Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Пхида А. С. Признаки жизни. 2 часть // Донской временник. URL: donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1984

Статья опубликована только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й

Театр

А. С. Пхида

ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Очерк истории Народного театра драмы

ростовского дворца культуры «Ростсельмаш»

(часть вторая)

Людмила Ивановна Измайлова руководила ростсельмашевским театром с 1953 по 1963 год. В это время ростсельмашевцами были поставлены спектакли по пьесам  «Макар Чудра» А.Корнейчука «Заводские ребята» А.Шур,  «Походный марш» А.Галича,  «Иркутская история» А.Арбузова, «Домоклов меч» Назыма Хикмета.

 

Сцена из спектакля «Домоклов меч»

За постановку режиссёром Измайловой спектакля «Иркутская история» и большую предшествующую работу самодеятельный театр «Ростсельмаша» был удостоен звания Народного театра драмы. Этот рубеж в своей истории ростсельмашевские артисты отметили уже в новом построенном здании великолепного дворца культуры на проспекте Сельмаш.

 

Фото здания Дворца культуры «Ростсельмаш» в первый год его открытия.

А вот что о спектакле «Иркутская история» и юной дебютантке, исполнительнице главной роли в нём, в мае 1961 писала ростовская газета «Комсомолец»

 «Слесарю Галине Ионовой, молодой участнице драматического коллектива, удалось создать образ бесшабашной девчонки, кассирши из магазина, которая на всё смотрит легко: на жизнь, на заработки, на любовь. Критерием её отношения к людям служат реплики: «Ты, говорят, много зарабатываешь? Значит, с тобой нескучно будет»

И только Сергей (артист Вл .Дворцевой) сумел разглядеть за показной Валькиной развязностью её добрую, страдающую от одиночества душу. Под влиянием Сергея происходит её духовное перерождение.

И теперь уже одругом мечтает Валентина: «Говорят, на Волге одна дивчина целой сменой на экскаваторе командует – восклицает она с восторгом в заключительных сценах спектакля.

 

Галина Ионова в роли Вальки (на втором плане в платочке)

В «Иркутской истории» впервые на ростсельмашевскую сцену, ещё под своей девичьей фамилией Ионова, вышла Галина Жигунова.

В последствие она, хоть и без экскаватора, много лет с успехом командовала беспокойной театральной республикой дворцовского ТЮЗа, а потом стала бессменным режиссёром Народного театра драмы ДК «Ростсельмаш» в финальную двадцатилетнюю часть его истории. Вместе с Галиной в спектаклях театра играл её будущий муж Виктор Жигунов.

 

Виктор Жигунов ( А.Б.) и Валентина Майборода ( дочь судьи) в спектакле «Домоклов меч» Н.Хикмета

Первые творческие шаги на ростсельмашевскойсцене в своё время сделал и их сын Сергей, нынешний популярный артист и известный кинопродюсер.

 

Галина Жигунова в пору своей театральной юности с сыном, в будущем известным актёром, продюсером и киногардемарином, Сергеем Жигуновым.

Семейные династии стали достаточно распространённым явлением в этом коллективе. Долгие годы в спектаклях ростсельмашевского театра на сцену вместе выходили супруги Николай и Любовь Удовиченко вместе со своей дочерью Натальей в замужестве Камаевой.

Самодеятельному творчеству на театральных подмостках свой досуг и талант посвятили несколько поколений семьи супругов Юлия и Риммы Чеботарёвых - Сафарьян.

В театральной агитбригаде Синеблузников уже в первые годы работы только отстроенного завода играла мама Юлия Николаевича - Ольга Михайловна тогда ещё Полякова.

Агитбригада ростсельмашевских «Синеблузников» 30-х годов.

Существовала в те годы такая форма самодеятельного профсоюзного театра. «Мы синеблузники! Мы – профсоюзники!»-распевали они в своих эстрадно-сатирических представлениях. Бичуя в написанных самостоятельно куплетах и сценариях недостатки их каждодневного бытия, или воспевая производственные успехи и достижения.

В танцевальном ансамбле в те же годы выступал отец Риммы – Бабкен Амаякович Сафарьян. В конце 50-х годов прошлого века в театр «Ростсельмаша» пришла старшая сестра Чеботарёвых, Инна. А вслед за ней в нём оказался, и вернувшийся из армии, её брат Юлий. В театре он и познакомился с Римой Сафарьян и вскоре на ней женился. А в начале семилесятых на сцену впервые вышла их тогда восьмилетняя дочь Карина. И в это же время семейное театральное сообщество Чеботарёвых-Сафарьян на ростсельмашевской сцене пополнила, переехавшая из Шахт в Ростов сестра Риммы – Изабеллой Сафарьян. В общей сложности этот своеобразный семейно театральный подряд проработал на самодеятельных подмостках более 50 лет.

