Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Пхида А. С. Признаки жизни. 5 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1990

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Театр

А. С. Пхида

ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Очерк истории Народного театра драмы

ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»

(часть пятая)

Выпускник московского театрального училища им.М.С.Щепкина при Малом академическом театре Дмитрий Иванович Устинов, как сказали бы сегодня, был мастером эпизода и сыграл на ростовской сцене множество героев в острохарактерной и комедийной стилистике. В спектаклях по произведениям Алексея Толстого, Василия Шукшина, Михаила Рощина и других авторов. Кроме того, обладая отменным чувством юмора, стихотворным талантом и неуёмностью натуры не раз становился автором и участником театральных капустников и эстрадных программ в Доме актёра ВТО ( теперь это СТД ).

Дмитрий Иванович Устинов (1922-1983)

Однако на ростсельмашевской сцене Дмитрий Устинов проявил себя как создатель серьёзных драматических спектаклей. В 1975 году к годовщине Победы в Великой Отечественной войне, героической драмы «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. В чём, несомненно, пригодился его опыт фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны.

000037

Фото программки спектакля «Русские люди»

Вот что об этом спектакле 15 мая 1965 года писала газета «Вечерний Ростов».

«К истокам бессмертного подвига, в дни, когда до Победы было ещё долгих четыре года войны возвращает нас спектакль Народного театра Драмы Дворца культуры завода «Ростсельмаш».

…Отрезанный от своих, держит оборону небольшой гарнизон под командованием капитана Сафонова (В.Чиняев). Разные дороги привели сюда бывшего журналиста, а ныне начальника особого отдела Панина (А.Пхида), юную, всю в мечтах о будущем, разведчицу Валю Анощенко (Н. Камаева и С. Харахаш),

Русские люди Панин и Валя

Сцена из спектакля «Русские люди» Наталья Камаева-Удовиченко (Валя) и Александр Пхида (Панин)

совсем уже пожилого, прошедшего японскую, первую мировую и гражданские войны, безупречно честного, верящего в победу русского оружия начальника штаба гарнизона Васина (Н.Удовиченко), внешне разудалого, но всегда собранного, всегда готового к выполнению самых сложных заданий разведчика Глобу (Л.Афанасьева)

… Разные судьбы у этих людей. Но сейчас осенью 41-го у них одна беда, и делают они одно общее дело.

Русские люди 1975

Сцена из спектакля «Русские люди».  Светлана Харахаш (Валя), Александр Любов (Василий), Любовь Удовиченко (Марфа Петровна), Пётр Горобец (Раненый)

…Маленький домик на окраине. Здесь у матери Сафонова Марфы Петровны, прячется один из руководителей подполья, сюда приходит Валя Анощенко с поручением от капитана. Старейшая актриса народного театра драмы Любовь Удовиченко создала полнокровный образ русской женщины-матери с её строгостью и добротой, бесстрашием и честностью. Её героиня верна себе до последней минуты – и когда помогает подпольщикам, и когда бросает полные презрения и ненависти слова в лицо немецких «завоевателей» - циничного «психолога» Розенберга (эту роль отлично играет Ю.Чеботарёв ) и солдафона Вернера (Д.Иванов)

«Русские люди» - пьеса о мужестве и стойкости, героизме и самоотверженности советских людей, вступивших в смертельную схватку с фашизмом.

А в 1977 году к 60-летию Великой Октябрьской Социалистической революции на подмостки сцены дворца культуры вышли герои нашего земляка, лауреата Нобелевской и Государственных премий Михаила Александровича Шолохова. Ростсельмашевским артистам и одновременно, как говорилось в начале нашей истории, токарям, слесарям, фрезеровщикам и специалистам прочих рабочих  специальностей, предстояло примерить на себя судьбы персонажей романа Шолохова «Поднятая целина»: Давыдова и Нагульнова, Дуняшки и Лушки и, конечно, почти что фольклорного шолоховского героя – деда Щукаря.

прграммка Поднятая артисты

Этот Спектакль с большим успехом и теплотой был встречен зрителями и мощно заявил о себе на первом Всероссийском фестивале любительских театров в городе Новороссийске весной 1977 года. Его лауреатами и дипломантами стал целый ряд артистов нашего театра.

WhatsApp Image 2024-02-27 at 17

Награды ростсельмашевских артистов

А вот что о «Поднятой целине» на сцене Народного театра драмы «Ростсельмаш» в апреле 1977 года писала газета «Вечерний Ростов»

«В этом спектакле немало работ, свидетельствующих о серьёзном, вдумчивом подходе исполнителей к драматургическому материалу.

Семён Давыдов в свежем и искреннем воплощении Петра Пономарёва. Актёр старается подчеркнуть лиричность и человеческое обаяние своего героя.

Сцена из спектакля «Поднятая целина». Николай Удовиченко (кузнец Ипполит Шалый) и Пётр Пономарёв (Давыдов)

Подкупает своей органичностью, какой-то детской наивностью Макар Нагульнов. Юлий Чеботарёв, создавший этот образ, играет, как говориться, на одном дыхании. Нельзя не залюбоваться его героем.

