Кулинич Т. И. От съемок до премьеры // Донской временник. Год 2017-й. / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 162-164. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1531
Т. И. КУЛИНИЧ
ОТ СЪЁМОК ДО ПРЕМЬЕРЫ
Экранизация "Тихого Дона" в Ростовской области
Экранизация «Тихого Дона», представленная на суд зрителей режиссёром Сергеем Урсуляком, уже четвёртая в истории нашего кино.
Строить декорации на Верхнем Дону начали ещё в 2012-м, а к съёмкам приступили только весной 2014-го. В этот же период, естественно, изучался материал, проходили консультации, собирался реквизит, после проб и кастингов утверждались актёры. По воле постановщика основная масса исполнителей главных ролей – молодые, не примелькавшиеся в сериалах. Только стариков Мелеховых играют популярные и опытные Сергей Маковецкий (Пантелей Прокофьевич) и Людмила Зайцева (Василиса Ильинична). Многие зрители впервые познакомились с Полиной Чернышовой (Аксинья), Евгением Ткачуком (Григорий), Никитой Ефремовым (Митька Коршунов), Дарьей Урсуляк (Наталья) и другими.
Премьерный показ отдельных частей фильма (всего в картине четырнадцать серий) состоялся в Ростове-на-Дону осенью 2015 года. Говорят, современные казаки плакали и кричали «Любо!»
В съёмках фильма в полном составе приняли участие казачий конный клуб «Трёхречье», созданный в мае 2012 года в станице Новозолотовской Семикаракорского района по инициативе директора ОАО «Сыродельный завод» “Семикаракорский”» Валерия Ивановича Шевченко (в названии клуба отразилась память о его малой родине: между тремя реками – Волгой, Медведицей и Хопром). Лошадьми Валерий Иванович увлекался с детства. В Семикаракорском районе живёт лет пятнадцать; его жена – уроженка наших мест. Однажды он познакомился в городе Суровикино с А. В. Щегловым, который собрал в конной спортивной школе имени генерала Я. П. Бакланова «трудных» ребят и стал учить любви к животным, родному краю, традициям казаков. Щеглов и посоветовал Валерию Ивановичу создать у себя в районе подобный клуб. «Почему бы и нет», – подумал Шевченко, и стал действовать. Первых двух меринов купили на Будённовском конном заводе. Двух лошадей получили в подарок. Ещё некоторые частные владельцы этих прекрасных животных дают их клубу на время, да и помогают материально. Каждая лошадь закреплена за членом клуба. Сейчас в конюшне «Трёхречья» восемь лошадей. Дети, человек пятнадцать, из двух хуторов – Чебачего и Новозолотовки учатся верховой езде и джигитовке. Причём в клубе больше девочек, чем мальчишек!
В 2012-ом году на районном спортивном празднике в честь Дня победы конники широко заявили о себе. Их стали приглашать в хутора и станицы на местные праздники. Например, на Покров в 2015 году они участвовали в шермициях в Старочеркасской. Готовили ребят Валерий Иванович и его помощник Игорь Иванович Костин, которого он «выписал» со своей родины и который тоже теперь живёт и работает в Семикаракорске.
Мы позвонили Валерию Ивановичу Шевченко, а он прислал к нам Игоря Ивановича Костина, который и поделился впечатлениями о съёмках.
– Как мы туда попали – не имеет особого значения, – начал Игорь Иванович. – Пригласили. Потому что все люди, которые занимаются в России казачьей джигитовкой, друг друга знают и тесно общаются. У нас появилось много единомышленников по всей России.
Для нас пробы начались ещё зимой 2014-го. Потом были консультации с режиссёром фильма и постановщиком конных трюков из Петербурга. Там же присутствовали каскадёры, с которыми мы в июне опять встретились на летних съёмках. Тут и пришлось на себе испытать, что это такое – делать кино. Очень сложное, трудоёмкое производство! Работали до седьмого пота: с шести утра до десяти вечера в течение двух месяцев.
В. И. Шевченко (в центре), И. И. Костин (справа) во время съёмок фильма
Жили в общежитии станицы Еланской, при музее; в конюшне содержали десять лошадей. Коноводами работали ребята и девчата. Ира Журавлёва и Люба Стрельцова из Чебачинской школы, например. Конных съёмок было много. В кадре приходилось работать и мне, и Валерию Ивановичу, и ребятам, которые хорошо держатся в седле, как Миша Овчаров (он сейчас в армии), Серёжа Пономарёв... Конечно, зрителям, даже нашим родственникам, узнать нас на экране непросто, ведь атаки снимаются на больших скоростях. Да мы и не стремились лезть в камеру – фильм не про нас. Нам нужно было не собой любоваться, а вжиться в атмосферу. Сами себя мы, конечно, узнаём, потому что каждый эпизод снимался не один раз. Например, на «австрияков» мы ходили в атаку три дня, пока режиссёр не удовлетворился результатом. Был момент, когда в кадре «убили» сотника (его изображал Валерий Иванович), но он случайно появился и в следующем кадре. Режиссёр это тут же заметил.
