Ссылка по ГОСТу: Пономаренко Л.А. Дом, объединивший музы // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1430
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й. Электронная версия
История театра
Л. А. ПОНОМАРЕНКО
ДОМ, ОБЪЕДИНИВШИЙ МУЗЫ
В Год культуры, в рамках «Книжных сезонов Донской публичной» отделом краеведения была подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Дом, объединивший музы». В её основу легла уникальная тема, характеризующая историю развития театрального искусства Ростова-на-Дону. Центральным объектом выставки явился Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького – уникальный памятник архитектуры, мировой шедевр конструктивизма, творение столичных архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.
Театр имени М. Горького с самого своего рождения объединил выдающихся представителей множества творческих профессий: режиссеры А. Таиров, Ю. Завадский, актеры Р. Плятт, Н. Мордвинов, В. Марецкая, театральные художники М. Виноградов, Ю. Пименов, М. Сарьян, композиторы А. Артамонов, В. Шебалин, писатели М. Шолохов, К. Тренев и др.
На выставке были представлены книжно-иллюстративные материалы из фонда Донской государственной публичной библиотеки, посвященные Театру им. М. Горького на протяжении всей его истории: очерки, воспоминания, биографии, интервью, исторические исследования и др.
Первый раздел выставки посвящен развитию театральной жизни города Ростова от возникновения первых театров в XIX веке. Первый театр в Ростове был построен в 1840 г. купцом Александром Садомцевым на территории нынешнего парка культуры и отдыха им. М. Горького. Это был одноярусный деревянный сарай-балаган, в котором было немного больше двухсот мест.
Гайрабетовский театр - первое настоящее театральное здание было возведено в 1864 г. в центре Ростова по инициативе Андрея Матвеевича Байкова (1831–1889), Городского Головы Ростова-на-Дону во второй половине XIX века, а также при содействии И.И. Грибанова, К.М. Гайрабетова и М.Б. Драшковича – трех зажиточных жителей города.
По описаниям современников: «театр представлял собой деревянное сооружение, сложенное из бревен, состоял из 22 рядов кресел, двух ярусов лож и третьего яруса – галереи». Зрительный зал освещался «подъемной круглой люстрой», состоявшей из 36 керосиновых ламп. Находился на углу Большой Садовой улицы и Николаевского переулка (ныне – переулок Семашко; на месте мэрии). По вместимости Гайрабетовский театр втрое превышал Садомцевский балаган.
В Гайробетовском театре в 1863 г. выступал проездом в Крым на лечение выдающийся актер Михаил Семенович Щепкин (1788–1863). В Ростов он привез две роли: городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Но купеческий Ростов не оценил мастерства знаменитого актера. С участием Н.С. Щепкина состоялся только спектакль «Ревизор». Назначенный же спектакль «Горе от ума», до этого никогда не шедший в Ростове, был отменен.
Как впоследствии писал Н. Кукольник: «Случайно заехав в Ростов узнаю, что именно сегодня Щепкин играет в театре роль Городничего в Гоголевском «Ревизоре». Можете представить мою радость. Значит Михаил Семенович здоров, если играет. Не тут-то было! По совету врачей, он едет в Крым – на виноградный курс лечения, а по пути он решился сыграть два, три раза в Ростовском театре.
Через несколько дней Щепкин приехал в Таганрог и добрался на дачу к Кукольнику, верстах в двух от города.
«Я был очень обрадован, – пишет Кукольник, – но вместе с тем и удивлен.
– Каким образом так скоро из Ростова?
– Не спрашивайте, – смеясь ответил Щепкин, – первый раз в жизни пришлось получить пощечину – и где же – на Дону, в Ростове!..
– Как так?
– Очень просто. В воскресенье на «Горе от ума» никто не явился. Как быть?.. Откажите спектакль! Отказали, а я вместо спектакля стал собираться в дорогу и вчера отправился к вам в Таганрог». (Кукольник Н. Письма к потомкам // Голос. 1864. № 77-78).
