Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Таршис В. Д. Под нахичеванской крышей // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 9. С. 73-77 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=397

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1999-й

Театр и кино на Дону

ПОД НАХИЧЕВАНСКОЙ КРЫШЕЙ

Удивительна судьба Нахичеванского театра. Она, пожалуй, несхожа ни с каким другим на Дону.

В предреволюционные годы здесь держал собственную антрепризу Я. А. Белинский, в будущем актер ростовского драматического театра. Чтоб перекрыть финансовые потери в главном своем деле — театральном, он одновременно был и владельцем Нахичеванского завода «Мыловар» и двух соседних с театром кинозалов «Луч» и «Мон плезир» на Бульварной площади.

После октября 1917 года здесь работал армянский Фольклорный театр, его же арендовали приезжие русские труппы на сезон, чаще — на зимний. Решением крайисполкома весной 1920 года театру присвоено имя М. Горького, тем же документом имя А. Луначарского дано ростовскому драматическому. Здание отдано театру малых форм — модному тогда повсеместно, так называемой, «синей блузе», — агиттеатру. В 1929 году на базе любительского предшественника (частично переведенного сюда из Лендворца) образован профессиональный ТРАМ — театр рабочей молодежи. Художественное руководство вскоре возглавил режиссер Я. Д. Габ — чуткий и тонкий художник, позже создавший в Ростове театр Красной Армии СКВО, да и вся его дальнейшая жизнь была связана лишь со сценами столицы Дона. В ТРАМовских программах того периода шли постановки безвестных авторов: «Плавятся дни», «Дружная горка», «Страна должна знать». В работе ТРАМа принимали участие ростовские композиторы П. Э. Гутин и А. П. Артамонов, бывший рабочий завода «Красный Аксай» и будущий народный артист СССР П. Г. Лобода, Ю. А. Банковский, Я. А. Белинский, П. И. Петров, М. А. Светлова — позже артисты драматического театра. Здесь же и имя превосходного артиста Н. И. Гарина, приехавшего в Ростов вместе с Ю. А. Завадским и позже перешедшего в ТРАМ, а после Отечественной войны он возглавил Театр комедии. В этом приметном списке и актер С. Д. Жирнов, прослуживший под нахичеванской крышей более полувека.

В предвоенные годы здесь работали артисты В. В. Сахновский и Л. В. Стельмахович — оба после войны, один за другим ставшие главными режиссерами ростовского театра кукол. А. Л. Стельмахович в шестидесятых возглавил и театр имени Лейкома. П. Лобода и Я. Родос в нескольких спектаклях выполняли и режиссерские обязанности лаборантов (на современном языке — ассистентов режиссера).

В 1932 году на этой сцене дебютирует в драматургии ростовская писательница В. Ф. Панова в пьесе «Весна» — о народившемся на Дону колхозном строе. По свидетельству современников тех лет, она активно участвовала в литературной жизни театра (да и жила она недалеко от него), не получая, вероятно, за этот труд финансового вознаграждения (заведующие литературной частью в те времена в штатных расписаниях отсутствовали). Музыку к «Весне» написал П. Гутин, среди исполнителей — П. Лобода, С. Жирнов, П. Петрова.

Через год после приезда в Ростов Ю. Завадского нахичеванский театр становится еще и филиалом театра имени М. Горького. Жизнь ТРАМа была прервана незадолго до войны — с 1939 года на его афишах значится иное название: Областной театр имени Ленинского комсомола (но это вовсе не ростовский ТЮЗ — тот работал в собственном помещении за Домом офицеров, на территории парка М. Горького).

Война расформировала театр — многие ушли на фронт, большинство сложили головы. Очень скудны материалы как по истории ТРАМа, так и созданного 21 сентября 1941 года ростовского театра миниатюр, предвестника Театра комедии. Личные Архивы Я. Д. Родоса, П. Г. Лободы и нынешнего ростовчанина С. Д. Жирнова подробностей жизни этих коллективов не сохранили. Материалы нынешнего ТЮЗа тоже небогаты. И данная публикация основана на отдельных находках, в беседах с артистами тех лет.

Театр миниатюр развивался чрезвычайно нелегко. Труппа была невелика, спектакли ставились по главному признаку — малому числу действующих лиц. Время диктовало тоже малые формы — скетчи, одноактовки, целевые агитпрограммы антигитлеровского содержания, воспевания подвигов наших солдат и бойцов трудового фронта.

