Селицкий А. Я. З Растова ў Мінск – из Минска в Ростов // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2023. Вып. 32-й. C. 109-119. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1963
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 32-й
Искусство. Театр. Кино.
А. Я. Селицкий
З РАСТОВА Ў МІНСК – ИЗ МИНСКА В РОСТОВ
Театры Дона и Беларуси: из истории гастролей
В сентябре 2023 года прошли Дни культуры Ростовской области в Республике Беларусь. Эти четыре насыщенных событиями дня стали важным шагом на пути реализации соглашения между правительствами Ростовской области и Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве, подписанном в конце минувшего года. События масштабной акции, в которой приняли участие 19 учреждений и творческих коллективов Ростовской области (в общей сложности более 700 человек), разворачивались на шести площадках в трёх городах – Минске, Витебске и Слуцке.
В состав мощного донского десанта входили два наиболее крупных театральных коллектива области – Музыкальный театр и Театр драмы имени М. Горького, показавшие по два спектакля, которые посмотрели четыре тысячи зрителей.
Едва ли не любое событие, даже кажущееся беспрецедентным, имеет свою предысторию. В нашем случае – самую прямую: это далеко не первая аналогичная культурная миссия. Нынешний приезд в Минск двух ростовских театров вписывает новую страницу в историю творческих связей театров Дона и Беларуси. Насчитывает эта история ровно семь десятилетий: началась она в далёком 1953 году, когда Ростовский театр музыкальной комедии, чьим правопреемником выступает Ростовский музыкальный театр, отправился в столицу Белоруссии, чтобы представить своё «солнечное искусство». Работали в здании Дома офицеров, в меньшей степени пострадавшем в годы войны. Одновременно в донской столице гастролировал Большой театр республики, и тоже – любопытное совпадение – в Доме офицеров, незадолго перед этим восстановленном.
Начиная с того же 1953 года пересекались на встречных маршрутах и труппы драматические.
Для каждого театра гастроли всегда были и остаются важным способом расширения зрительской аудитории и, что тоже немаловажно, увеличения доходов. Гастрольный процесс в советскую эпоху централизованно управлялся в масштабах всей страны, для его регламентации были созданы специальные органы – Гастрольное бюро СССР (1946–1956), затем Государственное концертное объединение СССР (Госконцерт). Выезды длились до полутора-двух месяцев, вывозился едва ли не весь текущий репертуар. Согласно повсеместно распространённой практике, помимо полноформатных спектаклей на театральной сцене, обязательно проводились творческие встречи и концерты в сельских клубах, на промышленных предприятиях, в садах и парках, в редакциях газет.
Ещё одна характерная примета тех лет – рецензии: развёрнутые, вдумчивые, подробные, не упускающие из виду ни одной составляющей спектакля. Настоящий подарок для историка театра! Реальность последних десятилетий не оставит потомкам подобных свидетельств: «шагреневая кожа» квалифицированной художественной критики ужалась до досадного минимума, а из нестоличной печати практически исчезла.
Сохранившиеся документы, в основном, 1950–1960-х годов – афиши, газетные публикации (объём последних по разным гастрольным поездкам существенно разнится) – помогают восстановить факты взаимного культурного обогащения.
Представить хронику гастролей прошлых лет, вписав её в пунктирно намеченный исторический контекст и познакомив с некоторыми участниками событий, и является целью статьи.
Ростовский театр музыкальной комедии в Белоруссии
1953, 17 июля – 18 сентября, Минск
Спектакли шли в окружном доме офицеров и клубе МВД (оба зала – на 1000 мест). За 62 дня спектакли театра посмотрели около 70 тысяч зрителей.
Минск. Дом офицеров. 1950-е гг.
В афише: 19 наименований зарубежной классики и советской оперетты, среди которых «Летучая мышь» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» и «Сильва» И. Кальмана, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Трембита и «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Сын клоуна» и «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Табачный капитан» В. Щербачёва, «Голубой гусар» Н. Рахманова, а также новинка – «Самое заветное» В. Соловьёва-Седого.
