Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Зайцева Н. Н. Ольга Грабовская // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 11-12. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=384

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й

Театр и кино на Дону

ОЛЬГА ГРАБОВСКАЯ

солистка балета Ростовского театра музыкальной комедии

Ольга Петровна Грабовская родилась на Украине, но уже в 1936 г. семья Грабовских жила в Хабаровске, а в 1942-м четырнадцатилетней девочкой она пришла в Хабаровский театр музыкальной комедии. Не получив предварительной школы, Грабовская одновременно училась и работала. И этот непрестанный труд требовал всепоглощающей любви к делу и огромной самодисциплины.

Ольга Грабовская научилась владеть своим дарованием и выработала технику танца. Она прошла путь от танцовщицы кордебалета до ведущей балерины Хабаровского театра музыкальной комедии. «Движения танцовщицы органически рождаются из сущности действия, каждое из них становится предельно выразительным...» [1]. Она стала украшением труппы. Своими разнообразными и выразительными танцами она в значительной мере способствовала успехам спектаклей, помогая раскрыть характеры, подчеркнуть чувства и передать душевное состояние основных героев. В ее исполнении танец уже не выглядел обычным вставным номером. Он максимально «работал» на спектакль, на раскрытие его духа. «Именно в таких танцах, где можно было не только станцевать, но и сыграть человеческую жизнь, Грабовская была сильнее всего. Они были ей интересны, здесь она могла наиболее полно раскрыть свое дарование драматической актрисы...» [2], — так писал об Ольге Грабовской ее партнер по танцу в Хабаровском краевом театре музыкальной комедии В. Зуев. В сентябре 1957 года за заслуги в области советского театрального искусства Ольге Петровне Грабовской было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

В 60-е гг. О. Грабовская — ведущая солистка балета Красноярского музыкального театра. И здесь она выделялась прекрасной сценической фактурой, безукоризненной техникой, многосторонним артистическим дарованием.

«Любимую балерину красноярцев, заслуженную артистку РСФСР Ольгу Петровну Грабовскую я знаю очень давно. Помню совсем юную Олю Грабовскую, только начинавшую свой путь в кордебалете Хабаровского театра музыкальной комедии, помню как тонко сыграла балерина Грабовская, проявив поразившее всех незаурядное драматическое дарование — роль Елены в спектакле «Женитьба Белугина» на сцене Магаданского театра, помню постановку «Женитьбы Фигаро» Бомарше — спектакль, в котором я дирижировал оркестром, а артистка Грабовская играла ... пела Керубино.

Прошли годы. Всепоглощающая любовь к танцу, самозабвенный, напряженный труд помогли Грабовской преодолеть отсутствие предварительной школы и, в сочетании с подлинной актерской одаренностью, сделали ее великолепной танцовщицей, способной создавать яркие образы большой художественной целостности.

Пожалуй, самым значительным событием в жизни Ольги Петровны было исполнение ею партии Заремы в классическом балете советского композитора Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» на сцене Хабаровского театра музыкальной комедии, с которым была связана вся ее творческая жизнь...», — писал замечательный пианист Ананий Шварцбург.

Осенью 1964 г. балерина пришла в Ростовский областной театр музыкальной комедии в возрасте 37 лет. Это возраст, когда многие балерины уже уходят на пенсию, а Ольга Петровна еще танцевала на бис целых 6 лет. Театр был на гастролях в Москве, а Ольгу Петровну в Ростове ждал Олег Зинченко, чтобы подготовить номер и спустя два дня артисты присоединились к театру в столице. Они танцевали в «Королеве красоты» румбу. Танцевали так, что А. Г. Новиков, композитор, народный артист СССР отметил: «Наконец-то я вижу настоящую румбу».

Ни одна премьера не обходилась без Ольги Грабовской. Ее партнерами по танцу были Олег Зинченко и Михаил Скубенко. Она выступала в спектаклях «Особое задание» (музыка А. Новикова, текст П. Градова, 1977); «Тайна зеленого острова» (французского композитора XIX в. Шарля Лекока, 1968); «Сто чертей и одна девушка» (музыка Т. Хренникова, автор пьесы Е. Шатуновский, 1968); «Ночь в Венеции» (Иоганна Штрауса, 1963) и «Марица» (Имре Кальмана, 1964-1969), «Сорочинская ярмарка» (композитора А. Рябова, 1964) и др.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Плисецкая С. Танцует Ольга Грабовская // Театральная жизнь. — 1958. — № 7. — С. 37
  2. Подари людям радость / сост. Л. Н. Малиновская. — Хабаровск, 1976. — С. 103


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"