Из скупой информации в «Молоте» в июле 1943 года: «Театр комедии и миниатюр организован в сентябре 1941 года. За два года гастролировал в Нальчике, Орджоникидзе, Куйбышеве, Чкалове, Астрахани. Сыграно за это время около 500 спектаклей, из них 100 перед защитниками родины в госпиталях. Среди артистов — П. Лобода, Ю. Ванновский, Каменские, И. Долин».

В феврале 1942 года, откликаясь на работу коллектива, посвященную 24-й годовщине Красной Армии, М. Никулин в «Молоте» озаглавил свой материал «За родину!»: «Поднимается занавес, и мы видим живую скульптурную группу замечательных сынов русского народа: А. Невского, Д. Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Наибольшей художественной удачи добивается П. Лобода, исполняющий роль Чапаева». И сам Никулин ни словом не обмолвился о поставленной в этом спектакле собственной одноактной пьесе «Рождение легенды», посвященной сыну Дона Ст. Здоровцеву, таранившему своим «ястребком» противника, об этом мы узнаем из другой молотовской публикации, озаглавленной «Говорит Ростов»: «В программу нового спектакля включено несколько одноактных пьес... Этот спектакль показал, насколько вырос и окреп коллектив Областного театра миниатюр. В маленьких пьесах, в злободневных скетчах, водевилях и конферансе актеры театра показывают свое мастерство, свое умение донести до зрителя острую мысль, злую сатиру. Героико-романтическая миниатюра «Ненависть» (видимо, инсценированная проза Б. Горбатова — В. Т.) волнует зрителя своим оптимизмом. Советские командиры и бойцы верят, что враг будет разгромит. Артист П. Лобода — старший лейтенант — создал правдивый образ советского патриота, командира, идущего в бой за счастье своего народа. Искренность, человеческая теплота звучали в его словах, когда он говорил о предстоящей схватке с ненавистным врагом. Следует одобрить постановку старинного водевиля «Нет худа без добра». В этой миниатюре коллектив театра добился большой сыгранности и мастерства. Из общего крепкого ансамбля выделяются артисты Каменский, Ванновский, Германов, Добила, Браславский, Каменская. Хорошую музыку написал и подобрал заведующий музыкальной частью А. Артамонов».

24 марта 1942 года в «Правде», в частности, отмечается: «В августе (тут неточность — в сентябре. — В. Т.) прошлого года возник Ростовский театр миниатюр. Злободневные, острые миниатюры, водевили, скетчи, не требующие громоздкого сценического оформления, как нельзя более подходили для работы во Фроловых условиях. В непогоду и стужу из одной части в другую передвигался театр. Играли в землянках и блиндажах, в колхозных хатах и под открытым небом. За короткий срок театр дал 88 концертов и спектаклей в частях действующей армии. Сейчас Ростовский театр миниатюр стал стационарным зрелищным предприятием. Помимо частей Красной Армии, он обслуживает и гражданское население».

В начале лета 1942 года театр впервые уезжает в длительные гастроли. Поначалу в маршруте города — от севера к югу — Каменск, Шахты, Новочеркасск, Таганрог и ближайшие от них населенные пункты. И далее — Нальчик, Северная Осетия, — по сути, началась неофициальная эвакуация — удаление от приближающегося фронта. Газета «Социалистическая Осетия» в июне откликается на приезд ростовчан обзором, озаглавленным «Большие чувства»: «Рояль, чашки дымящегося кофе, романс Чайковского, уютный, мирный интерьер. Как это далеко от гроз войны. Но таково только первое впечатление. Вся эта ласка домашнего уюта обращена на друга, по пути между двумя фронтами завернувшего к своим. Потом друг проникновенно и просто начинает рассказывать о Фронте, о маленьких, незаметных людях, которым открывается вся сила нашей правды в борьбе, и они становятся героями. Стынет забытый кофе. Слушают взволнованные друзья — сердечные советские люди, слушает притихший зал. Так начинает программу Ростовский театр миниатюр...».