Б. Даль в спектакле «Самое заветное»
О репертуаре, точнее, о жёстких правилах его формирования, следует сказать специально. Ещё в 1926 году, когда в СССР не существовало ни одного государственного легкожанрового музыкального театра, «на места» был разослан секретный примерный список рекомендованных произведений, а с 1929-го, когда первые такие театры появились, списки оперетт, разрешённых и запрещённых к постановке, стали регулярно публиковаться, и публиковались по 1950 год включительно. Хронология и география огосударствления такова: 1927 год – Москва, 1929 – Ленинград и Харьков, 1931 – Ростов и Иваново и т. д. Уже к 1936 году их было в стране не менее 17-ти, к 1941 году – 33. Напомним, что театры оперетты в абсолютном большинстве были стыдливо названы театрами музыкальной комедии: по причине своей «буржуазности» под подозрением властей находился и сам жанр, и его интернациональное название. Доказывать свою лояльность театры должны были «политически грамотно» составленной афишей, а именно соблюдением численного преимущества за произведениями советских авторов. А после выхода партийного постановления «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946) контроль ужесточился и стал тотальным. На театры оперные он не распространялся.
Но вернёмся к гастролям 1953 года. Они имели ряд особенностей. Во-первых, в Минске ещё с довоенных времён существовал оперный театр, сверстник Ростовской музкомедии (который – ещё одна параллель – несколько лет тоже не имел собственного здания). При том, что опера и оперетта – явления разные, квалифицированный зритель неизбежно сравнивал, предъявлял к гостям высокие эстетические требования. Во-вторых, надо было выдержать заочное соперничество и в рамках одного и того же жанра: незадолго перед этим в столице Белоруссии выступали Ивановский и Воронежский театры музыкальной комедии, показавшие, в том числе, спектакли из ростовского репертуара.
Любопытный штрих, который характеризует быт начала 1950-х годов: гастролёры размещались в частном секторе, где постельное бельё квартирантам не предоставляли, и потому приказом по театру предписывалось иметь таковое при себе.
Главная газета республики через месяц после начала гастролей отмечала «богатый репертуар, хороший артистический ансамбль, вдумчивую режиссёрскую работу, старательную отделку музыкальной фактуры спектаклей». Особо выделилась постановка «Сын клоуна», в которой, благодаря универсализму артистов, были созданы «убедительные сцены циркового представления, местами сочетающиеся с опереточным комизмом» [1].
Артистический ансамбль труппы был и впрямь замечательный, недаром ростовский коллектив в 1950–1960-е годы негласно значился среди лучших опереточных театров огромной страны – наряду с Одесским и Свердловским. Минская пресса горячо приветствовала Рафаила Аллова, Бориса Даля, Ирину Вильшанскую, Евгению Горбачеву, Александра Горелика, Георгия Капаницына, Александра Ветрова (все они несколько лет назад были представлены на большой фотовыставке «Легенды Ростовской музкомедии» в Ростовском музыкальном театре).
Белорусская печать обратила внимание на впечатляющие работы старейшего мастера сцены Александра Шилина. Он прослужил в Ростове с 1938-го до своей кончины в 1956 году, сыграв более 30 ролей и поставив десять спектаклей как режиссёр. В Минске главными творческими удачами артиста, который тогда приближался к своему 60-летию, «Советская Белоруссия» назвала созданные им героические характеры Петра Первого в «Табачном капитане» и Кутузова в «Голубом гусаре». Вот как видит рецензент образ Петра Первого в исполнении Шилина: «Пытливый взгляд в будущее, широта мышления и сила воли Петра характеризуют в нём мощную натуру. Перед зрителями возникает могучий человек, дерзновенно устремлённый вперед» [2].