Конечно, мы старались, чтобы фильм получился правдивым, чтобы все моменты достоверно отражали быт, обычаи, характер казаков. Актёры часто обращались к нам за советом. Мы учили их по-казачьи сидеть в седле, держать шашку и пику, правильно носить фуражку. Приятно было и то, что к нам прислушивался даже постановщик. Помню, как снимали ранним утром полк перед атакой. Камеру и оператора поставили прямо напротив нас. Видно, решили, что получится снять, так сказать, в анфас и это будет эффектно. Но это было бы небезопасно для операторов и других членов группы: кони могли снести всё на своём пути. Валерий Иванович Шевченко объяснил это режиссёру, и ракурс поменяли. А ещё помните, как задорно снята сцена свадьбы Натальи и Григория? За невестой, как водится, ехали на повозках. Стоял утомительный жаркий день, люди и лошади вялые, не давала покоя мошкара. Даша Урсуляк (Наталья) держалась мужественно, а вот со свахой – полная такая хохотушка – было много проблем. Актриса боялась даже садиться на повозку и всё время судорожно крестилась. Успокаивало её лишь то, что под облучком прятался каскадёр, умевший даже в таком положении управлять лошадьми. И вот именно к нам пришла в голову мысль оживить картину: мы предложили режиссёру устроить шутливые гонки между свадебными повозками. Такое ведь могло быть, это в характере казаков. И он согласился. Снимали два дня, а на экране получился сорокасекундный, но зато яркий эпизод.
С актёрами мы подружились, с некоторыми до сих пор переписываемся. Евгений Ткачук (Григорий) во время съёмок «заболел» лошадьми, и теперь у него в Вёшенской свой конный театр. А ведь за пределами съёмочной площадки он был скрытным, тихим, неразговорчивым. Никита Ефремов (Митька) ещё моложе Жени, ему и тридцати нет. Очень талантливый парень, внук знаменитого Олега Ефремова и сын Михаила Ефремова. Но никакого зазнайства!
Полина (Аксинья) запомнилась тем, что постоянно, даже в выходной день, ходила в костюме своей героини. И часто спрашивала у местных, правильно ли у неё получается звук «г». И Александр Горбатов (Степан) вёл себя за кадром так же, как и в кадре. С ним я сдружился крепче всего. Кстати, «его» конь живёт у нас в Новозолотовской: клуб приобрёл Айдара (по-домашнему мы зовём его Дариком) для занятий джигитовкой.
Гримёры не уходили с площадки весь день, так и следили, чтоб усы у кого-либо не отклеились, какая-нибудь современная майка из-под кителя не выглянула. Нас гримировали быстро, особо не меняя внешности, актёров же – долго. Все знали, что режиссёр скрупулёзно относится к деталям. Мундиры, шинели, головные уборы солдат и офицеров того исторического периода воспроизводились с точностью. У нас же была своя личная форма, и она устроила постановщика, к нашему внешнему виду претензий не было. И кони из нашего клуба вели себя достойно: не боялись пиротехники, взрывов и выстрелов. Непривычным, потому как совсем незнакомый, был скрежет лобогрейки (старой косилки, привезённой из музея). Сначала конь пугался, но пришлось привыкнуть, и сцену уборки зерновых всё-таки сняли.
На съёмках узнали множество профессиональных секретов кинематографистов. Например, там, где всадники едут по предгорьям и звучит песня «По горам кавказским», вместо гор стояли щиты с их изображением. Понятно, так быстрее и экономнее для бюджета. Производство-то дорогостоящее. Платили и массовке, в которую стремились попасть жители окрестных хуторов и станиц, в том числе дети. Сергей Урсуляк сам вёл строгий отбор, не допускал, в частности, женщин с крашеными волосами.
Всем, в том числе участникам съёмок, было интересно, каким же получится новое прочтение знаменитого литературного произведения. Мне помнится разговор с художником по костюмам; она уверена, что режиссёр и не собирался подражать Герасимову, хотя портреты героев эпопеи, созданных на экране Петром Глебовым, Элиной Быстрицкой, Зинаидой Кириенко, Людмилой Хитяевой и другими долго висели у него в кабинете. Я сам слышал, как режиссёр сказал, что делает это кино для молодых – чтобы знали историю!
***
Члены конного казачьего клуба «Трёхречье» до сих пор вспоминают и обсуждают свою работу. Обсуждают, конечно, и зрители. Воспринимают по-разному. Эмоциональные натуры видят произведение режиссёра волнующей поэмой. Природа верхнего Дона, тревожная музыка, проходящие через весь фильм, способствуют именно такому восприятию. Да, автор экранизации смотрит на народную жизнь в сложнейший период истории как из космоса. Слышали мы и неодобрительные отзывы: взгляд у Аксиньи не такой, манеры у актёров не казачьи, к старикам красные относятся без принятого у казаков почтения... Профессионалы-народники заметили, что песни казачьи звучат не так и не те. Вот в фильме Герасимова!..
Можно согласиться с теми и с другими. Но больше всего радует, когда слышишь: «Надо бы перечитать "Тихий Дон"», неужели там всё так, как в кино?»
|