Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Валуйскова О. В. Документальное кино на Дону // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 170-174 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1923

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Искусство. Театр. Кино.

О. В. Валуйскова

 

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА ДОНУ

1920–1940-е гг.

У моих ровесников в сокровенных уголках памяти сохранились добрые картинки детства – семейные походы в кино. К ним с радостью готовились и взрослые, и дети. Зачастую билеты на премьеры нужно было приобретать в предварительных кассах кинотеатров. Как правило, киносеанс начинался с показа киножурнала Ростовской студии кинохроники «По Дону и Кубани». Трудовые будни тружеников сельского хозяйства, промышленности, события в области культуры и искусства, освещение спортивных достижений земляков, забота о мире и сохранении природы – всё, представленное на экране, создавало облик страны и времени, в котором мы жили.

Более двух тысяч киножурналов и около ста фильмов выпустила Ростовская студия кинохроники за 60 лет (данные на 1988 год) [1, с. 3].

С чего же начинался донской кинематограф? Об этом рассказывают архивные документы.

23 октября 1924 года бюро Юго-Восточного краевого комитета РКП (б) приняло постановление «О реорганизации кинодела». Агитпропы1 краевого и Донского комитетов РКП (б) предложили проводить работу в области кино по четырём направлениям: ввоз из-за границы идеологически допустимых картин, производство своих советских революционных и научных фильмов, прокат, восстановление кинотеатров и создание сети кинопередвижек [2, л. 97].

В этом же документе читаем: «За последнее время выдвинулась, разумеется, не без содействия общественных и государственных организаций, в частности, со стороны Госкино, новая организация, которая может рассчитывать на серьёзные успехи, – это объединение «Кинокомсомол» [2, л. 99].

Комсомольская киностудия в Ростове-на-Дону была создана драматургом и режиссёром Мануэлем Владимировичем Большинцовым (1902–1954). Активное участие в её начинаниях принимал Александр Иванович Грисенко (в качестве актёра и помощника режиссёра), будущий лётчик-истребитель, повторивший подвиг Алексея Маресьева в 1942 году. Потеряв ногу в одном из воздушных боёв, отважный лётчик Грисенко на протезе смог снова вернуться в боевой строй [3].

В 1924 году студией были также сняты художественные фильмы: «Похождения Ваньки Гвоздя», «Приказ №…» (полнометражный художественный фильм[3, с. 67]).

«Кинокомсомол должен отказаться от производства больших постановочных картин. <… > Кинокомсомол должен заняться производством картин для деревни, причём это производство должно быть подчинено задачам агропропаганды, культурной работы, санитарного просвещения и художественного воспитания подрастающего поколения», – указывалось в проекте Агитпропа по организации кинематографии на Юго-Востоке [2, л. 103]. Так, например, по заказу Ростовского земельного управления студия сняла документальную картину «Борьба за урожай».

Летом 1924 года вышел в свет первый документальный киножурнал «Комсомол». Восемь сохранившихся номеров журнала 1924–1925 годов запечатлели славные дела молодёжи Северо-Кавказского края: шефство над воздушным флотом, образование общества «Друг детей», участие красноармейцев, рабочих, крестьян, пионеров в праздничном шествии по случаю годовщины Октябрьской революции.

Киностудия просуществовала недолго, но о её вкладе в развитие донского кинематографа свидетельствует сохранившееся приложение к протоколу № 2 от 3 апреля 1925 года заседания Политпросветколлегии Северо-Кавказского крайкома ВЛКСМ: «Кинокомсомол из состояния кустарной, недостаточно организованной киноработы вышел и имеет данные для того, чтобы стать вполне удовлетворительно слаженным предприятием. Наличие ателье, кинолаборатории и аппаратуры уже в настоящее время позволяет производить ежедневно за съёмку 100 метров в среднем негатива и изготовление 800–900 метров позитива, причём качество продукции не уступает существующей на московских кинопредприятиях» [4].