А. Шилин в спектакле «Табачный капитан»
Оперетта «Голубой гусар» требует небольшого комментария. В 1945 году забытый ныне композитор Николай Рахманов написал её по знаменитой героической комедии в стихах Александра Гладкова «Давным-давно» (1940), которая во время и после войны шла во многих театрах и пользовалась огромной популярностью. Неудивительно, что она обрела вторую жизнь в музыкальной комедии, славу которой не скоро затмит культовый фильм «Гусарская баллада» Э. Рязанова с музыкой Т. Хренникова (1962). В газете читаем: «Пьеса... в сценическом решении Ростовского театра приобрела светлую, оптимистическую окраску и воспринята зрителем с большим одобрением. ... Сдержанная, вдумчивая игра А. Шилина помогает ему рисовать образ старого фельдмаршала таким, каким зритель представляет его по бессмертной эпопее Л. Н. Толстого „Война и мир‟» [3].
Высокую оценку актёрской работе Шилина дал Евгений Тикоцкий, авторитетный в республике композитор и педагог, в скором времени – народный артист СССР, автор одной из первых белорусских опер «Михась Подгорный», а также оперы «Алеся», которую минский театр привезет в Ростов в 1968 году. Он писал: «Ростовский театр лишний раз показал, что героическая тема способна с большой силой и убедительностью прозвучать в оперетте... Петр I в исполнении А. Шилина предстает перед нами заботливым создателем русского флота, борцом за передовую по тем времена науку, пламенным патриотом своей могучей родины... Кутузов – Шилин – это умный полководец, согретый необычайной внутренней теплотой и человечностью» [4].
Не остался незамеченным и яркий комедийный талант Александра Аллегрова. Двенадцатилетним мальчуганом Саша Саркисов выступал в цирковом ансамбле, там за легкость и подвижность ему дали прозвище «аллегрис», близкое музыкальному термину allegro (итал. – веселый, бодрый). Артистическую карьеру он начал в Бакинском театре музыкальной комедии, где его знали уже под сценическим псевдонимом Аллегров, ставшим красивой «афишной» фамилией. В Ростовской музкомедии он блистал полтора десятилетия (1946–1961), здесь женился на актрисе Серафиме Сосновской, здесь родилась их дочь – знаменитая эстрадная певица Ирина Аллегрова. Процитированный выше Е. Тикоцкий аттестовал Аллегрова как любимца минчан, который во многих своих ролях вызвал горячие симпатии зрителей.
Заслуженный артист РСФСР и АзССР А. Аллегров
Одна из них – в комедии «Кето и Котэ». Рецензент сетует, что обычно переполненный зрительный зал в тот день не выглядел многолюдным и предполагает причину: зрители не рискнули прийти в театр, разочарованные неудачной одноимённой экранизацией классического грузинского водевиля (1948). И «были приятно поражены, когда увидели во многом отличное от кинофильма музыкально-драматическое произведение... веселый, сатирический едкий спектакль, примечательный многими актёрскими удачами». В частности, куплеты, исполненные Аллегровым с партнёром Юрием Савельевым, «вызвали бурную реакцию зала» и по настоянию публики были повторены на бис [5]. Добавим, что много позже по той же пьесе в Ленинградском Большом драматическом театре в постановке Г. Товстоногова и с музыкой Г. Канчели увидит свет рампы прославленный спектакль «Ханума» (1972), а с 2019 года своя версия представления с неизменными аншлагами идёт на камерной сцене Ростовского музыкального театра.
1956, 4 августа – 7 октября. Минск, Гомель
Через три года театр во второй и последний раз за свою историю выехал в братскую республику.
В афише: «Вольный ветер» и «Белая акация» И. Дунаевского, «Вас ждут друзья» В. Белица, «Табачный капитан» В. Щербачёва, «Морской узел» Е. Жарковского, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Продавец птиц» К. Целлера, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Принцесса цирка» И. Кальмана и др.
