Новикова С. М. Ироничный мудрец // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 131-132. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=390
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й
Театр и кино на Дону
ИРОНИЧНЫЙ МУДРЕЦ
кинодокументалист Роман Александрович Розенблит
Когда-то, лет 10 назад, известный донской кинодокументалист сочинил на себя автошарж:
Я не грущу, отмерив годы,
Творю кино, пью чай с сорбитом,
И рад, что не проходит мода
На встречи с Ромой Розенблитом.
Мне думается, мода на Романа Розенблита не пройдет, потому, что он — личность харизматическая. Человеческий масштаб, неподражаемое чувство юмора, подкрепленное и облагороженное интеллектом и недюжинной эрудицией делает его желанным собеседником, неизменным ведущим всех кинематографических капустников и юбилеев, героем творческих встреч.
Романа Александровича всегда отличает умение найти точные, искренние, единственно верные слова обращенные как к своим сверстникам, так и к совсем юным, не так просто пускающим в себя сердцам. И это всегда урок — урок мудрости, нравственности, человечности.
Журналист, руководитель эстрадного коллектива, метод работник, заведующий отделом, ответственный секретарь, редактор, главный редактор, кинорежиссер высшей категории — ступени восхождения к профессионализму.
А начиналось все так: Рома Розенблит родился на Украине в 1934 году, когда там во всю бушевали страшные последствия «голодомора». Жили трудно, вспоминает Роман Александрович, отец работал в паровозном депо и однажды вел состав с самим Кривоносом — «железнодорожным Стахановым». Из города Гайворон, что в Кировградской области, вся семья: отец, мама, маленький Рома и его старший брат — по настоянию папиных сестер переехали в Ленинград. В Ленинграде, в 1938 родилась младшая сестра, в Ленинграде же маленький Рома в 1941 г. пошел в первый класс под аккомпанемент сигналов «воздушная тревога» и «отбой».
«Вместе с пацанами (а это было начало сентября 1941 г.) бегали к горящим Бадаевским складам и собирали в склянки текущий горячий сахар», — вспоминает Роман Александрович. Помнит он и школьные уроки в бомбоубежище и то, как в темные зимние ночи все они ходили со «светлячками» — круглыми фосфоресцирующими значками. Помнит как отличникам учительница Мария Ивановна Бабанасова давала витаминный морковный чай... А однажды, во время бомбежки, в классе-убежище со стены свалился портрет товарища Сталина и Роман Александрович до сих пор помнит ужас на лице учительницы и ее крик: «Дети, вы видели что это не по моей вине?!». Из-за тяжелого ранения (последствия которого остались на всю жизнь) Рома пропустил целый учебный год. После 8 класса Роман Розенблит поступает в училище культуры, которое заканчивает с отличием и получает направление в Московский Библиотечный институт (ныне — Академия культуры).
Интерес к эстраде, книге, журналистике проявился у Романа Александровича именно в студенческие годы. СТЭМ, ВВВ (Вечера веселых вопросов) — прообраз КВНа, Целина, участие во Всемирном Фестивале молодежи и студентов — все это было тогда же... А потом — с 1959 г. — Ростов из которого Роман Александрович больше не уехал. Дворец культуры железнодорожников — здесь он приобрел надежных друзей: К. Лаврентьева, С. Харагезова, В. Яблокова, И. Калиничева, здесь же организовал первый на Дону Молодежный эстрадно-театральный коллектив, а затем на его базе — театр «Магистраль».
С 1962 по 1968 года Роман Александрович работает в редакции газеты «Комсомолец», и пройдя путь от корреспондента до ответственного секретаря, наконец, в 1968 году приходит в Ростовскую киностудию. Для Розенблита Киностудия, на которой он трудится уже 35 лет, не только любимое дело — это его творческая и человеческая жизнь. Здесь им создано более 40 документальных фильмов.
Среди особо любимых, созданных Романом Александровичем фильмов: «Хождение по квадратному кругу», «Новочеркасск – 62», «Восхождение к пропасти», «Ноктюрн для аккордеона и памяти», «От материнского порога», «Корчагины с утра до позднего вечера», «Разные дни осени» — это ступени практического постижения профессии и философского постижения жизни.
В творчестве его интересует человек. Человек-художник, мастер, не разрушитель, но творец в самом широком смысле слова. Человек создающий материальные и духовные ценности, которые остаются когда уходим мы, занимая свою маленькую или большую нишу в культурной истории человечества. И каждая рассказанная Р. Розенблитом история есть возведение «частного» ко «всеобщему», — кстати, закон прозы А. П. Чехова.
Антон Павлович не только самый любимый, самый созвучный мироощущению мастера писатель, но еще и предмет пристального изучения, исследования, анализа, судьбы и творчества великого русского писателя, художественный мир которого строится как сопоставление вечного и временного, природного и социального, вещного и духовного, пошлого и настоящего... Тонкая попытка «приближения к Чехову» документальный фильм «Версия» частная любовная переписка Чехова с Ольгой Книппер приобретает в фильме общечеловеческий характер, становится явлением общественной морали. Сквозь фильм мы ощущаем очистительное влияние личности писателя — гуманиста, его настойчивого, негромкого голоса совести...
«И как ни велико зло.., все на земле только и ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью», — в этих чеховских словах человеческий оптимизм , который присущ Роману Розенблиту — Заслуженному работнику культуры России, члену Союза журналистов, члену Киноакадемии «Ника», члену художественного совета студии, секретарю Правления Донского Союза Кинематографистов, Дипломанту фестивалей документального кино в Киеве, Вильнюсе, Минске, в Ростове-на-Дону, ветерана труда, блокадник Ленинграда.
Творческая, как и научная профессиональная жизнь — самая продолжительная, а следовательно, Роман Розенблит еще не раз порадует нас новыми кинематографическими откровениями.
|