Бюро крайкома считало необходимым: настаивать перед кинокомиссией при ЦК ВКП (б) о включении Кинокомсомола в список кинопроизводств, получающих субсидию; поставить перед крайкомом ВКП (б) вопрос о передаче площади и построек, примыкающих к киноателье (бывший ресторан «Буфф»), в полное владение Кинокомсомолу; обратиться в ЦК ВЛКСМ с просьбой поставить в известность комитеты ВЛКСМ о существовании, значении и поддержке Кинокомсомола.

Студия «Кинокомсомол» явилась прямым предшественником Ростовской студии кинохроники.

18 января 1927 года на заседании секретариата Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) с докладом «О кино и радиофикации деревни» выступил заведующий Северо-Кавказским отделением «Совкино» А. А. Варелас. Комиссия крайкома отметила «громадный интерес, проявленный широкими рабоче-крестьянскими массами к кино и радио, следствием которого явился за последний год значительный рост кино- и радиоустановок в деревне (кинопередвижек с 11 до 106, радиоприёмников – свыше 12 000)» [5, л. 12]. «Совкино» было предложено организовать кинопроизводство «в приобретённой фабрике бывшего Кинокомсомола по обслуживанию края (главным образом, деревни) короткометражными фильмами (хроника, киноиллюстрации к докладам по совстроительству) в агитационных целях, отражая национальные и бытовые особенности Северного Кавказа» [5, л. 13].

В очерке «Начиналось это так…» Ю. Яновский приводит короткую заметку «Киножурнал “Северный Кавказ”», напечатанную в газете «Советский Юг» в 1927 году: «Кинофабрика краевого отдела “Совкино” 27 марта выпускает № 1 ежемесячного киножурнала “Северный Кавказ”, который будет демонстрироваться во всех кинотеатрах городов Ростова, Нахичевани и края. В содержание № 1 включены: 9-й Донской съезд Советов, новое строительство в Ростове – водопровод, хлебозавод, Артёмстрой; будущий город-сад; трамвайный путь в Ленгородок; работа ледоходов “Фанагория” и “Сталин”; наводнение в Батайске; похороны профессора Филиппова; вид Ростова с птичьего полёта. Просмотр журнала потребует 15 минут» [1, с. 7].

Таким образом, 27 марта 1927 года можно считать днём рождения кинофабрики краевого отдела «Совкино» – будущей Ростовской студии кинохроники.

Стремительное развитие киноискусства в крае требовало подготовки киноспециалистов. 21 июня 1928 года Северо-Кавказское отделение «Совкино» и ростовская семилетняя школа № 8 заключили соглашение о создании на базе школы концентра2 для 8-х и 9-х классов с кинотехническим профессиональным уклоном. В материалах к протоколу № 164 от 11 сентября 1948 года заседания бюро Ростовского обкома ВКП (б) сохранилась справка Г. С. Никольского, первого директора Ростовского кинотехникума, адресованная первому секретарю Ростовского обкома ВКП (б) Н. С. Патоличеву [6]. Из неё следует, что эксперимент с созданием кинотехнического профуклона явился единственным в СССР и нигде не был повторён. «Кинотехнический профуклон школы-девятилетки № 16 [так была переименована школа № 8 с нового 1928/1929 учебного года. – О. В.] в соответствии с вышеуказанным соглашением начал свою работу по подготовке кинокадров для «Совкино» 1 сентября 1928 года. Эту дату Ростовский кинотехникум считает днём своего основания», –  писал Никольский.

После двух лет работы, в апреле 1930 года, по требованию «Союзкино» кинотехнический профуклон произвёл досрочный первый выпуск молодых киноспециалистов из 27 человек. Осенью 1930 года он был преобразован в Ростовский кинотехникум с двумя отделениями: кинотехническим – для подготовки техников по оборудованию, эксплуатации и ремонту киноаппаратуры и экономическим – для подготовки техников-экономистов киносети и фильмопродвижения. К 1940 году контингент учащихся техникума вырос от 30 человек (по сравнению с 1928 годом) до 500.

