Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Пхида А. С. Признаки жизни. 7 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1998

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Театр

А. С. Пхида

 ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Очерк истории Народного театра драмы

 ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»

(часть седьмая)

Мы уже отмечали здесь уникальную способность Галины Ивановны Жигуновой притягивать в орбиту своего театра интересных людей и коллективы. Помню как в середине семидесятых, ещё руководя дворцовским ТЮЗом, и ставя спектакль «Двадцать лет спустя» по пьесе Михаила Светлова, она привлекла к этой работе своего тогдашнего однокашника по учёбе в Щукинском училище, руководителя легендарного, гремевшего тогда в Ростове, театра пантомимы Юрия Попова.  Он ставил пластические «мушкетёрские сцены» в этом спектакле, в которых себя представляли герои этого спектакля, юные революционеры подпольщики в годы гражданской войны в России. Одного из этих героев играл уже упоминавшийся  выше Константин Лавроненко ныне замечательный широкоизвестный российский актёр, лауреат многих российских и международных кинематографических наград.

В 80- годы рядом с Галиной Жигуновой также образовалась группа талантливых сподвижников и помощников: Владимир Бронский, Анатолий Черных, Анатолий Александров и другие.

Владимир Бронский до этого уже имел опыт работы в Народном театре ростовского ДК Строителей. Но именно в ростсельмашевском театре ему удалось в полную силу реализовать свой не только актёрский, но и режиссёрский потенциал. Сначала это была совместная работа вместе с Галиной Жигуновой над постановкой спектакля «Роман и Юлька» по повести Г.Щербаковой, где Владимир Бронский сыграл роль от автора.

Бронский

Владимир Бронский в спектакле «Роман и Юлька»

 Роль Юльки в этой современной вариации шекспировской истории  «Ромео и Джульетты» была поручена Галине Осканян, Романа играли в очередь Игорь СалО и Олег Полянский. Мать Юльки сыграла Светлана Сурова, в роли матери Романа выступила Татьяна Бабенко. В остальных ролях были заняты Ольга Цимма, Елена Глушанкова, Ирина Косачёва.

Роман и Юлька общая

Участники спектакля «Роман и Юлька» В верхнем ряду второй слева Игорь Сало (Роман ), третья слева Галина Осканян (Юлька)

После этой работы Владимир Бронский поставил свой самостоятельный спектакль по поэтической фантазии Я.Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав» о подвиге в Великой Отечественной войне молодогвардейцев города Краснодона.

500004

Сцена из спектакля «Спроси когда-нибудь у трав»

В этом спектакле играли представители нового молодого поколения ростсельмашевской сцены: Игорь Сало, Сергей Голюдов, Марина Косачева, Галина Корень, Елена Глушанкова, Галина Осканян, Елена Подуст, Пётр Зайцев, Владимир Черных, Вячеслав Михайловский и другие.

Спроси когда-нибудь у трав - программка

500006

Марина Косачёва (Любовь Шевцова) и Владимир Бронский (Эсесовец) в сцене из спектакля «Спроси когда-нибудь у трав»

Одно из представлений этого спектакля носило абсолютно уникальный характер, т.к. было сыграно в пространстве раскопов археологического музея Танаиса.

Спроси у трав в Танаисе

Петр Зайцев (Иван Земнухов) и Галина Осканян (Клава) перед спектаклем «Спроси когда-нибудь у трав» на раскопе древнего Танаиса.

Его древние камни стали декорацией драматических сцен этой истории о жизни и подвиге юных героев. Необычайно остроумно полевые условия этого театрального показа были использованы и художником этого спектакля Владимиром Мирокьянцем. Владимир Сергеевич долгие годы был главным художником ДК «Ростсельмаш» и работал над оформлением спектаклей режиссёров В.Станкевича, С.Хлытчиева, Д.Устинова, Г.Жигуновой .

В Танаисе, не имея в своём распоряжении никакой сценической машинерии, Владимир Мирокьянц сотворил образ спектакля из … степной пыли. В кульминационные моменты она подбрасывалась художником в воздух, превращаясь в облака, то военных пожарищ, то мечты и памяти героев этого замечательного спектакля.

