Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Суркова Л. А. Осенние колокольчики // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 143–146. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1644

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

Театр и кино на Дону

Л. А. СУРКОВА

ОСЕННИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Несколько страниц новейшей театральной истории

Летом 2018 года солисту балета Ростовского музыкального театра Константину Ушакову – первому из мужской части балетной труппы – было присвоено звание заслуженного артиста РФ. На моё поздравление Костя ответил: «Спасибо! Мне бы теперь ещё ваш колокольчик!». От неожиданности сначала рассмеялась, а потом подумала: «Выходит всё же не зря мы четверть века каждую осень вручаем наши скромные награды?»

Мы – это редакция телевизионной программы «Провинциальный салон» ГТРК «Дон-ТР». Программу, посвящённую культуре Дона, вместе с режиссёром Людмилой Рублевской мы придумали в начале девяностых. В те времена многое обесценилось, смешались критерии, и наши современники как-то стремительно перешли на ненормативную лексику. Помните, как у Давида Самойлова: «… и всё разрешено»?

Мы назвали программу «салоном», подчёркивая, что это – не тусовка. А слово «провинциальный» обозначает, что нас интересуют не заезжие звёзды, а талантливые земляки – и жившие прежде, и наши современники. Давно известно, что многие выдающиеся вещи рождаются вдали от столиц, в которых уже потом тиражируются. Всё по Пушкину: «Деревня – мой кабинет».

Разумеется, никакого реального салона у нас не было и нет – только эфирный. Наша съёмочная группа путешествует по музеям, библиотекам, мастерским художников, концертным залам и, конечно, театрам.

Так случилось, что театр у многих из нас – особая любовь, и мы стараемся не пропускать премьеры. В теперь уже далёком 1993 году, когда монтировали программу о новых спектаклях театра имени Горького, вдруг бросилось в глаза, что этот традиционно сильный драматический коллектив в буквальном смысле затанцевал.

К этой поре именно ростовская Драма – первая из донских театров – придумала новогоднее шоу «Брызги шампанского». Это был фейерверк превосходных танцевальных и вокальных номеров в исполнении драматических артистов. Да и в обычных спектаклях актёры (и не только самые юные) теперь нередко танцевали. Мы даже сделали об этом программу «Танцуют все». Но не потребовалось особой проницательности, чтобы понять: в центре всех метаморфоз – талантливый хореограф Алла Тиме. Именно ей серьёзный театр обязан тем, что ожил, помолодел, наполнился новыми красками.

Выяснилось, что изменения заметили не только мы, но и поклонники театра, эксперты, критики. Стало ясно, что творческий прорыв необходимо отметить. Но как? И тогда мы решили подвести в эфире итоги сезона 1993–1994 годов, вспомнить все премьеры, дать слово экспертам и наградить того, чья работа будет призвана самой яркой. Так в «Провинциальном салоне» впервые появилось ставшее ежегодным обозрение «Театральная площадь». А первый наш лауреат – блистательная Алла Тиме.

Разумеется, тогда мы не предполагали, что рождается традиция. И продолжали смотреть все премьеры и в донской столице, и в муниципальных театрах. Стало очевидным: даже в самые «бесцветные» сезоны (что не раз случалось в нулевые годы) события в театре всё-таки происходили. Их мы и старались не пропускать.

Случалось, раздосадованные критики сетовали, что «Провинциальный салон» не вручает антиприз за театральную халтуру, не обличает творческие неудачи. Однако наш редакционный коллектив полагает, что подробный разбор спектакля – предмет обсуждения и творческих дискуссий, статей в специализированных журналах. Для нас же самое главное – показать в эфире тем зрителям, которые не попали, не смогли увидеть и просто живут далеко от театральных центров, творческий взлёт, удачу здесь, рядом, в наше время.

Как-то на улице ко мне подошла женщина со словами: «После вашей программы, где дарят колокольчики, мой муж решил купить выходной костюм – он решил ходить в театр».

На стене в редакции визит незатейливый стенд, когда-то его подарила нам художник Наталья Соколова. Здесь мы записываем имена лауреатов. Теперь это уже очень внушительный список – свободного места почти не осталось.

Первые наши награждённые – сценограф Степан Зограбян, режиссёр Юрий Мельницкий, бесконечно талантливые актрисы Татьяна Шкрабак и Раиса Пащенко, театральный дуэт Валерия Искворина и Юрий Филатов, замечательный актёр и руководитель театра Сергей Герт. С каждым именем связана своя история.

В 1999 году колокольчик получил актёр театра имени Горького Владислав Ветров. Это было время его блестящего творческого взлёта – роли одна лучше другой. В тот же год он написал пьесу «Идеальная пара» с подзаголовком «Этюд для любимой актрисы». И сам поставил её на экспериментальной сцене с Татьяной Шкрабак и Сергеем Власовым. Пронзительный спектакль по сей день стоит перед глазами. Такие творческие подарки способен дарить не каждый.