В небольшом архивном фонде первичной парторганизации Ростовского кинотехникума сохранилась следующая выписка из протокола № 8 заседания парткома от 16 июля 1938 года: «Предложить директору Ростовского кинотехникума т. Никольскому поставить вопрос перед Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР о выделении с нового учебного  года специальных сумм на следующие мероприятия:

а) заочное образование педагогов;

б) специальные библиотеки для преподавателей;

в) научные выезды на предприятия и в центральные кинематографические организации;

г) обмен опытом между техникумами: Ленинградским, Витебским, Киевским, Воронежским» [7].

За десять лет техникум превратился в крупное учебное заведение, готовящее кадры для всего Советского Союза. Будучи бессменным директором, хозяйственным и инициативным, Георгий Сергеевич Никольский выдвигал лучших студентов, воспитанников кинотехникума, на преподавательскую работу [8].

Документы Азово-Черноморского крайкома ВКП(б) середины 1930-х годов свидетельствуют о крупных событиях в области кинопросвещения. Так, например, 25 апреля 1935 года на заседании бюро крайкома было объявлено о проведении в Ростове-на-Дону с 6-го по 12 мая первого детского кинофестиваля. Программу фестиваля составляли Культпроп и Росснабфильм (в документе – Ростснабфильм. – О. В.) [9, л. 24]. 2 июня 1935 года бюро крайкома постановило: «Разрешить издание газеты “Кино-фронт” (орган Азчеркино) три раза в месяц, форматом А-4, тиражом 1000 экз., на бумаге, выделенной центром» [10].

Из постановления Азово-Черноморского крайкома ВКП (б) года удалось узнать, что 28 апреля 1935 года директором фабрики кинохроники был утверждён Пётр Семёнович Тимошенко, 1897 года рождения, член партии с 1917 года, из рабочих [9, л. 30].

До начала Великой Отечественной войны в Ростовской области уже насчитывалось 273 государственных и около 300 ведомственных и школьных киноустановок. Дальнейшее развитие киносети прервала война.

Выпускник Ленинградского института киноинженеров Авраам Лазаревич Дербаремдикер, в начале 1941 года назначенный главным инженером Областного управления кинофикации,  вспоминал: «Сразу же довелось участвовать [в октябре 1941 года. – О. В.] в эвакуации оборудования киностудии и Областной кинофикации в г. Орджоникидзе (в то время Ростовская студия хроникально-документальных фильмов, Ростовское областное управление кинофикации, киномеханический завод находились в одном здании – на Пушкинской, 174). Мне поручили отправить в Орджоникидзе вагон нового кинооборудования. Киноматериалы (негативы с позитивами и фильмы) были на горючей основе, поэтому их увезти с собой не удалось. Пришлось уничтожить, чтобы не достались немцам» [11, с. 26].

А. Л. Дербаремдикер. 07.01.1985 г. ЦДНИРО. Текущий архив

В октябре 1942 года Дербаремдикер был переведён ассистентом кинооператора во фронтовую кинобригаду Северо-Кавказского фронта. Хронику боёв снимали на передовой, порой в самых опасных точках. По мере продвижения фронта к Ростову-на-Дону в составе съёмочной группы Авраам Лазаревич снова оказался в родных местах. «С крыши магазина “Молоко” при освобождении Ростова 14 февраля 1943 г. я помогал оператору Попову снимать подъём флага на здании Госбанка (остальные дома по улице Энгельса лежали в развалинах)», – писал он [11, с. 26].

В период немецко-фашистской оккупации кинохозяйству Ростовской области был нанесён материальный ущерб в сумме более 20 миллионов рублей. В докладной записке отдела пропаганды и агитации Ростовского обкома ВКП (б) от 23 декабря 1944 года описаны тяжёлые последствия войны: «Полностью уничтожена передвижная, клубная и школьная киносеть, сожжены киноремонтные, киномеханические мастерские, склады фильмофондов в городах Ростове-на-Дону, Сальске, Миллерово, Шахты, полностью уничтожен областной фильмофонд, обеспечивавший до оккупации свыше 600 киноустановок» [12, л. 1].