Затем — эвакуация в Чапаевск Куйбышевской области, там, на короткое время и возникло новое название — Куйбышевский областной театр эстрады и миниатюр. Проходят уже в декабре 43-го успешные гастроли в Ульяновске, о чем свидетельствует областная газета «Пролетарский путь». В начале мая 1943 года коллектив, по пути домой, дал множество представлений, сборами от которых покрывались текущие расходы. 11 июня первым из театров Ростова он возвращается домой и поначалу работает на открытой площадке Первомайского сада (тогда вход в парки был платным). В его штате в том году при 13 актерах значатся также два цирковых артиста, бальная пара, два музыкальных номера и конферансье. В октябре того же года принято решение облисполкома о переименовании его в Ростовский областной театр комедии со стационаром на площади Свободы. Репертуар пока остается «миниатюрным» — ставятся сцены из пьес «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «Человек с ружьем» Н. Погодина, фрагменты из жизни основателя партизанского движения в России Д. Давыдова с исполнением его стихов. Самая крупная работа — «Беда от нежного сердца» Ф. Сологуба. В труппе начинает свои первые шаги на сцене М. Неменко-Бабковская, позднее народная артистка РСФСР в Казанском ТЮЗе.

В следующем году выпускаются спектакли полнометражные, на невысоком драматургическом материале — кто теперь помнит эти названия: «Мой ребенок», «Мисс Гобс», «Дорога в Нью-Йорк», «Проклятое кафе» («Последний город»), «Мертвый труп». Особое место занимает пьеса Водопьянова и Лаптева «Вынужденная посадка» — весьма популярная пьеса, идущая едва ли не во всех театрах страны, «Соломенная шляпка» Э. Лабиша, «Ночь ошибок» О. Гольдсмита. В труппу принимается замечательная актриса К. А. Клавдина, создавшая на этой сцене галерею незабываемых характеров, позже ставшая во главе Новочеркасского театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Начинает здесь свой путь и юный С. Чекан — спустя несколько лет начинает много снимается в кино, работает в ЦТКА.

Самым значительным событием первого послевоенного года стало назначение А. Емельянова художественным руководителем, проработавшего в этом качестве всего два сезона, но успевшего сделать очень много и в союзе с актерами, и в формировании добротного репертуара. Для своего режиссерского дебюта он избирает вовсе непростую постановочно комедию А. Раскина и М. Слободского «Звезда экрана» (в кино она известна как «Весна» Г. Александрова с Л. Орловой в ролях Шатровой и Никитиной). Вениамин Жак в отклике «Свой почерк», напечатанном в «Молоте» 13 марта 1946 года, так оценивает премьеру: «В течение нескольких месяцев Ростовский театр комедии стоял словно на распутье. Изменения в художественном руководстве и ряд других творческих и организационных моментов не могли не отразиться на качестве последних спектаклей. Многие актеры играли ниже своих возможностей, ритм спектаклей был затяжелен, не чувствовалось твердой руки режиссера... Премьера «Звезда экрана» свидетельствует о том, что к руководству пришел опытный мастер. Творческие возможности коллектива весьма значительны, и мы вправе ожидать от него новых полноценных и веселых спектаклей. «Звезда экрана» — не просто очередное достижение. Она вызывает у зрителя большие надежды и ожидания».

И эти ожидания вскоре оправдываются. Следующая же работа — еще больший успех. А. Емельянов ставит «Пигмалиона» Б. Шоу и не менее интересно играет сам Хиггинса. Элиза — еще один взлет К. Клавдиной. В прессе отмечается ансамблевость всего исполнительского состава и отличная сценография художника Б. Рудова, на годы связанного с этой сценой. И до того периода, и чуть позже с успехом идут комедии, водевили, фарсы и довоенные, и совершенно «свеженькие», признанных и популярных отечественных комедиографов А. Файко, В. Шкваркина, В. Ардова, К. Финна, В. Масса и М. Червинского, В. Дыховичного и В. Слободского, Г. Мдивани, В. Полякова. В некоторых из них впервые оказываются в качестве постановщиков П. Лобода и Я. Родос, артисты первой величины. С не меньшим успехом идут спектакли «серьезные». Многолетний режиссер театра Д. Харабуга ставит «Встречу с юностью» А. Арбузова в год ее написания — в 1947-м. В ролях — П. Лобода, 3. Добина, Я. Родос, С. Жирнов, 3. Труфанова. Успех приходится и на «Сына полка» В. Катаева с А. С. Агурейкиной (супругой П. Лободы) в центральной роли Вани Солнцева.

