Абаджан Г. А. Евгений Яковлевич Кузьмин // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 9-10. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=382
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й
Театр и кино на Дону
ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ КУЗЬМИН
артист балета, балетмейстер,
солист балета в Ростовском театре музыкальной комедии
Его имя вошло в историю Ростовского театра музыкальной комедии. С появлением в балетной труппе этого красивого, талантом от Бога отмеченного солиста, фактически началась новая глава в творческой летописи коллектива. Только уж совсем непосвященным может казаться, что в театре оперетты жить «балетным» куда легче, чем в солиднейших гигантах «оперы и балета». Но солист «легкого жанра» должен в считанные минуты покорить зал своим мастерством, создать абсолютно разные характеры, а фактически и использовать диаметрально противоположные технические приемы при исполнении 3-5 номеров в вечер. Замечу, что в 50-70-е годы двадцатого столетия (Евгений Яковлевич приехал в Ростов в 1951 году) поклонники оперетты всегда с нетерпением ждали второго акта, чаще всего отдававшегося сюжетному балету, и третьего, львиную долю которого занимал балетный дивертисмент. Кузьмин блестал везде. Зрители сразу возвели Евгения Яковлевича в ранг «звезды». Таковым его считал и возглавлявший ростовский балет выпускник Варшавской академии балета Евгений Людвигович Секержинский. Он ставил «на Кузьмина» номера и органично входившие в ткань спектакля мини-балеты. Среди них — «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Зообалет» (оперетта «Черный амулет»), «Размышление» Ж. Масне, «Вакханалия» (оперетта «Голубая мазурка»), «Классический дуэт» (оперетта «Рыбка золотая» Аветисова) и др.
Новый этап в творчестве Кузьмина начался с приезда в Ростов в 1958 году Лидии Гвоздевой. Ставшая постоянной партнершей (а позднее и верной супругой), она дала новый творческий импульс теперь уже мастеру балета. Танцуя буквально все, он начинает особенно блистать в классических адажио. Огромная ежевечерняя занятость не помешала Гвоздевой и Кузьмину подготовить во многом уникальную программу к Всероссийскому конкурсу артистов эстрады, проходившему в Москве. Посланцы Ростова обошли более 100 пар и были признаны дипломантами своеобразного балетного марафона. С годами Евгений Яковлевич все активнее стал стремиться к балетмейстерской деятельности. Хотелось выразить свое понимание особенностей хореографии в оперетте, ее места, уникально-универсальной формы. Окончив балетмейстерский факультет ГИТИСа, Евгений Кузьмин руководит балетом оперетт Оренбурга и Хабаровска, ставит номера во многих театрах СССР, но душою рвется в Ростов — ставший родным.
Ветераны театра музыкальной комедии до сих пор вспоминают вершины творчества Кузьмина — балетмейстера: «Ее портрет», «Король вальса», «Цыганский барон», более четверти века не сходящую с афиши великую оперетту Штрауса. А в балетном мире российской оперетты и доныне вспоминают уникальную ростовскую труппу 60-70-х годов — лучшую в стране. И в этом «классе» немалая заслуга Евгения Яковлевича Кузьмина.
|