С первых дней освобождения Ростовской области Областное управление кинофикации приступило к организации кинообслуживания угольных районов. Киноустановки на шахтах «Гуковоуголь», «Богураевоуголь», «Гундоровоуголь» и в Донецком рудоуправлении были восстановлены ещё в 1944 году. В справке Ростовского обкома ВКП (б), направленной отделу кинофикации ЦК ВКП (б), отмечено: «К 1 октября 1945 года в угольных районах области было восстановлено 30 киноустановок из 35 довоенных [12, л. 23 об.]. Однако 44 здания кинотеатров требовали основательного ремонта. Руководство страны возлагало большие надежды на кинопропаганду, считая её мощным оружием для агитации,  поднятия духа бойцов на фронте и тружеников тыла в освобождённых городах и сёлах.

Вновь назначенный главным инженером Ростовского управления кинофикации с августа 1943 года А. Л. Дербаремдикер рассказывал: «в первую очередь я занялся созданием мастерских. Мы восстанавливали кинотеатры и открывали новые киноустановки по всей области. Специалистов не хватало, и было принято решение создать курсы киномехаников звуковых кинопередвижек. В сентябре 1943 г. в фойе кинотеатра “Руне”» (ныне “Киномакс –Победа”) опытный специалист этого кинотеатра Валентин Андреевич Рогальский начал проводить занятия. В дальнейшем класс переместился в уцелевшие комнаты разрушенного  кинотеатра “Гигант” (ныне ДК Строителей). А в феврале 1944 г. на базе школы ФЗО № 4 (Ростсельмаш) открылись областные курсы киномехаников. Педагогический коллектив возглавил Сергей Петрович Конозов, ныне Заслуженный учитель школы РСФСР, Почётный кинематографист России… » [11, с. 27].

В марте 1944 года возвратился из эвакуации кинотехникум. В восстановлении его материально-технической базы, возобновлении учебного процесса с обязательным проведением практики студентов в кинотеатрах принимал активное участие Дербаремдикер. В архивном фонде первичной партийной организации Ростовской студии кинохроники сохранилось представление Авраама Лазаревича к званию «Заслуженный работник культуры РСФСР» от 21 августа 1969 года, в котором отмечено: «За эти долгие годы проявил себя исключительно преданным делу, умелым организатором кинопроизводства, инициативным работником, опытным инженером-киноспециалистом. Работу на производстве сочетает с активной общественной деятельностью, оказывал и оказывает большую помощь органам кинофикации по быстрейшему вводу в строй кинотеатров города и области, по улучшению их технико-эксплуатационных характеристик» [13].

В январе 1945-го в Ростов из эвакуации вернулась студия кинохроники. Сотрудникам предстояло вновь отстраивать помещения студии и восстанавливать аппаратуру, лучшая часть которой ранее была передана фронтовым киногруппам. С апреля 1945 года студия кинохроники возобновила выпуск киножурналов.

Документальное кино начала 1940-х – уникальное явление в искусстве. По словам маршала И. Х. Баграмяна, кинокамера была оружием кинооператора в годы войны. Каждый ценный кадр военной кинохроники был подвигом! «В создании фронтовой кинолетописи приняли участие ростовчане Гай Асланов, Теодор Бунимович, Аслан Каиров, Кенан Кутуб-заде, Леон Мазрухо, Борис Маневич, Виктор Петров, Георгий Попов, Михаил Бойченко, Александр Смолка, Давид Шоломович» [1, с. 13].

В фонде первичной парторганизации Ростовской студии кинохроники нам посчастливилось обнаружить производственную характеристику пока одного из легендарных операторов – Бориса Исааковича Маневича, 1910 года рождения, члена Союза кинематографистов СССР с 1958 года.

