Пхида А. С. Признаки жизни. 8 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=2003
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Театр
А. С. Пхида
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ
Очерк истории Народного театра драмы
ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»
(часть восьмая)
Театр не снижал интенсивности своей работ, ставя не менее одного спектакля в год. Режиссёром Галиной Жигуновой в 90-е годы в театре был поставлен спектакль «И удивляться нечему… Обыкновенная история» по рассказам А.Чехова: «Налим», «Переполох», «Страшная ночь», «Беззаконие» и «Устрицы».
Обложка диска с записью спектакля «И удивляться нечего… Обыкновенная история»
Этот спектакль стал участником Международного фестиваля любительских театров «Играем Чехова», прошедшего в Ростове в 1994 году, в нём ростсельмашевцы играли в ряду разнообразных интересных коллективов из Украины: «Гудеамус» из г.Львова; Финляндии, театр «Яков» из г. Якобстад; Испании из города Жирона, и Франции из города Ницца.
Эмблема ростовского Международного фестиваля
В 1997 году в театре было поставлено, придуманное Юлием Чеботарёвым, музыкально-юмористическое ревю «Притча о скучающем падишахе», 75-летний юбилей на троих, как его назвали в театре ( 75= 40+20+15 )
Обложка к видеодиску спектакля «Притча о скучающем падишахе»
Главные роли в нём исполнили: ветеран, и главный к тому времени старожил театра Юлий Чеботарёв, сыгравший свою первую роль в этом театре без малого 40 лет назад в спектакле А.Шур «Заводские ребята» (Миша) в постановке режиссёра Л.Измайловой.
Вторым бенифициантом в этом ревю стал Павел Олейников, впервые вышедший на ростселмашевскую сцену в роли Принца в спектакле «Снежная королева», поставленного Г. Жигуновой, в пору её руководства дворцовским ТЮЗом. В последствии ему довелось воплотить роли в спектаклях «Двадцать лет спустя» по пьесе М.Светлова, «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молина, «Шторм» В.Биль-Белоцерковского, «Раненые» В.Крымко, «И удивляться нечему» А.Чехова и других.
Вячеслав Михайловский пришёл в театр Жигуновой из студенческого коллектива института «Завод-ВТУЗ». Первой его работой стала роль Туриста в спектакле Жигуновой «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Б.Васильева, затем были роли в спектаклях «Спроси, когда-нибудь у трав» Я.Стельмаха, «Роман и Юлька» Г.Щербаковой, «С любимыми не расставайтесь» А.Володина, «Беда от нежного сердца» В.Сологуба и других.
Весёлое почти карнавальное с чертами дружеского капустника действо с азартом игралось, танцевалось и пелось всеми его участниками: Константином Житенёвым (Мулла), Викторией Ивановой (Шахразада), Изабеллой Сафарьян (Француженка), Ольгой Ситарчук (Англичанка), артистами дворцовского театра балета под руководством Аэлиты Доманской и с удовольствием воспринималось зрителями.
Но за год до этого в театре появился спектакль, который его участники до сих пор вспоминают как легенду. Ею стала инсценированная Галиной Жигуновой повесть Олега Ернева «Плата за перевоз». Вот что об этой работе в своей стихотворной театральной хронике, спустя почти десять лет после её премьеры в 1996 году, писал Юлий Чеботарёв.
Вот наш шедевр - спектакль «Плата»
За годы прошлые расплата.
Здесь всё как сон, здесь всё как тайна,
Напряжено необычайно…
Да, это притча, сказка, небыль.
Зачем машины, деньги, мебель,
Картин золОченный багет,
Когда любви взаправду нет?
И лишь когда любовь теряешь,
В безумном страхе понимаешь,
Что нет Тебя, раз нет Любви,
Не плач, не буйствуй, не зови.
Спектакль как будто бы не ясен,
Но он отчаянно прекрасен,
И я за ЖИГУНОВУ горд
За радостный её аккорд.
Пронзительная эта нота
Нам прозвучала для чего-то,
Что в нас останется навек,
Коль ты нормальный человек…
…Здесь синтез драмы и балета
Да это что-то! Это где-то...
Обложка видеодиска с записью спектакля и его репетиции.
В программке к этому спектаклю режиссёр поместила такое его жанровое определение: размышление на тему: «О, жизнь! Ведь ты – всего лишь миг прекрасный…» В основу этого размышления легла история супругов Х-арн и Лидии (их играли Юлий Чеботарёв и Юлия Труш), поехавших в автомобиле на отдых, но попавших в дорожную катастрофу, и оказавшихся после этого во внемирном пространстве между жизнью и смертью. В этом пространстве супругам пришлось встретиться с различными мифологическими и мистическими персонажами: Блуждающими душами, Амазонками, Кентавром Кессом, Философом, Лодочник и другими. Лодочник и должен перевести супругов в страну мертвых. Но здесь на этом берегу, как в своеобразном чистилище, в столкновениях и спорах с разнообразными персонажами, героям открылось то главное, что было в их жизни до этого трагического момента и та самая важная ценность, которую во чтобы то ни стало важно в любых обстоятельствах сохранить. Этой ценностью явилась Любовь. Ею и спасает Лидия своего супруга, отдав свю жизнь Лодочнику взамен за свободу и жизнь мужа, который возвращается в мир живых людей.
Сложный полифоничный спектакль, вобравший в себя многие жанры разнообразных искусств: эстрадного балета, к этой работе вновь подключилась Аэлита Доманская со своими ученицами: Мария Банк и Алиной Семёновой, в этом спектакле проявили свои не только хореографические, но и драматические таланты.
Блеснули новыми гранями драматического искусства и актёры драмы Владимир Бронский (Кентавр Кесс), Римма Чеботарёва (Тёща Х-арна) Изабелла Сафарьян (Старуха), Олег Салий (Лодочник), Павел Олейников (Философ).
Особый восторг у зрителей вызвала сцена полёта Бдуждающих душ, олицетворявших молодое чувство прошлой любви героев этой истории, их на сцене воплотили Алина Семёнова и Вячеслав Михайловский. Они в прямом смысле взлетели над сценой на огромных качелях, которые двигались вовсю ширь портала сцены.
Спектакль с удовольствием смотрели молодые зрители и уважаемые мэтры театрального искусства. Однажды на этот спектакль к ростсельмашевцам пришёл артист ростовского театра им.М.Горького, Народный артист СССР, председатель ростовского отделения СТД России Михаил Илич Бушнов. После окончания представления он попросил спуститься в зал всех участников этого действа и долго и подробно делился своими впечатлениями о нём, отмечал достоинства и недостатки в актёрском исполнении. Большое впечатление произвёл этот спектакль и на другого театрального деятеля, в то время делавшего свои первые шаги в профессиональном театральном искусстве, сочетая свои опыты на театральной сцене с работой на ростовском телевидении, Кирилла Серебренникова, теперь всемирно известного мастера, а тогда завсегдатая спектаклей ростсельмашевского театра.
(продолжение следует)
|