За 62 дня гастролей более пятидесяти спектаклей театра и многочисленные творческие встречи, выездные концерты в двух городах и сельских районах посетили около 70 тысяч зрителей.
Как видно из перечня, среди сочинений советских авторов фигурирует оперетта «Вас ждут друзья», мировая, как говорят сегодня, премьера которой состоялась в Ростове в 1955-м, то есть за год до вывоза её на гастроли. Принадлежит она перу Валентина Белица, занимавшего тогда должность главного дирижёра театра, до и после этого работавшего во многих городах страны. Произведение, рождённое в родных стенах, – не случайный эпизод в истории коллектива, а наглядная демонстрация последовательной репертуарной политики. Театр можно смело назвать лабораторией советской оперетты: благодаря активному творческому сотрудничеству с современниками, к лету 1941 года, то есть к 10-летию существования Ростовской музкомедии в афише значились 11 классических оперетт и 17 советских, 10 (!) из которых – детища ростовчан. В их числе композиторы Семён Заславский, Илья Шапошников, Алексей Артамонов. Позднее известный советский композитор В. Мурадели доверит ростовчанам первую постановку своей оперетты «Москва – Париж – Москва» (1968). А в 1975 году на ростовской сцене прогремит «Бабий бунт» (автор идеи и либреттист – главный режиссёр театра Кирилл Васильев, композитор Е. Птичкин), который станет одной из «визитных карточек» театра, обойдет десятки сцен страны и поныне сохраняется в репертуаре Ростовского музыкального.
На этом пути не каждое новое название сулило безусловную удачу. Оперетта «Вас ждут друзья» посвящена теме вполне «газетной»: выпускники советских вузов отправляются на работу «по распределению», но среди них встречаются и молодые люди, не желающие покидать крупные города. Известный белорусский музыковед, автор трудов о музыкальной культуре республики оценил постановку неоднозначно. По его компетентному мнению, спектакль далёк от совершенства: отдельные музыкальные номера оторваны от сценического действия и слишком условны, некоторые образы схематичны. «Вместе с тем, – продолжает рецензент, – спектакль пленяет отличным актёрским ансамблем (это качество коллектива минская газета констатирует не впервые! – А. С.), высокой музыкальностью, ощущением хорошего чувства жанра. <...> Высокий музыкальный уровень спектакля выражается не только в хорошей певческой культуре солистов и хора, но и в отличной слаженности звучания оркестра. Дирижер В. Белиц – автор музкомедии – проявляет гибкость в аккомпанементе и красочность, нужную виртуозность в оркестровых эпизодах» [6].
И. Мишина и В. Христенко в спектакле «Вас ждут друзья»
Большой театр Беларуси в Ростовской области
1953, 24 июля – 6 сентября
Ростов, Новочеркасск, Таганрог, Шахты
Примерно в те же сроки, что дончане играли опереточные спектакли в Минске, Ростов впервые посетила труппа театра оперы и балета из братской республики. Ростов, на протяжении всей своей истории до 1999 года (когда открылся новый музыкальный театр на Большой Садовой) лишённый стационарной оперной труппы, а до 2001 – и труппы балетной, с радостью и энтузиазмом принимал театры из разных городов СССР. Первый приезд минчан в Ростов и города области состоялся в 1953 году (а затем они утоляли «культурный голод» донских поклонников оперы и балета ещё три раза). Коллектив театра прибыл в Ростов в полном составе.
Ростов. Дом офицеров. 1950-е гг.
В афише: 15 опер и 7 балетов. Среди классических оперных названий: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Иоланта» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» и «Риголетто» Дж. Верди. Золотой фонд балета представляли «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Жизель» А. Адана.