Учётная карточка члена КПСС Маневича Б. И. ЦДНИРО Ф. Р-18. Оп. 53. Д. 58. Л. 75

Благодаря этому документу удалось узнать, что будущий мастер документального кино с июня 1930-го по май 1937-го работал помощником кинооператора, затем кинооператором в Ростове-на-Дону, с мая 1937-го по март 1942-го – на Алма-Атинской студии кинохроники. С марта 1942-го по май 1945-го года Маневич – специальный военный корреспондент Центральной студии документальных фильмов [14]. Приведём строки из служебного отзыва капитан-лейтенанта Гаврилова, командира гвардейского эсминца «Гремящий», составленного в июле 1944 года: «Товарищ Маневич на гвардейском эсминце “Гремящий” Северного флота участвовал в 9 операциях. <…> При боевом соприкосновении с противником вёл себя мужественно и спокойно; под огнём противника проводил большую работу по съёмке корабля в бою, а также сбитых самолётов противника и гибели транспортов. При выполнении специального задания по спасению потерпевшего аварию транспорта в условиях шторма, когда крен корабля на качке доходил до 35°, товарищ Маневич производил съёмку всех аварийных работ. За время пребывания на корабле товарищ Маневич помимо своей основной работы сделал серию фотоснимков о боевом пути корабля» [1, с. 17].

Б. И. Маневич. 1981 год. Ростов-на-Дону.

Фото К. Г. Пашиньяна. (Донской временник. Вып. 28. Ростов н/Д., 2020. С. 64.)

В 1956 году Борис Исаакович вновь вернулся на Ростовскую студию кинохроники. С 1958-го по 1971-й являлся уполномоченным Правления СК СССР по Ростовской и Северо-Кавказской студиям кинохроники, с 1973-го по 1975 годы был секретарём правления РО СК СССР. В июле 1987 года был представлен к званию «Заслуженный деятель искусств РСФСР». «За годы работы в кино Б. И. Маневич принимал участие в съёмках шести полнометражных документальных фильмов и десятков короткометражных фильмов, как режиссёр-оператор снял 19 технико-пропагандистских фильмов. Его работы несли в доступной, популярной форме знания, пропагандировали передовой опыт, достижения советских тружеников» [14], – отмечено в производственной характеристике 1987 года.

К сожалению, в последние годы документальное кино стало уходить в тень других жанров. Затронутая тема в событиях и лицах требует дальнейшего исследования.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. «Над фильмом работали…» : Рассказы о дон. документ. кино. Ростов н /Д. : Кн. изд-во, 1988.
  2. ЦДНИРО. Ф. Р-7.Оп. 1.Д. 21.
  3. Буйло С. И. Три войны «ростовского Маресьева» : Жизнь и судьба полковника А. И. Грисенко // Военно-исторический журнал. 2020. № 3. С. 67–71. ЦДНИРО. Ф. Р-171. Оп. 1. Д. 18. Л. 45.
  4. ЦДНИРО. Ф. Р-171. Оп. 1. Д. 18. Л. 45.
  5. Там же. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 551.
  6. Там же. Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 879. Л. 61–65.
  7. Там же. Ф. Р-1197. Оп. 1. Д. 5. Л. 24.
  8. Там же. Д.7. Л. 7.
  9. Там же. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 133.
  10. Там же. Ф.Р-8. Оп.1. Д. 141. Л. 26.
  11. Дербаремдикер А. Л. Без работы жизни не мыслю // Донской временник. Год 2005-й. Ростов н /Д., 2004. С. 26–28.
  12. ЦДНИРО. Ф. Р-9. Оп. 5. Д. 224 а.
  13. Там же. Ф. Р-2745. Оп. 1. Д. 3. Л. 37.
  14.  Там же. Д. 17. Л. 17.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Агитпропы – обиходное название отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б) и местных комитетах ВКП(б)

2. Концентр – относительно замкнутый цикл учебного процесса, во время которого учащиеся овладевают определенным объемом языкового и речевого материала



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"