А впервые вместе чета Чеботарёвых вышла на сцену в спектаклях режиссёра Якова Родоса, руководившего ростсельмашевским театром вслед за Людмилой Измайловой с1963 по 1967 годы.

Вслед за Измайловой был Родос

С ним мы испытывали гордость

Он обаятелен, речист,

К тому ж Заслуженный артист.

Читаем мы в стихотворной хронике театра.

 

Яков Вениаминович Родос (1909 – 1968)

Яков Вениаминович Родос в 50-х годах 20 века был ведущим артистом ростовского театра Комедии, теперь это Ростовский молодёжный театр. На сцене этого театра Яков Родос создал целый ряд запоминающихся образов в спектаклях по пьесам Гоголя, Чехова, Александра Островского, Виктора Розова и других авторов. Снялся в популярном в своё время художественном фильме «Улица полна неожиданностей».

Выступил в эпизодической роли в экранизациях произведений  Михаила Шолохова  «Поднятая целина» и «Донская повесть»

 

Яков Родос в эпизодической роли в фильме «Донская повесть»

Мы с Родосом, как пионеры,

Давали на гора премьеры,

Давали, слов не тратя зря,

В канун 7 ноября.

Узнаём мы дальше из стихотворной летописи Юлия Чеботарёва.

В театре «Ростсельмаша» Яковом Родосом поставлены спектакли «Город на заре» по пьесе А.Арбузова, «На улице счастливой» Ю.Принцева, «Шторм» Биль-Белоцерковского, и «Божественная комедия» И.Штока. В 1966 году в этой комедии, иронически обыгрывавшей библейские сцены сотворения мира и человека, вместе со своими воспитанниками в роли Создателя выступил и сам режиссёр Родос.

 

Сцена из спектакля «Божественная комедия» в постановке режиссёра Я.Родоса

Роль Адама досталась Юлию Чеботарёву, в роли первой женщины выступила Римма Чеботарёва.

Юлий Чеботарёв и Римма Чеботарёва в ролях Адама и Первой женщины в спектакле «Божественная комедия»

Еву в этом спектакле сыграла артистка Народного театра Эмма Лимаенко, прослужившая на его сцене с середины 50-х по 80-годы.

 

Юлий Чеботарёв и Эмма Лимаенко – Адам и Ева в спектакле «Божественная комедия»

Вместе с ними в этом и других спектаклях этого времени на сцену выходили Виктор Жигунов, Владимир Дворцевой, Григорий Охапкин, Нина Ступникова, Любовь Удовиченко, Леонид Афанасьев, Александр Конюхов и другие.

О поставленных в эту пору Яковом Родосом спектаклях так говорится в рифмованной истории театра:

Четыре года без малого

Вместе работали мы

Вы нас, порою баловали

В эти четыре зимы.

Мы встретились на Амуре

                    В «Городе на заре».

                    Нам пели снежные бури,

                    Шептала тайга в серебре.

 

Сцена из спектакля «Город на заре» по пьесе А.Арбузова

И было жутко и здОрово -

Свободы и мира прося,

 В качке могучего «Шторма»

Стонала Россия вся.

 

Александр Конюхов (Председатель УКОМа), Леонид Афанасьев (Братишка) и Ирина Кулябина (Мещанка) в спектакле «Шторм»

 

                       Но дни попадались и мирные:

                       Пой, веселись, играй,

                       Когда мы с тогой и лирою

                       В святой попадали рай.

 А Бог в раю обязателен.

 И в этом люди правЫ:

Вы были нашим Создателем

И нас создавали вы.

 

Режиссёр Яков Родос проводит застольную репетицию с артистами Народного театра в их репетиционной комнате № 13

 А вот, что о спектакле Родоса «Шторм» в статье

 «Страстность и правдивость» писала в 1967 году ростовская газета «Комсомолец»

 «В спектакле около сорока главных и эпизодических персонажей и многие из них проникновенно и точно исполняются артистами народного театра.

Немало в спектакле и постановочных находок режиссёра Якова Родоса. Отлично проведена сцена заседания Совета, перенесённая со сцены в зрительный зал. Благодаря этому зритель почувствовал себя участником  событий, представленных в спектакле.

Вполне закономерно, что когда артисты – члены Совета, уходя из зала, запели «Интернационал», зрители поднялись со своих мест и тоже запели.

Спектакль посвящён 50-летию Октября. И это очень ценный подарок к празднику

К пьесе В.Биль-Белоцерковского театр обращался ещё дважды в 1982 и 87 годах в постановке Галины Жигуновой. Пьеса эта оказалась едва ли не самой популярной в репертуаре этого театра. А вообще за всю его историю было поставлено более 50 спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов. Над ними в театре работали 15 режиссёров. Каждый из них привносил что-то новое в жизнь театра, каждый запомнился чем-то особенным.

 

(продолжение следует)



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"