Открылись гастроли оперой «Тихий Дон» И. Дзержинского. Видный ростовский композитор Тихон Сотников откликнулся на спектакль рецензией отнюдь не комплиментарной. Будучи собирателем и знатоком казачьей песни, он сожалеет, что Дзержинский не обращается к донскому фольклору, а его собственные мелодии далеки от него и мало выразительны. Но спектакль в целом оценивает положительно [7]. Рецензентом постановки оперы Чайковского «Мазепа» выступил А. П. Артамонов. Алексей Павлович не одно десятилетие отдал службе в ростовских театрах в качестве заведующего музыкальной частью, дирижёра и композитора, в своё время сотрудничал с Ю. Завадским, чья московская труппа несколько лет играла в Ростове, позднее работал художественным руководителем и дирижёром Ростовской филармонии. В том же 1953 году он был избран председателем Ростовского отделения Союза композиторов СССР и оставался в этой должности более 20 лет. Прекрасно разбирающийся в искусстве сцены, музыкант не ограничился похвалами относительно логичности мизансцен и динамики исполнения, обратил внимание на слабости воплощения ряда образов оперы, прежде всего центрального – гетмана Мазепы, а также на недочёты оркестрового и хорового звучания [8].
1964, 28 мая – 8 июля. Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Новошахтинск
Через 11 лет белорусские артисты вновь вышли на ростовские подмостки.
В афише: 12 опер и 6 балетов, оперетты. Ростовчане увидели, в частности, оперу С. Танеева «Орестея», впервые на советской сцене поставленную в Минске годом ранее. Спустя полвека донская столица познакомится на сцене Ростовского музыкального театра с собственной «Орестеей», поныне сохраняющей статус музыкально-театрального раритета. Редкий гость на отечественной сцене и «Отелло» Верди, произведение, которое требует наличия в труппе голосов огромной мощи и выносливости в сочетании с актёрским мастерством высшей пробы. С него гости и начали свои выступления и получили два подряд отзыва в печати [9; 10].
Судьба порой выписывает такие виражи, посылает в будущее такие знаки – только фиксируй и удивляйся! В составе вокальной труппы гостей – выходец с Дона Анатолий Генералов. Его детство прошло в станице Верхне-Курмоярской; окончив школу, юноша ушёл на фронт, День Победы встретил под Прагой, имеет боевые награды. Демобилизовавшись из армии, работал на заводе, участвовал в самодеятельности, пел в Ансамбле песни и пляски кубанских казаков, затем получил образование в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. С 1954 года работал солистом белорусской оперы, исполнителем партии драматического баритона. В будущем он станет народным артистом республики. Дебютировал Анатолий в 1955 году в опере «Алеся», которую ростовчане увидят в 1968 году [11]. Ростовская газета выделила его работу в опере Бизе «Искатели жемчуга», где народный артист республики убедительно исполнил партию Зурги. «Роль эта – одна из немногих в опере, заключающих в себе возможность внутреннего развития характера. Актер умело пользуется этой возможностью. Его Зурга мыслит, страдает, нравственно меняется» [12].
А. Генералов
1966, 28 мая – 2 июля. Ростов, Новочеркасск, Шахты
Интервал между вторыми и третьими гастролями минчан на Дону оказался гораздо короче – два года. Выезжала вся труппа театра – 285 человек.
В афише: 11 опер, 8 балетов: мировая классика, произведения белорусских композиторов, детский спектакль. Состоялись также сольные концерты ведущих вокалистов и мастеров балета.
В составе балетной труппы, как и в предыдущий приезд, – ведущая солистка театра, народная артистка БССР Алевтина Корзенкова, чей тогда ещё не рождённый сын Олег Корзенков через несколько десятилетий станет первым главным балетмейстером Ростовского музыкального театра.
Автор «Вечернего Ростова» высоко оценивает исполнение ею партии в «Спартаке»: «Выразительна, эмоциональна Эгина. Чувственность, коварство, холодный расчёт – вот что движет римской куртизанкой. Лишь однажды просыпается в ней нотка искренности – в отношениях с красавцем рабом Гармодием, юным сподвижником Спартака. Но жестокость натуры гасит светлое чувство в зародыше» [13].