В год написания, в 1948-м, впервые в стране ставится водевиль К. Исаева и А. Галича «Вас вызывает Таймыр», почти одновременно со столичным театром сатиры. А Харабуга назначает на роли актеров ярких дарований: Я. Родоса, 3. Добину, П. Лободу, Л. Цейтлина, А. Г. и А. С. Каменских, 3. Трубанову. «Таймыр» играется с необычайным успехом в течение нескольких лет. В 1952 году, во время гастролей по побережью Черного моря, в сочинской газете «Красное знамя» появилась рецензия, где в адрес пьесы, «имеющей немало достоинств», был высказан упрек — в те времена расхожий и даже вполне обыденный, что она «лишена конфликта, то есть необходимой драматургической основы». В период «борьбы с бесконфликтностью» как не козырнуть модным словообразованием? А ведь в этом водевиле впервые в мире не было ни единого отрицательного героя!

К концу сороковых, с началом «холодной войны» и особенно в период кампании «по борьбе с космополитизмом», с афиши исчезает зарубежная пьеса (классическая и современная). Вакуум приходится заполнять сочинениями — скороспелками, на злобу дня. Все же театр стремится, что есть сил не пускать на сцену низкопробную драматургию, сопротивляясь откровенной халтуре, что хлынула тогда мощным фонтаном из-под пера даже опытных авторов. Если уж и ставились не очень высокого класса произведения, то политизированные детективы, не ниже, скажем, «Рокового наследства» ростовчанина-следователя Л. Шейнина или «Особняка в переулке» братьев Тур. С огромным успехом идет «Госпожа министерша» Б. Нушича.

Да тут еще и пресловутая театральная реформа 1948 года с переведением на полный хозрасчет. Нововведение, кроме потерь ничего не принесло: дыры театров по итогам года повсеместно затыкались из местных бюджетов. А с января следующего — вновь убытки: театр не может оказаться артелью, приносящей прибыль. И в это тяжкое время, конечно, спасало комедийное направление нахичеванского театра. Да еще такой крепкий костяк актерских индивидуальностей! И, естественно, новый лидер — возвратившийся из Москвы заслуженный артист РСФСР Н. И. Гарин. Он ставит «Дядю Ваню» А. П. Чехова, выходя на смелое соревнование с чеховцами в самый расцвет Таганрогского театра. И одерживает победу не только в общем решении спектакля; сам блистательно играет Астрова, в превосходных работах вновь проявляются О. Дикова (Соня), Я. Родос (Телегин), С. Жирнов (Серебряков). А рядом — в его же яркой режиссуре и в его исполнении Феди Протасова «Живой труп» Л. Толстого. Да, злые языки трезвонили: ни к чему эти названия на комедийных подмостках, дескать, есть же для того драма. Гарин расширил репертуарные границы и художественные возможности коллектива. В следующем сезоне он обращается к «Тане» А. Арбузова, играет Игнатова, в заглавной роли сверкает крупнейшее дарование О. Диковой. Спектакль живет много сезонов, меняются партнеры, лишь Дикова остается незаменимой. Эта смелость Гарина в неожиданном расширении жанрового диапазона комедийного театра не канула в лету и после его ухода, осталась принципом до самой ликвидации театра в 1957 году.

Конечно, театру комедии было значительно легче формировать современный репертуар, нежели театрам драматическим. А всякого рода руководящий люд давал указания: ставить-де то-то и то-то, а не... Жанровый профиль часто спасал от насильственного проникновения в его афишу произведений «нужных», хотя, естественно, далеко не всегда. И если уж ставились спектакли на сельскую или производственную тематику, то это оказывались не высушенные до открытых лозунгово-нравоучительных сентенций сочинения, а живые, лиричные и смешные пьесы. Как, к примеру, обошедшие едва ли не все театры страны «Женихи» А. Токаева в авторизованном переводе с осетинского мастера веселого пера В. Шкваркина. Или «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова в переводе с коми А. Глебова в постановке Н. Гарина и А. Аронецкой, тоже сделавшей очень много в этих стенах. В те годы национальные произведения очень плотно соседствуют с классикой н русской драматургией; белорусские пьесы «Кто смеется последним» Н. Крапивы (режиссер Я. Габ), «Извините, пожалуйста!» А. Макаенка (постановщик народный артист РСФСР Г. Леондор), в его же режиссуре «Не называя фамилий» В. Минко, «Яблоко раздора» армянина Ф. Ваграмова (режиссер А. Аронецкая), «Домовой» эстонка Э. Вильде, «Стрекоза»» грузина М. Бараташвили (режиссер Я. Габ). Кстати, этот спектакль получил наивысшую и очень лестную оценку во время гастролей в Тбилиси на страницах газеты «Заря Востока», «Честь семьи» таджика Г. Мухтарова (режиссер А. Аронецкая).

