Пхида А. С. Признаки жизни. 4 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1989
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Театр
А. С. Пхида
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ
Очерк истории Народного театра драмы
ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»
(часть четвёртая)
Сергей Григорьевич Хлытчиев долгие годы был одним из ведущих артистов ростовской драмы и запомнился ростовским зрителям многими замечательными ролями в спектаклях по произведениям Чехова, Горького, Шолохова и Шукшина, Арбузова и Распутина, и других авторов.
Сергей Григорьевич Хлытчиев (1921-1989)
А начинал он свою биографию на театральном курсе при родном театре, в пору, когда им руководил Юрий Завадский.
Это был уникальный курс, так как на нём вместе с Сергеем Хлытчиевым учились будущий Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, обладатель премии «Оскар» за фильм «Война и мир», Сергей Бондарчук, известный российский киноартист Станислав Чекан, Заслуженный артист России Николай Дупак, с 1963 по 1990 год Николай Лукьянович был директором легендарного московского театра «На Таганке» и долгие годы дружил с Хлытчиевым.
Так что ростсельмашевский театр через много лет как в самом начале своей истории снова встретился с театром Завадского.
Третий слева во втором ряду сверху – Сергей Бондарчук; пятый – Сергей Хлытчиев; десятый – Станислав Чекан. Первый слева в верхнем ряду – Николай Дупак. (Фото из архива семьи С.Г.Хлытчиева)
Режиссёром Сергеем Хлытчиевым с 1971 по 1974 годы в Народном театре были поставлены спектакли «Гроссмейстерский балл» И.Штермлера, «Встреча с юностью» А.Арбузова, «Ситуация» В.Розова
Эмма Лимаенко( Машенька), Леонид Афанасьев (Кирилл Иванович) и Юлий Чеботарёв (Максим) в сцене из спектакля «Встреча с юностью» А.Арбузова
Владимир Чиняев (Коля), Эмма Лимаенко( Машенька) и Леонид Афанасьев (Кирилл Иванович) в сцене из спектакля «Встреча с юностью» А.Арбузова
В них принимали участие артисты Народного театра драмы: Владимир Чиняев, Александр Любов, Виктор Жигунов, Михаил Ковтун, Ольга Дергачёва, Людмила Осадчая, Эмма Лимаенко, Любовь Удовиченко, супруги Юлий и Римма Чеботарёвы. В спектакле «Ситуация» состоялся дебют на сцене и их восьмилетней дочери Карины.
В пьесе Розова впервые в спектакле Народного театра драмы на сцену довелось выйти и мне.
Правда, в ростсельмашевский театр я попал задолго до этого, будучи ещё девятиклассником, благодаря Галине Ивановне Жигуновой. И это был ещё не Народный театр. Но я в него уже попал. Когда-то известный российский журналист-репортёр Владимир Гиляровский написал, что «раньше (имелось ввиду время, как мы тогда говорили, до Великой Октябрьской революции 1917 года) в театр не поступали, а «попадали, как в тюрьму, в больницу или под колёса поезда». Убрав излишний драматизм (мне выпало жить после Октябрьской революции), скажу, что я всё-таки тоже Попал в театр, или вернее неожиданно в нём очутился. И вне зависимости от того играл я в тех или иных спектаклях, входил ли в тот или иной период в труппу ростсельмашевского театра или жил автономно далеко за пределами стен ДК «Ростсельмаш» не уходил из него никогда.
Меня и моих приятелей, блуждающих по коридорам дворца, весной 1969 года Жигунова буквально за руку втащила в репетиционную комнату дворцовскогоТЮЗа, которым тогда руководила.
Галина Жигунова (стоит вторая справа в верхнем ряду) со своими воспитанниками ТЮЗ овцами конца 60-х годов 20 века
Нас было человек пять мальчишек с ростовской окраины, энергией Жигуновой втянутых в репетиционную комнату ТЮЗа. Через неделю из моих друзей в театре осталось трое, включая меня. Через месяц на репетиции во дворец бегал один я. Мы долго с Галиной Ивановной и ребятами её основной труппы репетировали спектакль «Девочка и апрель» по пьесе Тамары Ян. Но так и не выпустили его по различным уважительным причинам.
Мой ростсельмашевский театральный дебют состоялся чуть позже на сцене Ростовского училища искусств, в дипломном спектакле студентки театрального курса, которым руководил замечательный ростовский актёр, впоследствии Народный артист СССР, Михаил Ильич Бушнов. Его студентка, Валентина Пристинская, с нами, тюзовцами Жигуновой, поставила пьесу Л.Ковалёвой «Три дня на размышление», в которой мне досталась одна из ведущих ролей.
Ну, а 1971 году меня, как уже взрослого совершеннолетнего артиста, торжественно из ТЮЗа перевели в труппу Народного театра драмы. Была тогда такой удивительный праздничный ритуал во Дворце культуры, который проходил в начале театрального сезона на его главной сцене.
Я пришёл на репетицию Народного театра, руководство которого как раз перешло к Сергею Григорьевичу Хлытчиеву. Мы с ним познакомились, а через пару недель меня как совершеннолетнего и взрослого артиста забрали служить в Советскую армию. Был тогда в нашей стране и такой торжественный ритуал в начале театрального сезона, осенью.