А. Корзенкова
1968, 1 августа – 16 сентября, Ростов, Новочеркасск, Шахты
Спустя ещё два года театр из Белоруссии вновь нанёс визит в Ростов и города области.
В афише: 14 опер, 10 балетов: мировая классика, произведения белорусских композиторов, детский спектакль. Дано более 70 представлений. Заранее отпечатанные сводные афиши снабжались наклейками: «Все билеты проданы».
Афиша ГАБТ БССР. Ростов, 1968 г.
Донская периодика выделила особо постановки по произведениям современников, в числе которых опера К. Молчанова «Брестская крепость», впервые увидевшая свет рампы за год до этого [14]. На этот раз удостоилась двух рецензий опера Е. Тикоцкого «Алеся» – в «Вечернем Ростове» и «Молоте» [15; 16].
На сегодняшний день приезд в Донской край Большого театр Беларуси – последний. Обе стороны надеются, что в ближайшее время надолго прерванная традиция возобновится: согласно упомянутому в начале статьи соглашению, после Дней культуры Ростовской области в Республике Беларусь планируется провести Дни белорусской культуры на Дону, в которых главный театр республики непременно примет участие.
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького в Белоруссии
Летопись контактов Ростовской драмы с Республикой Беларусь пока не очень обширна, но тем ценнее каждая её страница.
1966, 28 мая – 2 июля, Минск, Гомель
В афише: «Пучина» А. Островского, «Цыган» А. Калинина, «Разбуженная совесть» В. Шаврина, «Чти отца своего» В. Лаврентьева, «Камешки на ладони» А. Салынского, «Между ливнями» А. Штейна, «Вычеркнутый из жизни» А. Кронина, «Орфей опускается в ад» Т. Уильямса, детский спектакль «Приключения Чанду» А. Иловайского.
В Минске труппа работала одновременно на двух площадках, давая по два параллельных спектаклях в вечер. При таком напряженном графике театр репетировал новые постановки, премьеры которых представил на гастролях: «Хитроумная влюбленная» Л. де Вега и «Последний день холостяка» Л. Митрофанова.
Большой интерес публики и прессы вызвал «Цыган» – перенос на сцену романа донского писателя А. Калинина, тогда еще не экранизированного и не легшего в основу оперы ростовского композитора Л. Клиничева. Газета «Звязда» (на белорусском языке) по прошествии некоторого времени после начала гастролей пишет, что хотя показаны уже разные спектакли, которые могли бы стать предметом анализа, но это желание «отступает на задний план перед желанием говорить о спектакле „Цыган‟. Это целиком ростовское произведение, от начала до конца. Место действия – донской хутор. Автор повести – земляк наших гостей. Драму по мотивам этой повести написал Н. Провоторов, режиссер и актер театра. Он же осуществил постановку. К тому же „Цыганом‟ ростовчане открыли гастроли в Минске». На Провоторове, который ещё и исполняет главную роль, «держатся все центральные сцены» [17]. О том, «как спорили и помогали один другому три главных создателя спектакля, соединившиеся в одном человеке», о том, что Провоторов-актёр «всё заслонил собой на сцене», другая газета высказалась более критично, что ясно выражено в заголовке публикации: «Победил актёр». Впрочем, несколько противореча себе, журналистка отмечает, что в отдельных сценах вся нагрузка ложится на плечи Клавдии в исполнении Ангелины Кржечковской [18].
А. Кржечковская, впоследствии народная артистка РСФСР
2019, 23–24 сентября, Витебск, Минск
В следующий раз артисты ростовской драмы демонстрировали своё искусство на белорусской земле после большого перерыва, уж в другую эпоху. И измерялась эта поездка другими величинами – два дня, два спектакля в двух городах. Гастроли, в ходе которых коллектив выступал также на Северном Кавказе, в Крыму, Севастополе, Калининграде, были приурочены к 155-летию театра. В афише: «Собака на сене» Л. де Вега (показана в Витебске на сцене Национального академического драматического театра им. Я. Коласа) и «Женитьба» Н. Гоголя (в Минске на сцене Драматического театра Белорусской армии). К сожалению, газетные рецензии на это событие разыскать не удалось.