Интересными были совместные опыты Владимира Бронского и Анатолия Черныха, выпускника Щукинского училища, воспитанника студийной школы одного из удивительных театральных деятелей и педагогов Ростова, руководителя знаменитого театра ростовского «Дома просвещения» Тамары Ильиничны Ильинской. Анатолий Черных был приглашён Галиной Жигуновой в её коллектив в качестве педагога по сценическому движению. И в этом ростсельмашевские актёры так преуспели, что опираясь на полученные навыки, приступили со своими педагогами Анатолием Черныхом и Владимиром Бронским к постановке пластического спектакля по пьесе А.Володина «Ящерица» на музыку ансамбля «ПинкФлойд». В нём блеснули своими талантами актёры Галина Осканян, Пётр Зайцев и Ольга Цимма, Людмила Фадеева, Юрий Буянин, Вячеслав Михайловский и другие.

Интересна история работы театра над необычайно востребованной российской сценой во второй половине 80-х годов прошлого века пьесой А.Червинского «Счастье моё или Бумажный патефон». Истории о любви молодой девушки Виктории, дочери репрессированных в сталинские времена родителей, к курсанту торгово-дипломатического училища.

Патефон

Нелля Акжигитова (Виктория) и Пётр Зайцев (Санечка) в спектакле «Счастье моё или Бумажный патефон»

Галиной Жигуновой и Владимиром Бронским эта пьеса была поставлена с артистами Народного театра Неллей Акжигитовой, Петром Зайцевым и Ольгой Циммой в роли учительницы Лидии Ивановны. Вскоре после премьеры спектакля в Ростов для работы в театральной лаборатории Союза театральных деятелей (тогда ещё ВТО – Всероссийского театрального общества) приехал Александр Червинский. График его работы в рамках лаборатории был очень плотным. Но, не смотря на это ростсельмашевцы смогли уговорить автора знаменитой пьесы прийти посмотреть свой спектакль.

Патефон Нелля и Зайцев

Сцена из спектакля «Счастье моё или Бумажный патефон»

Показ его состоялся поздно вечером около полуночи  в здании института «Завод-ВТУЗ», студенты которого к тому времени вошли в состав Народного коллектива ДК «Ростсельмаш» как театр-спутник. Автор пьесы и его московская коллега, театральный критик были единственными зрителями на этом просмотре и дали ему высочайшую оценку. Драматург сказал, что когда он писал свою пьесу, то несколько иначе представлял свою героиню, чем та, которую он увидел в исполнении ростсельмашевской актрисы. Но после этого ночного показа он понял, что Нелля Акжигитова, исполнившая эту роль и есть настоящая Виктория.

Scan20240215145158_001

Финальная сцена спектакля ««Счастье моё или Бумажный патефон»

Ещё один спектакль жигуновцев, поставленный в это время, стал дипломной работой студента режиссёрского отделения московского училища им.Б.Щукина Анатолия Александрова. Анатолий Александров пришёл в Народный театр к Жигуновой со скамьи экономического факультета ростовского университета, принимал участие в работе театра как актёр и помощник режиссёра, параллельно поступив на заочное отделение театрального ВУЗа. Для дипломной защиты им была выбрана пьеса А.Володина «С любимыми не расставайтесь». Её он поставил с влившимся в Народный театр студенческим театром миниатюр института «Завода ВТУЗа».

Главные роли в этом спектакле играли студент института Вячеслав Михайловский и уже опытная артистка школы ростсельмашевского Народного театра, лауреат фестивалей театрального творчества и выпускница Ростовского училища культуры,  Нэлля Акжигитова.

IMG_20240210_133623

Нелля Акжигитова в спектакле «С Любимыми не расставайтесь»

Параллельно со спектаклями большой формы театр осваивал и камерные пространства, открыв для этого малую сцену, которая получила название «Лестница». Сцена располагалась в правом крыле дворца культуры под лестницей. На малой сцене Галиной Жигуновой были поставлены спектакли «Восемь любящих женщин» по пьесе Р.Тома, водевиль «Беда от нежного сердца».