Но Сергей Григорьевич сказал, что мне будут рады и после армии. Поэтому, быстренько отслужив два года, я снова оказался на дворцовской сцене и, видимо, как отличник боевой и политической подготовки, тут же получил главную роль в спектакле «Ситуация» по пьесе В.Розова. Героя моего в пьесе звали Виктор Лесиков, поэтому первое время работники дворцовских служб меня и звали просто Витя. В паспорт мой они не заглядывали, и театральные программки не читали.
Сцена из спектакля «Ситуация» Пелагея Филатовна – Любовь Удовиченко, Антон – Юлий Чеботарёв, Тамара – Ольга Дергачёва, Виктор – Александр Пхида
Пьеса эта как нельзя лучше подходила для ростсельмашевской сцены. Действующие лица её были рабочими завода, а производственная тема тогда необычайно ценилась.
«Ситуация» в этой пьесе описывалась следующая: мой герой молодой заводской рационализатор и изобретатель за очередное свое рацпредлолжение получил премию 4 тысячи и решил разделить её между всеми, кто вместе с ним этот проект осуществлял. Но тут и началось самое интересное: все вокруг переполошились и озаботились тем, чтобы их не обделили. В общем, началась невероятная свара. Некоторые додумались до того, чтобы лишить премии самого изобретателя. Семья и лучший друг Антон (его в спектакле играл Юлий Чеботарёв) в гневе отправляют моего героя отстаивать свои права к директору завода.
Сцена из спектакля «Ситуация». Справа – налево: Сергей Алькаев (Филипп),
Юлий Чеботарёв (Антон), Александр Пхида (Виктор), Людмила Осадчая (Галина), Елена Бедросян (Зинаида), Ольга Козлова (Лидия)
Но он, вдруг возвращается с полдороги домой и, ворвавшись в комнату провозглашает идею нового изобретения: «Антон, я со втулками придумал! Не из металла надо делать! Любой металл на такой скорости гореть будет! Из пластмассы надо! Из пластмассы!!!»
И дальше призывает всех и своего друга не уподобляться разным склочникам, а «не забывать себя», и делать своё главное дело, не отвлекаясь на скандалы и сплетни. «Втулки то горят! Люди то мучаются!» Вот такая, наверное, наивная, с позиции сегодняшнего дня, была эта пьеса. Но, тем не менее, её, спустя два года, в Москве, в театре Вахтангова поставил сам Народный артист СССР Михаил Александрович Ульянов. Такое было время, и такая тогда была наивная вера даже у прославленных Народных Артистов.
Ну, а мой ростсельмашевский дебют тогда же попал в Чеботарёвские театральные анналы. После премьеры Юлий Николаевич (или просто Юлик, как я его стал звать со временем) посвятил мне такие строки:
Саша Пхида – наш ударник!
Он в команде «Ну- ка, парни!
Были в те времена такие популярные молодёжные турниры. И я, будучи молодым рабочим, был включён в такую заводскую команду.
Тренирует пресс и спину,
Чтобы поднимать Карину.
Карина играла дочь Антона, персонажа Юлия Чеботарёва и была реально его 8 летней дочерью. В конце спектакля, чтобы успокоить чем-то расстроенную девочку, я поднимал её на руки и говорил: «Успокойся. Машенька! Всё будет хорошо! Всё будет расчудесненько!!!» Этот эпизод моего вздымания на руки Карины Юлик неоднократно обыгрывал и в своих поздних посланиях, подчёркивая, что я внёс его дочь на руках в пространства театрального искусства. Неизменно добавляя: «Карина в ту пору весила 29 килограмм!»
Любопытная эпиграмма получилась и на Леонида Афанасьева. Он в этом спектакле играл члена завкома Эдуарда Фомича Засекина.
Эдика это круженье
Заколготило вдрызг
(у этого персонажа в спектакле была реплика: «Брось это круженье!»)
И Лёша вместо печенья
Крышку кувшина сгрыз.
В одной из сцен персонажа Афанасьева своими домашними кулинарными изделиями угощает мать героя спектакля. Специального бутафорского пирога в реквизите театра не нашлось, вместо него и решили использовать фигурную крышку то ли от кувшина, то ли от сахарницы с изображением грибов и листьев. Из зала она выглядела вполне съедобно, и Лёша её «обгладывал» с таким мастерством и аппетитом, что слюнки текли не только у зрителей, но и у партнёров по сцене, которым было прекрасно известно каким продуктом «наслаждается» член завкома.
Вот таким керамическим пирогом в соответствии с принципом системы Станиславского «вижу, что дано, отношусь, как задано» лакомился в этой сцене талантливый артист народного театра.
Поставив «Ситуацию», дворец «Ростсельмаша» оставил в то время Заслуженный, а в будущем Народный артист Российской федерации Сергей Григорьевич Хлытчиев. А на его место пришёл ещё один актёр ростовского театра им. М.Горького Дмитрий Иванович Устинов.
(продолжение следует)
|