Сцена из спектакля «Женитьба»
Национальный драматический театр им. Якуба Коласа в Ростове
2012, 27 сентября, Ростов
Наряду с 13 российскими труппами, коллектив из Витебска принял участие в V Всероссийском фестивале «Русская комедия» и показал на Малой сцене Театра им. М. Горького «Жарты» («Шутки») – вечер белорусских водевилей на языке оригинала. Включение в афишу фестиваля спектакля, созданного не в Российской Федерации, не прошло мимо внимания донской театральной общественности. В репортаже газеты «Наше время» приводились слова арт-директора фестиваля народного артиста России Н. Сорокина: событие это – «не случайность, а первый шаг к тому, чтобы „Русская комедия‟ стала фестивалем международным» [19].
Сцена из спектакля «Жарты»
Чтобы не заканчивать на печальной ноте, чтобы у читателя не сложилось впечатления, будто «всё в прошлом», ведь театральные гастроли и впрямь утратили былой размах, напомним об отрывающихся в последние годы новых перспективах. На смену единому планированию гастрольной деятельности в масштабах всего СССР приходит другая система – система грантов, отдельных проектов, организуемых разными культурными институциями. Это и гастрольный проект «Поехали!», и грант «Культурная афиша», это программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия», отдельные гранты на обменные гастроли. Будем надеяться, что в этом смысле у современных театров всё впереди!
ПРИМЕЧАНИЯ
- Гастроли Ростовского театра музыкальной комедии // Советская Белоруссия. 1953. 19 авг. С. 3.
- Романович Е. «Табачный капитан» // Советская Белоруссия. 1953. 20 сент. С. 3.
- Гастроли Ростовского театра музыкальной комедии // Советская Белоруссия. 1953. 17 сент. С. 3.
- Тикоцкий Е. Жизнерадостное искусство // Советская Белоруссия. 1953. 22 сент. С. 3.
- Таран Ю. «Кето и Котэ» // Советская Белоруссия. 1953. 17 июля. С. 3.
- Нисневич И. «Вас ждут друзья» // Советская Белоруссия. 1956. 24 авг. С. 3.
- Сотников Т. «Тихий Дон» // Молот. 1953. 7 авг. С. 3.
- Артамонов А. «Мазепа» // Молот. 1953. 13 авг. С. 3.
- Никольский В. Яркий спектакль // Молот. 1964. 2 июня. С. 3.
- Борисов Н. «Отелло» // Вечерний Ростов. 1964. 3 июня. С. 4.
- Гурвич С. Дорогой искусства // Молот. 1968. 16 авг. С. 4.
- Борисов Н. «Искатели жемчуга» // Вечерний Ростов. 1964. 11 июня. С. 4.
- Новиков Б. Легенда рождается вновь // Вечерний Ростов. 1966. 14 июня. С. 3.
- Кутайцева И. «Брестская крепость» // Вечерний Ростов. 1968. 12 сент. С. 3.
- Неделин М. «Алеся» // Вечерний Ростов. 1968. 5 авг. С. 4.
- Касьяненко В. Девушка из Полесья // Вечерний Ростов. 1968. 7 авг. С. 4.
- Стрельцов Б. Донской спектакль // Звязда. 1966. 12 июня. С. 4.
- Орлова Т. Победил актёр //Лiтаратура i мастацтва. 1966. 14 июня. С. 2.
- Каминская М. «Русская комедия» расширила границы // Наше время. 2012. 4 окт. С. 1.
Автор выражает искреннюю признательность директору Большого театра Беларуси Екатерине Николаевне Дуловой и руководителю литературно-драматической части театра Ольге Егоровой за присылку ценных архивных материалов.
|