В 1882 г. владелец ростовской табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденовскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). В 1883 г. состоялось открытие первого каменного Асмоловского театра. Вместимость составляла 800 мест, хорошая акустика зрительного зала, большая сцена. В 1920 г. театр получил имя наркома просвещения Луначарского.
В качестве режиссера в Асмоловский театр был приглашен артист Казанского театра Н.Н. Синельников (1855–1939), актер, режиссер, антрепренер, педагог. В Ростове-на-Дону работал с 1894 по 1900 гг. Cтавил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова и др.
Купчиха П.Д. Машонкина в 1906 г. выстроила новое деревянное здание театра. А в 1907 г. его снесли и возвели новый каменный театр на 1500 мест. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса. Во время войны театр сгорел, и на его месте в 1958 г. было возведено здание цирка.
В Машонкинском театре концертировал в июле 1919 г. Александр Николаевич Вертинский (1889–1957), выдающийся русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века.
В 1903 г. в этом театре выступал также Федор Иванович Шаляпин (1873–1938), оперный и камерный певец. В разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. В 1918-1921 годах был художественным руководителем Мариинского театра. Могучий шаляпинский бас покорил ростовскую публику.
На гастролях в Ростове в здании Ростовского драматического театра им. А.В. Луначарского в 1925, 1926 гг. с Московским Художественным театром побывал ведущий актер труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936) – Василий Иванович Качалов (1875–1948). Играл Егора Глумова в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», барона в пьесе М. Горького «На дне».
Этот раздел выставки представлен книгами: История русского театра (2011); Комиссаржевский Ф. История костюма (2005); Литературный Ростов (1940); Записки Ростовского на Дону общества Истории, Древностей и Природы / под редакцией A.M. Ильина (1912), Волошинова В.Ф. Чехов и Ростов-на-Дону (2009); Немиров Ю.А. Годы, спектакли, роли (1984); Век театральной культуры (1963); книжно-иллюстративными материалами, посвященными М.С. Щепкину, Н.Н. Синельникову, А. Вертинскому, В.И. Качалову: Ивашнев В.И. Щепкин (2002); Данилов С. Щепкин (1938); Слонова Н. Николай Николаевич Синельников(1956); Синельников Н.Н. Шестьдесят лет на сцене (1935); Виленкин В. Качалов (1962); Василий Иванович Качалов (1954).
Второй раздел выставки повествует о строительстве в Ростове нового театра. Это было время первой пятилетки (1928–1932), коллективизации (1930-1933). Открывались школы для трудящейся молодежи, благоустраивались улицы, возводились дома, здания культурного назначения. В Ростове-на-Дону строился гигантский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ростсельмаш) - один из символов первой пятилетки. Именно в это время был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект Большого (как его тогда называли) театра. По желанию членов жюри архитектурное сооружение должно было быть памятником величественной эпохи, отражать в себе бурное революционное время, ярко выражать пролетарский характер и стиль.
Всего было рассмотрено 17 проектов. Ростовчанам был предложен проект, выполненный в форме, напоминающей гусеничный трактор, в традициях конструктивизма. Авторами проекта были москвичи - В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Неоценимый вклад в облик здания внесли украшающие фасад горельефы, созданные казаком станицы Константиновской Области войска Донского Сергеем Корольковым, выдающимся скульптором, художником, графиком и иллюстратором, известным как «донской Роден». Определено место под строительство - на пустыре между Ростовом и Нахичеванью. В 1931 году было начато строительство. Экспонатами этого раздела стали книги: Ростовский драматический театр имени Максима Горького (1935); Славина Т.А. Владимир Щуко (1978); Зодчие Москвы (1988); Смирнов В.В. Театральная площадь (2008); Смирнов В.В. Мир Сергея Королькова (2009). Среди представленных книг особое место занимает художественный альбом 1936 года с фотографиями внешнего облика и внутреннего убранства театра при его открытии, до послевоенной реконструкции.
