Перлин Б. М. Театр Красной Армии // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. 29-30 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=393
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й
Театр и кино на Дону
Б. М. Перлин
ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ
Начало работы Театра Красной Армии Северо-Кавказского Военного Округа, организованного по приказу ГлавПУ РККА относится к апрелю (маю) 1933 года.
До организации своего профессионального театра Северо-Кавказский военный округ обслуживался от случая к случаю гражданскими театрами, и, главным образом, кружками красноармейской самодеятельности, в которых числилось некоторое количество актеров-профессионалов, находившихся в то время на военной службе. Эти актеры, наряду с наиболее талантливыми красноармейцами, занимавшимися художественной самодеятельностью, и составили основное ядро вновь возникшего театра.
Первые годы своего существования театр СКВО собственной сценической площадки не имел и, показывая свою работу 2-3 раза в неделю ("Служили два товарища", "Военный друг", "Мстислав Удалой" и др.), непрерывно комплектовал труппу квалифицированными актерами, что давало театру возможность включать в свой репертуар фундаментальные пьесы советской драматургии, а также произведения русской и мировой классики.
Военная тематика в репертуаре театра СКВО занимала доминирующее положение, однако, ограничение репертуара только военными пьесами, означало бы сужение кругозора основного зрителя театра бойцов и командиров Красной Армии.
1936-1941 годы следует рассматривать как период становления театра, который получил уже собственную площадку, пополнил свою труппу, укрепил материальную базу.
Перейдя на ежедневный показ спектаклей, Театр СКВО успешно осуществлял постановку советских пьес — "Слава" (Гусева), "Шторм" (Биль-Белоцерковского), "Я сын трудового народа" (Катаева), "Полководец Суворов" (Бахтерева и Разумовского), "Жизнь" (Панферова) и другие, а также предпринял значительные шаги в освоении русской классики: "Последние" и "Варвары" — Горького, "Женитьбу Белугина" — Островского, "Смерть Пазухина" — Салтыкова-Щедрина и другие.
Работа театра в 1941-1942 годы определялась военными событиями, развернувшимися на Северо-Кавказском фронте, на котором Театр СКВО обслуживал вначале прифронтовую полосу, а затем непосредственно передний край фронта.
В 1942 году по приказу ГлавПУ РККА театр СКВО временно был дислоцирован в Южно-Уральском военном округе (г. Чкаловск), а в середине 1943 года возвратился к месту своей постоянной работы — в город Ростов-на-Дону.
В течение вынужденного странствования театр СКВО непрерывно готовил новые постановки. Ему удалось сохранить лучшие актерские силы и пополнить свою труппу новыми. Это дало возможность театру очень быстро войти в свою производственную колею, на полученной им в родном городе, временной сцене.
В годы войны театр осуществил постановки пьес "Любовь Яровая" (Тренева), "Шел солдат с фронта" (Катаева), "Надежда Дурова" (Липскерова и Кочеткова), "Парень из нашего города" (Смирнова), "Нашествие" и "Необыкновенный человек" (Леонова), "Раскинулось море широко" (Вишневского), "Волки и овцы" (Островского), "Зыковы" (Горького) и другие.
В послевоенные годы театр СКВО строил свою репертуарную политику в соответствии с решением ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 года "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". Поэтому из репертуара театра были исключены пьесы "Опасный возраст", "Семейное счастье" и "Парусиновый портфель".
Обновление репертуара пьесами "Под каштанами Праги" (Симонова), "На белом свете" (Нилина), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (Островского), "Бессмертие" (Березко), а также пьесами, находящимися в театре в стадии производства — "Последние рубежи" (Чепурина), "Горячее сердце" (Островского), "Софья Ковалевская" (Бр. Тур) и "Мещанин во дворянстве" (Мольера) — подводят театр СКВО к 15-летию своего существования свободным от репертуарных шорохов.
15-тилетний путь театра отмечен постановками свыше 70 пьес (преимущественно советской драматургии), показанных — не считая лагерей — в 30 городах Советского Союза и в 7 городах за рубежом, куда театр по приказу ГлавПУ РККА выезжал для обслуживания воинских частей Южной группы войск.
Как правило, не допускающее никаких исключений, театр СКВО ежегодно выезжает в гарнизоны и лагеря Округа для обслуживания своего зрителя.
В коллективе театра насчитывается ряд работников, прошедших с театром весь его путь. Это — художественный руководитель театра Яков Давыдович Габ, артисты — В. И. Шурховецкая, М. Ф. Капитохин, В. М. Юдин и руководящие работники производственных цехов — А. М. Магун, М. А. Смоляев и Е. К. Щербань.
В течение многих лет плодотворно работают в театре СКВО актеры Е. П. Арычева, А. Л. Азров, В. С. Бирюков, С. М. Болтунов, Л. Р. Далин, А. П. Неменко-Бобковская, И. С. Каменская, Б. А. Красильников и руководящие работники цехов — Ф. З. Арендарчук, В. П. Пережогин.
За последние два года состав ведущей группы актеров театра укрепился такими квалифицированными актерами, как Д. М. Ляховецкий, В. А. Слободской и другие. Работа театра СКВО, его плодотворная роль в повышении личных и боевых качеств военнослужащих неоднократно отмечалась в приказах командования Округа.
Особую благодарность театр СКВО получил от командующего Южной группой войск маршала Советского Союза тов. Толбухина и председателя Совета Министров Болгарии — Г. Димитрова.
Многие работники театра были отмечены правительственными наградами.
|