На нахичеванской сцене часто ставят спектакли собратья — горьковцы. В 1948 году режиссер М. Левантовский обращается к «Острову мира» Е. Петрова, здесь в центральной роли американского коммерсанта Джекобса блеснул П. Лобода. В. 3. Шатуновский успешно решает «Позднюю любовь» А. Островского. Г. Леондор — «Извините, пожалуйста» А. Макаенка. В его же постановке идет «Доктор философии» Б. Нушича с участием мастеров — А. Калиновского, 3. Добиной, О. Диковой, Е. Г. Кузнецовой, А. Каменской, Я. Родоса, молодых актеров М. Бушнова и Б. Казинца. В. Молчанов из театра М. Горького (позже он возглавит под этой крышей ТЮЗ) интересно решает «Недоросля» Д. Фонвизина с прекрасными работами Я. Родоса (Скотинин), Г. Егиазарова (Стародум), 3. Добиной (Простакова), Ю. Витковского (Цифиркин).

Несколько сезонов с небывалым успехом идет «Шельменко-денщик» украинского классика Г. Квитки-Основьяненко с незабываемым Я. Родосом в заглавной роли и в его же режиссуре. Как и во многих других спектаклях-долгожителях, и здесь заменялись многие исполнители, но комедия оставалась живой, пока оставался в труппе Родос, а снята была лишь после переезда артиста в Ленинград.

Возвращается в афишу западная классика: «Наследники Робурдена» Э. Золя, «Рыбаки» К. Гольдони, «Девушка с кувшином» Лоне де Вега. Кроме Фонвизина русская классика представлена комедиями А. Островского «Поздняя любовь», «Дикарка», «Волки и овцы», «Красавец-мужчина», И. Тургенева «Месяц в деревне» и уж вовсе имеющая редкую сценическую судьбу «Модная лавка» И. Крылова. А. Аронецкая обращается и к еще одному редко идущему произведению — «Замужней невесте» А. Шаховского, А. Грибоедова и Н. Хмельницкого, а остроумному осуществлению постановочного замысла способствуют прекрасные актерские работы 3. Добиной, Е. Кузнецовой, А. Калиновского, М. Бушнова, С. Жирнова. В своеобразном решении режиссера Я. Габа идет «Благочестивая Марта» Тирсо де Молино. Успех спектакля в равной степени с постановщиком делят А. Каменская и М. Рышкова в главной роли, а в общем актерском ансамбле выделялись работы М. Бушнова (Альферес), С. Жирнова (Дон Гомес), 3. Труфановой (Донья Люсия), В. Салопова (Дон Фелипе), Ю. Витковского (Дон Хуан), Н. Мальковского (Урбина).

В 1951 году в коллектив влилась группа из Новочеркасского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, находившегося тогда в состоянии приметного подъема: заслуженная артистка Башкирии Е. Г. Кузнецова, М. Г.. Рышкова, А. Н. Калиновский (не бросив актерской работы, вскоре ставший и директором) и заслуженный деятель Башкирии Г. С. Егиазаров, назначенный главным режиссером. Новый худрук избрал «Ревизора» Н. Гоголя для своего двойного дебюта – и режиссерского, и актерского – в роли Хлестакова. Комиссия категорически не принимала спектакль, как и не приняла исполнение Хлестакова. В акте приема от 6 ноября 1951 года зафиксировано: «Вторичный просмотр спектакля вновь показал, что спектакль не имеет никакого социального решения... Исполнители ролей Хлестакова (Г. С. Егиазаров) и Анны Андреевны (Е. Г. Кузнецова) получились искаженными, ломанными, не реалистическими. Запретить показ спектакля. Дирекция обеспечить переделку спектакля и замену исполнителей ролей Хлестакова и Анны Андреевны».

Для Егиазарова и его супруги — огромный удар. Но ведь еще и скандал: на сцене театра комедии не появляется давно обещанный и уже расклеенный в афишах Гоголь!