Раздел под громким названием «Золотой век ростовской драмы», характеризует развитие театра при режиссере А. Завадском и творческую деятельность актеров театра-студии - В.М. Марецкой, Н.Д. Мордвинова, Р.Я Плятта и др. Театр-студия Завадского переехала в Ростов и составила основу труппы Ростовского театра драмы им. М. Горького: О Завадском (1993); Завадский Ю. Учителя и ученики (1975); Любомудров Н., Симонов Ю. Завадский (Серия «Жизнь замечательных людей»; 1983); Русские богини: [О В. Марецкой] (2011); Бояджиев Г. В.П. Марецкая (1954); Парфенов Л. Николай Мордвинов (1981); Мордвинов Н.Д. Дневники (1976); Ростислав Плятт (2008).
«Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга, режиссера, композитора», - словами Константина Станиславского начинается следующий раздел выставки. Он включает уникальные книги донских писателей, драматургов, по произведениям которых были поставлены спектакли на сцене Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького.
На сцене театра ставились спектакли по произведениям донских писателей: Шолохов М.А. Поднятая целина (1933); Тихий Дон; Ил. О. Верейского (1955); Шолохов М.А. Судьба человека; Ил. О. Верейского (1958); Киршон В. Хлеб // Драматические произведения (1957); Калинин А. Цыган; Худож. И.А. Чарская (1962); Закруткин В. Матерь человеческая: Роман-газета [Подарок писателя читателю, с авторской подписью] (1971); Софронов А. Ураган: Пьесы последних лет (1975); Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение (2001).
Книги о композиторах, художниках, которые принимали активное участие в создании и постановке спектаклей: Цукер А. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. Вып. 1-й (1981); Гурвич С.С, Друскин Я.В. Выдающиеся русские композиторы в дореволюционном Ростове-на-Дону // Из музыкального прошлого (1960); Хазизов B.C. Вся жизнь в музыке // Донской временник. 2001. (2000); Дом-музей Мартироса Сарьяна (2007).
Книжно-иллюстративные материалы о режиссерах, спектаклях, актерах и ролях, сыгранных в театре в разные годы составили раздел «Творческое служение театру»: Кудина В. Гамлет боится монологов // Театр. - 1959. - № 3-4.- С. 90-95; Никитин А. Большие ожидания // Дон. - 1957. - №1. - С. 161-162; Морозова А. «Волки и овцы»: [Пьесы Островского на сцене] // Театр. - 1962. - № 7-8. - С. 104-105; Кидина Н. Вильям Шатуновский // Театр. - 1972. - № 3. - С.101-106; Кидина Н. Хозяин счастливого времени: [О П. Лободе] // Театральная жизнь. - 1968. - № 1. - С.9-12; Кидина Н. Народный артист: [П. Г. Лобода] // Дон. - 1976. - № 11. - С. 186-191; Семушкина Н. Веруя в победу добра: [О К. Абашиной] // Дон. - 1980. - № 12. - С. 168-176; Шемшелевич Л. Таиров в ростовском театре // Дон. - 1981. - № 11. - С. 189-191; Старцева Н. Сопричастность: [О реж. Ю. Еремине] // Дон. - 1980. - № 4. - С. 179-187; Зелинская М. Любовь! Покажите мне любовь...: [Спектакль «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, постановка болгаского режиссера Б. Петканина] // Театральный вестник. 2011. - № 3. - С. 6-9; Фрейдлин Л. Театр с главного входа. - Ростов н/Д, 2009; Зелинская М. Сыграем в Островского: [Спектакль «Доходное место», постановка болгарского режиссера Б. Петканина] // Театральный вестник. - 2011. - № 3. - С. 6-9; Наши: Ростов-на-Дону. - Ростов н/Д, 2006; Серебренников К. NON-STOP // Театральная жизнь. - 2003. - № 2. - С. 17-19.
Скачать презентацию "Театральная летопись Ростова-на-Дону" в PDF
Скачать презентацию "Творческое служение театру" в PDF
|