Её ученицей, студенткой Краснодарского института культуры Неллей Матякиной - Сюсюрой был поставлен «Триптих на двоих» по пьесам Семёна Злотникова «Два пуделя», «Бегун и йогиня» и «МЭ–НЭ-ЭСы»

Драка И Нэлля Два пуделя

Нелля Агиджитова (Она) и Игорь Драка (Он) в спектакле «Два пуделя»

На большой сцене дворца театральная жизнь народного театра также не прекращалась. На ней Галиной Жигуновой были поставлены спектакли «Раненые» по пьесе Владимира Крымко

Раненые Бронский и др

Сцена из спектакля «Раненые». Слева-направо Римма Чеботарёва (Варя), Игорь Драка (военврач Шевелёв), Владимир Бронский (Плющ), Юлий Чеботарёв (Доронин). Пётр Зайцев (Политрук)

В нём наряду с ветеранами дворцовской сцены Юлием Чеботарёвым, Риммой Чеботарёвой, Александром Конюховым, Владимиром Бронским были заняты и молодые исполнители: Ольга Цимма, Олег Марасов, Вячеслав Михайловский, Пётр Зайцев, Игорь Драка.

4  Раненые Жигуновой

Галина Жигунова (с цветами в центре) с участниками спектакля «Раненые»

Как уже говорилось раньше, дважды в 1982 и 1987 году был поставлен спектакль «Шторм» по пьесе В. Биль-Белоцерковского.

Через эту постановку, приобщались к «революционным» традициям ростсельмашевского театра новые и новые поколения актёров театра.

Театр жил по Ленинским заветам,

Был комсомольский правильный задор

И надпись на стене «Вся власть Советам!»

Жива на нашей сцене до сих пор

Поётся в гимне ростсельмашевского театра, сочинённом Юлием Чеботарёвым при моём скромном участии. Так вот эта надпись и появилась на задней кирпичной стене, распахнутой всем революционным ветрам, дворцовской сцены, в постановке спектакле «Шторма» 1982 года как элемент оформления спектакля, придуманного художником Владимиром Мирокьянцем.

Спектакль был необычайно населённым, в нём многие молодые артисты переиграли по нескольку ролей. Не отставали от них и ветераны. Своеобразный рекорд по работе в этом спектакле поставил Юлий Чеботарёв, получивший от коллег шутливое звание Трижды Раевич народного театра, сыграв в трёх постановках этой пьесы 1967, 82 и 85 годов старого большевика Раевича. Другой заслуженный артист ростсельмашевской сцены, Александр Конюхов, начинавший свою актёрскую деятельность в начале пятидесятых годов с режиссёром Людмилой Измайловой, в постановке режиссёром Яковом Родосом «Шторма» в 1967 году сыграл председателя уездного комитета партии.

Ростовская газета «Комсомолец» писала о нём в 1967 году: «Железной волей, кристальной честностью и принципиальностью должен быть наделён председатель уездного комитета. Таким и сыграл его артист Александр Конюхов. Рабочий парень, в потёртом затрапезном пиджачишке, но как мудро и терпеливо слушает он своих посетителей и умело находит выходы из различных ситуаций, которые ставит перед ним жизнь».

Афанасьев и Конюхов в Шторме

Леонид Афанасьев (Братишка) и Александр Конюхов (Председатель УКОМа) в спектакле «Шторм» в постановке режиссёра Я.Родоса 1967 года

В 1982 и 1987 году в новых постановках этого спектакля на родной сцене Александр Конюхов сыграл Матроса, помощника председателя УКОМа.

Драма 014

Александр Конюхов в роли Матроса в спектакле «Шторм» 1982 года, режиссёр Галина Жигунова. Слева от него в центре Владимир Бронский в роли председателя УКОМа

Кроме этого в долгой и плодотворной творческой биографии Александра Конюхова в Народном театре были создана череда творческих работ в спектаклях по пьесам А.Арбузова, Н.Хикмета, И.Штока, М.Шолохова, Тирсо де Молина и других авторов.

(продолжение следует)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"