К тому времени во главе театра имени Горького превосходно проявил себя новый главный — заслуженный деятель искусств РСФСР Л. С. Рудник, до недавнего времени возглавлявший Ленинградский БДТ и Московский театр-студию киноактера. Он стал кумиром труппы и зрителя, повалившего в театр; это был новый взлет коллектива после довоенного периода Ю. А. Завадского. Рудник был почитаем и у начальства всех рангов, вплоть до первого секретаря обкома партии Н. С. Патоличева, кстати сказать, завзятого театрала, любителя захаживать с семьей после спектаклей в кулисы к актерскому народу. За спасительной помощью к Руднику обратилось руководство областного отдела по делам искусств. И он дал (наверное, скрепя сердце, — ведь и больно было за коллегу) согласие на соучастие, заменив Егиазарова в центральной роли на совсем молодого артиста В. Салопова. Но не перечеркнул имени Егиазарова — на афише постановщиками значились оба. Тут-то и случилось событие вовсе уникальное — не только для Ростова, но и для страны вообще: Рудник возглавил оба театра! И вот что достойно предельного уважение к Егиазарову — он не пал духом, не бросил заявления об уходе, не подался в другой город. Художественное поражение принял стойко, свою режиссерскую и актерскую состоятельность не раз доказал в других работах. «Ревизор» в новой сценической редакции вышел в начале 1952 года, механически совпал со столетием смерти великого сатирика. А в марте того же года Г. Егиазаров в «Волках и овцах» одерживает победу, реабилитирует себя как режиссера и отлично играет Беркутова. О других его удачах свидетельствуют и бывшие сослуживцы, и суховатая пресса тех лет.

В середине пятидесятых театр, будто предчувствуя свое будущее преобразование, постоянно обращается к драматургии о жизни юношества. В их числе и высоко оцененная критикой работа А. Аронецкой по пьесе В. Любимовой «В стороне» с очевидными актерскими достижениями в ролях девятиклассников И. Самойловой, Б. Вельским, Б. Казинцом. В рецензии «Комсомольца» 18 января 1956 года из этой группы особенно выделен М. Бушнов: «Удачей является образ Николки в исполнении М. Бушнова. То озорной и подвижный, то задумчивый и лиричный Николка-Бушнов подкупает зрителя непосредственностью и искренностью».

А в 1954 году артист создает невыветриваемый из памяти полнокровный и трогательный образ главного героя Никиты в «Больших хлопотах» Л. Ленча. В 1957 году в театр вливается актерский выпуск ГИТИСа с тремя собственными спектаклями «Царь Федор Иоаннович», «Вишневый сад», «Безымянная звезда». Возможно, омоложенная труппа и стала решающим толчком к реформированию, к смене вывески. Последний главный режиссер под еще прежним названием театра — Н. К. Децик (механически возглавивший и драматический театр имени Лейкома) блестяще ставит «Вечно живых» В. Розова. Здесь наряду с мастерами сверкают и дарования будущих народных: СССР — М. Бушнова, РСФСР — В. Салопова (Ташкент), Грузии — Б. Казинца (США), Украины — П. Кленова (Луганск).

Была и еще одна — косвенная — причина закрытия театра комедии. Коллеги-горьковцы ревниво относились к конкуренции в комедийном репертуаре. Лучшие и потому самые кассовые произведения «уплывали» по жанровой принадлежности под своды нахичеванцев. Один из подобных фактов известен доподлинно. Г. Е. Леондор обратился к директору А. Н. Калиновскому по поводу «Доктора» Б. Нушича: «Отдай нам!». Калиновский не мог уступить, но понимал, что борьбу с Леондором выиграть вряд ли будет возможно. И нашел мудрое и хитроватое решение, предложив Леондору поставить самому спектакль. Таким простым способом предстоящий конфликт был погашен, не разгоревшись. Спектакль же, как и предполагали обе стороны, имел большой зрительский резонанс. Порой голос из драматического звучал открыто и на различных уровнях: театр комедии в городе не нужен, ему необходим молодежный коллектив.

Очень резко и горько среагировал на закрытие А. Галич — оно совпало с запрещением его «Матросской тишины» тогда же в «Современнике». А он похвально не однажды отзывался о ростовском варианте своего «Таймыра», о высокой культуре театра, о мастерстве актерского состава. Огорченно воспринял ростовскую акцию и Ю. А. Завадский, вложивший немало в деятельность ТРАМа в конце тридцатых, Н. П. Акимов, многолетний и славный глава Ленинградской Комедии:

— Глядишь, волна промчится на север: прихлопнут комедию в Горьком, а там уж и до нас рукой подать...

Ленинградский театр комедии, как и горьковский, слава Богу, уцелели по сей день. А в Ростове... остается лишь вспоминать, что был на Дону такой веселый театр, всего лишь третий на всю необъятную страну...

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"