В Ростовском ТЮЗе Владимир Чигишев поставил со своими учениками чеховскую «Чайку». Партер превратился в сцену, а зрители следили за происходящим из лож. За эту работу режиссёр был удостоен нашего колокольчика. В незабываемом спектакле Треплева играл вчерашний студент Сергей Беланов. Прошли годы, и этот артист с широчайшим творческим диапазоном и яркой индивидуальностью сам дважды стал нашим лауреатом.Между прочим, один колокольчик Серёжа получил вместе со своим младшим коллегой Женей Овчинниковым за чудесную новогоднюю сказку, которую они вдвоём написали и поставили на сцене.

Открытие на Большой Садовой нового здания музыкального театра, безусловно, повлияло на культурный климат на Дону. За неполных двадцать лет в театре состоялось свыше ста премьер в трёх жанрах – оперетта, опера и балет.

Уже в 2000 году главный дирижёр театра Андрей Галанов получил наш колокольчик за серию симфонических концертов.

Художественный руководитель коллектива Вячеслав Кущёв в 2001 году, вскоре после премьеры «Жизели», первого в истории Дона балета, тоже стал нашим лауреатом.

Теперь уже среди обладателей колокольчика – оперные примы Ирина Крикунова, Наталья Дмитриевская, солисты Пётр Макаров и Борис Гусев, исполнительница ведущих балетных партий Елизавета Мислер, главный хормейстер театра Елена Клиничева, художник по костюмам Наталья Земалиндинова.

Художников мы награждали не раз. Креативная Ольга Резниченко – создатель феерии костюмов для героев чеховской «Чайки» в ТЮЗе. Наталья Пальшкова – добрый гений театра имени Горького, автор костюмов к десяткам спектаклей разных эпох и стилей. Юрий Сопов – универсальный художник Новошахтинского театра, способный едва ли не из воздуха создать и фантазийные декорации, и выразительные костюмы, а иной раз даже выйти на сцену в образе кого-то из героев.

Донским театрам повезло и, конечно, мы не могли этого не отметить. Здесь работают не просто мастера, настоящие волшебники – художники по свету. В театральной России хорошо знают почерк Жанны Дазидовой и Ирины Вторниковой, умеющих волшебно преобразить сцену.

С каждым колокольчиком связана своя история. Увенчанный наградами легендарный Михаил Ильич Бушновстал нашим лауреатом почти в девяносто, сыграв Фирса в «Вишнёвом саде». Оказалось, что это была единственная в его жизни роль в пьесе Чехова.

Заслуженный артист России Николай Ханжаров получил колокольчик за то, что создал на малой сцене Молодёжного театра проект «Экспериментальная площадка», представляя зрителям самые интересные самодеятельные театры области.

Журналист Людмила Фрейдлин никогда не работала в театре, но получила наш колокольчик за превосходные книги, посвящённые донским служителям Мельпомены.

С приходом в Ростовский молодёжный нового главного режиссёра у знаменитой труппы открылось второе дыхание. Появилась целая череда премьер, завоевавших признание зрителей и на Дону, и на престижных фестивалях. Наша программа первой отметила, что Михаил Заец выбирает хорошую драматургию, умеет с ней работать, приглашает к сотрудничеству интересных режиссёров. Нам приятно, что руководитель молодёжного театра уже не раз был признан лучшим режиссёром сезона.

За четверть века семья донских служителей Мельпомены выросла.

Двадцать два года назад в небольшом шахтёрском городке, где театра не было никогда, открылся муниципальный театр. Об этом феномене мы сняли фильм «Театр времён отчаяния и надежды». И хотя в городе не было профессиональных актёров, неистовая любовь позволила Светлане Соповой собрать талантливых единомышленников и создать превосходные спектакли.

Не раз колокольчик отправлялся в Новошахтинск, где уже выросли и актёры, и зрители. В 2017 году театру удалось провести международный фестиваль «Поговорим о любви», куда собрались не только интереснейшие театральные коллективы, но и поэты, художники. Получился настоящий праздник искусств. Имы не могли не наградить его авторов.

В канун 2018 года и в Волгодонске был открыт театр – мечта многих поколений горожан. В театре пока только шесть актёров, но уже – две премьеры, и всегда аншлаг. Говорить о колокольчике пока, конечно, рано. Но поздравить Волгодонск, который, по определению древних греков,только теперь и стал настоящим городом, мы были счастливы.

Кстати о колокольчиках.

Их придумали и все эти годы вручную создают замечательные художники из Семикаракорска Вера и Игорь Овчинниковы. Изделия эксклюзивные, они нигде не продаются, на каждом указан год вручения награды.Конечно, это не правительственная награда. Это только символ. Знак того, что наш театр жив, богат талантами и создаёт спектакли, которым могут позавидовать многие столичные театры. Именно так и говорили зрители на недавних гастролях ростовского «Тихого Дона» в Москве и Санкт-Петербурге. Этот спектакль – также наш лауреат.

А вообще, на Дону сейчас настоящий театральный бум. Театры создаются не только в вузах или банках, но в школах и даже детских садах. А значит, нас ждёт много открытий.

***

Материал публикуется к  70-летию Л. А. Сурковой



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"