевич до мелочей знал историю театра, в котором, в сущности, прослужил всю жизнь. Он прекрасно помнил, как вел себя на репетициях Синельников, как играл актер Герага в спектаклях 20-х годов и почему Завадский решил покинуть Ростов, где ему, казалось бы, так хорошо работалось... И, наконец, не могу не сказать, что розыгрыши Швейцером своих товарищей тоже вошли в историю ростовской драматической сцены. Это нетускнеющий фольклор, но, в отличие от народного, у него есть автор - Илья Аркадьевич Швейцер. Имя его, я уверен, навсегда останется в истории российской театральной провинции (напрасно мы долго обижали это прекрасное слово и понятие!).

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"