Пхида А. С. Признаки жизни. 3 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1984
Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Театр
А. С. Пхида
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ
Очерк истории Народного театра драмы
ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»
(часть третья)
С 1968 по 1971 годы театр возглавлял Всеволод Станкевич один из первых режиссёров, создававших в те годы Ростовское телевидение.
Режиссёр Всеволод Станкевич (1924 – 1986)
Станкевич Всеволод Владимирович.
Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1950-е годы режиссёр Самаркандского музыкально-драматического театра. Затем в 60- годы главный режиссер Ростовского комитета по телевидению и радиовещанию. Снял первый на Донском телевидении короткометражный художественный фильм "Комедант острова", ряд документальных фильмов и телеспектаклей, вошедших в кинофонд телевидения.
Ростсельмашевцам он запомнился открытием для них и для зрителей произвелений местных и редко ставившихся авторов. С артистами Народного театра он поставил «Дерзкий побег или кошка с длинным хвостом» Николая Вирты,
Николай Удовиченко в образе генерал губернатора Киевской области Новицкого и Виктор Жигунов в роли революционера Николая Баумана в спектакле «Дерзкий побег» по повести Н.Вирты.
«Два брата» донского классика Ивана Василенко.
«Два брата» Степан – Николай Удовиченко и Никанор – Леонид Афанасьев
«Встреча с совестью» Фёдора Шахмагонова, «Песня песней» драматический коллаж по стихам и фрагментам пьес о революционном движении в России и мире.
Афиша спектакля «Песня песней. Интернационал» с автографами артистов участников этой работы.
О спектакле почти с библейским названием «Песня песней. Интенационал» ярко и красочно рассказывает вот такой шутливый стихотворный разбор этой постановки, который после его премьеры 14 апреля 1971 года провели режиссёр спектакля Всеволод Станкевич и архивариус и летописец театра Юлий Чеботарёв. Они сочинили дружеские афоризмы и подарили их исполнителям этого громкого революционного действа, посвящённого 100-летию Парижской коммуны, в котором некоторым из артистов довелось сыграть сразу несколько ролей.
Виктору Жигунову
Во всех спектаклях Жигунов
Любую роль сыграть готов.
Но у него природный дар –
Он прирождённый комиссар.
Михаилу Ковтуну
В шляпе. В золотых очках,
С бородой – но не монах
Ковтун Миша – Бонч-Бруевич – Режиссировал Станкевич
Удовиченко Любови
То санитарка, то солдатка,
То окрылённый комиссар,
Удовиченко Люба ярко
Раскрыла свой актёрский дар.
Чеботарёвой Римме
У Риммы – главная в Революции роль,
Ей ненавистны и Тьер и король
Она их крыла без паники,
Голосом, перекрывая динамики.
Юлию Чеботарёву
Рабочий, Боец с Красной пресни,
Царский чиновник – блюдолиз,
Герой революционной песни – Все роли Юлику удались!
Леониду Афанасьеву – старосте театра.
Роли меняются быстро:
Боец, подпольщик, матрос…
Высокое званье коммуниста
Он с честью в спектакле пронёс.
Владимиру Чиняеву
Из роли в роль,
Весь в пене,
Как снежных глыб обвал,
Чиняев бушует на сцене
В спектакле «Интернационал»
Леонид Афанасьев и Владимир Чиняев в композиции для спектакля «Интернационал»
Не остался без посвящения и сам режиссёр Всеволод Станкевич.
Если нам не попасть в анналы,
Мы не будем огорчены.
Мы дружны с «Интернационалом»,
Передряги нам не страшны.
Не пугайте нас горькой новостью.
Пусть работа и дальше кипит.
Предстоит ли нам «Встреча с совестью»
Совесть каждого пусть говорит.
После спектакля «Интернационал» той же весной 1971 года ростсельмашевцы сыграли ещё одну премьеру «Встреча с совестью» по повести Ф.Шахмагонова.
Поздравления после премьеры были прекрасной традицией Народного театра драмы ДК «Ростсельмаш», которую театр неукоснительно соблюдал. Ну, а главным застрельщиком и сочинителям этих семейных театральных торжеств был неизменно Юлий Чеботарёв.
Также изобретательны были эти поздравления и в дни юбилеев кого-то из артистов и в дни календарных праздников.
А одного из старейших и заслуженных артистов театра Леонида Афанасьева его день рождение совпадал с Женским днём 8 марта. В этот день, перед тем как зачитать свой очередной спич Юлий Чеботарёв иронически объявлял: «Посвящается женщинам народного театра и Лёше Афанасьеву».
Но случались в этот день и персональные обращения к старосте театра и порой они были представлены в прозе. Как это случилось 8 марта 1972 года, когда в честь именинника была рассказана сказка, в которой обыгрывались названия спектаклей, в которых довелось играть виновнику торжества. Нам этот прозаический панегирик Юлия Чеботарёва интересен ещё и тем, что из него мы узнаём не только послужной список артиста Народного театра Афанасьева. Но и знакомимся с репертуаром театра с конца 40-х до начала 70-х годов ХХ века.
«Вот какая приключилась однажды «Иркутская история» (драматурга А.Арбузова)
«Макар Дубрава» (А.Корнейчука) заткнул за пояс свой «Домоклов меч» (Н.Хикмета) и пошёл «Походным маршем» (А.Галича) в «Город на заре» (А.Арбузова). «Дорогу ему перебежала «Кошка с длинным хвостом» (Н.Вирты). Если бы не «Гибель Алмазова» (А.Корнейчука), - грустно подумал Макар, - не пришлось бы мне усыновлять «Чужого ребёнка» (Шкваркина). Вся «Беда от нежного сердца» (В.Сологуба). Эх, бросить бы всё и совершить «Дерзкий побег» (Н.Шахмагонова). А «Встреча с совестью?» (А.Арбузова)- затосковал внутренний голос».
Дальше в эту историю вплетались и «Пять вечеров» А.Володина, и «Заводские ребята» А.Шур, и «Два брата» И.Василенко, и «Божественная комедия» И.Штока, и «Песня песней»
Но в конце героя этой сказки, вдруг, осенила счастливая мысль: «Пойду на «Гроссмейстерский балл», поздравлю Лёшу Афанасьева с Днём ВОСЬМОГО МАРТА!» Так заканчивался этот своеобразный биографический очерк старосты Народного театра драмы ДК «Ростсельмаш» Леонида Васильевича Афанасьева.
А история театра продолжалась и шла своим чередом. «Гроссмейстерский балл» по пьесе Штермлера поставил уже его новый режиссёр актёр театра им. М. Горького Заслуженный артист РСФСР Сергей Григорьевич Хлытчиев, который сменил на посту руководителя этого коллектива Всеволода Станкевича, уехавшего работать режиссёром на сочинское телевидение.
(продолжение следует)
|