Юлий Чеботарёв в роли Макара Нагульного в спектакле «Поднятая целина»

Секретарь райкома Иван Нестеренко лишь однажды появляется на сцене. И тем не менее перед нами – завершённый характер. Владимир Чиняев создал запоминающийся образ партийного вожака. Его Нестеренко – тонкий психолог, заботливый чуткий товарищ.

Фотографии Владимира Чиняевав в этом спектакле, к сожалению не сохранилось. Но о тонкости психологии не только персонажа партработника, но и исполнителя этой роли, Чиняева, говорит такой эпизод из нашей поездки в Новороссийск.

Вообще Владимиру Чиняеву, как и  почти каждому, из ростсельмашевских артистов можно было бы посвятить отдельную главу этого повествования.

Тракторист, а потом и инженер завода «Ростсельмаш», к сожалению рано ушедший из жизни Владимир Иванович Чиняев обладал особенным талантом актёрской естественности и заразительности.

В упомянутом Новороссийске во время спектакля «Поднятая целина» с ним произошёл такой случай. В сцене на колхозной пашне должен был пройти важный разговор председателя колхоза Давыдова с секретарём райкома Нестеренко. Вместе они должны были появиться из-за кулисы и начать эту сцену. Только вот у Петра Пономарёва, исполнителя роли Давыдова, случились какие-то проблемы с переодеванием из предыдущего эпизода и он на сцену опоздал. И вот выходит на пашню Чиня (его так сокращённо все называли в театре), а рядом никого нет. И стоит он так, ничего не говоря и не делая минуту или полторы. А на сцене это вечность! И зал сидит, притихнув, и смотрит сосредоточенно и внимательно на этого молчащего и ничего не делающего человека. Потом появился Пономарёв – Давыдов и сцена была благополучно сыграна.

Ни зрители, ни авторитетное жюри ничего не заметили. На обсуждении один из членов комиссии восхитился этой паузой и сказал, что через взгляд Чиняева направленный в зал он даже ощутил широту и необъятность донской степи с запахом чабреца и пеньем жаворонка под небесами. И Чиня, за свой, небольшой по сравнению с другими ролями, эпизод в спектакле стал лауреатом Всероссийского театрального конкурса. Как тут не вспомнить великого реформатора сцены российского театра Константина Сергеевича Станиславского с его афоризмом: «Нет маленьких ролей в спектакле, если есть в них большие артисты!»

Под стать Чиняеву был и исполнитель роли Щукаря в этом спектакле. Вот, что о нём писали в газете:

Драма 025

Александр Любов в роли деда Щукаря

Говоря о «Поднятой целине», нельзя не сказать о несравненном Деде Щукаре. Исполнитель этой роли Александр Любов пошёл по трудному пути, отказавшись от беспроигрышных комических трюков. Он показал зрителю своего Щукаря с чудинкой и грустинкой. Своего рода доморощенным философом, чудиком по Шукшину.

Досталось похвал и другим исполнителям ролей в этом спектакле.

Движущей пружиной действия в спектакле (продолжает рецензент) является противоборство двух непримиримых лагерей.

Чётко и лаконично выведены в спектакле образы белогвардейских заговорщиков – позёра Половцева (Михаил Хараманов) и циничного шляхтича Лятьевского (Александр Пхида).

5 Половцев  Хараманов

Михаил Хараманов (есаул Половцев)

Лятьевский (Александр Пхида)

 Эти роли немногословны, но оба актёра сумели донести до зрительного зала ничтожество и убогость внутреннего мира своих персонажей.

Конечно. Не всё одинаково удачно в спектакле, есть и недостатки, но в целом это большой успех творческого коллектива, руководимого энтузиастом своего дела Дмитрием Ивановичем Устиновым. Заканчивает журналист свою рецензию.

О работе Дмитрия Ивановича Устинова и об отношении к нему театрального коллектива ростсельмашевцев говорит и такое посвящение, зачитанное на традиционном после премьерном сборе труппы.

Вам памятник поставить надлежит -

Вы заслужили, ни к чему лукавить.

Ведь, право, легче пОднять целину,

Чем «ПОднятую» с нами Вам поставить!

Поднятая целина РСМ театр

В кулисах перед началом спектакля «Поднятая целина»: слева направо – Михаил Смбатян (Тимофей Рваный), Светлана Харахаш ( Варюха),  Любовь Удовиченко (Дарья Куприяновна), Александр Пхида (Лятьевский)

программка Поднятая целина

Спектаклем «Поднятая целина» Народного театра драмы дворца культуры «Ростсельмаш» можно сказать, завершилась целая эпоха в его становлении и развитии, которую ознаменовали своими работами актёры театра драмы того времени: Дмитрий Иванов, Светлана Харахаш, Николай и Любовь Удовиченко, Александр Кайгородов, Алексей Суров, Изабелла Сафарян и другие.

 

 (продолжение следует)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"