Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Отарова Л. И. Азовское солнышко // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 172-174. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=1226

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й

Анимационное кино

АЗОВСКОЕ СОЛНЫШКО

К 40-летию детской анимационной студии «Солнышко» в Азове

Детская студия анимации - Азов

Близ осевшего от времени крепостного вала, в Доме детского творчества, живёт детская студия мультфильмов «Солнышко».

Уникальность её не только в том, что единственная детская студия анимационных фильмов на Юге России входит в число трёх ведущих детских мультстудий страны, но и в том, что «Солнышком» уже без малого сорок лет руководят её основатели, супруги Александр и Татьяна Цыбулины.

В 1969 году в Кишинёве, при Дворце пионеров, появилась первая в СССР мультстудия «Флоричика». Первые студийцы занимались в основном документальными съёмками. В 1973 году выпускник Кубанского госуниверситета Александр Цыбулин, параллельно окончивший курсы кинооператоров на телевидении, поехал в Молдавию со своим документальным фильмом «50 лет Азовской пионерии». На самом деле ему хотелось посмотреть, как делают мультики. «Солнышко» стало второй студией в стране, где мультфильмы снимают дети. Да так снимают, что удивляют даже профессионалов!

Когда работа Олега Майбороды «А без воды...» получила главный приз «Союзмультфильма», автор «Чебурашки» Роман Качанов даже рассердился: «Что вы мне сказки рассказываете! Такое не может быть снято методом перекладки!» (то есть когда в каждом кадре перекладывается только движущаяся часть рисунка). В Финляндии на Международном фестивале мультик из Азова удостоился золотой медали, диплома и памятного подарка.

Первую картину – о приключениях первобытного человечка Чарли – делали на стекле и двух стульях. Потом в студии появился настоящий мультстанок МФ11 (таких на всю страну было всего двенадцать, – спасибо, Госкино помогло). Сам Цыбулин два раза побывал на стажировке в Москве. Набирался опыта на «Союзмультфильме». Когда в 1984 году режиссёр-мультипликатор Эдуард Назаров снимал «Жил был пёс», Александр рисовал для него полёт снежинок.

– Они такие фантазёры! – с любовью говорит о своих питомцах руководитель студии Александр Цыбулин. – и трудяги. Мультипликация – адская работа. Каждый делает свой фильм самостоятельно. Бывает, на это уходит год и даже два.

Откуда берутся идеи для сценария? Порой их даёт сама жизнь. Однажды на вокзале подсмотрели, как мужчина с огромным рюкзаком упорно разыскивал закатившуюся под рельсы копейку. Пока не упал под его тяжестью. После этого Юра Бессмертный снял фильм о жажде накопительства, который так и назвал – «Копейка». Как вариант – экранизация рассказов и сказок. Так появился мультик «Воробей» по Тургеневу. Кстати, о рисунках. Для пятиминутного мультфильма нужно сделать не меньше пяти тысяч картинок, выписать мизансцены, продумать движение каждой фигурки – будь то человечек или... Снежинка. Больших трудов стоит и озвучивание. Попробуйте, например, «уложить» скачущего ковбоя в такт музыки! Не обходилось без казусов.

– Как-то повезли на фестиваль в Тбилиси мультфильм «Корова и самолёт», – вспоминал Цыбулин. – Звук и изображение тогда записывали на разные пленки. Вдруг во время просмотра они «разбежались». И корова сказала: «Я так высоко летаю!» а самолёт ответил: «Зато я даю молоко»...

В студии много детей, чьи родители тоже когда-то здесь учились. Есть семейные пары, которые познакомились в «Солнышке» будучи детьми. Сейчас они приводят сюда своих детей, потому что знают: к каждому ребёнку свой подход. Ведь печально, когда, посетив многие секции и кружки, он так и не находит себя.

Дядя Саша приучил молодых друзей искать не дипломы, а движение. Потому что в движении возникает характер. Здесь дискутируют серьёзно, страстно.

Можно ли трагический сюжет передать средствами мультипликации? Можно ли из зла вырастить добро? Можно ли глобальную тему решить в пятьдесят секунд?

Для этого просто нужно смотреть вперёд не оглядываясь.

Сначала ученик придумывает сюжет, пишет сценарий, рисует картинку будущего фильма, а затем вырезает детали. После этого начинается кропотливая, трудоёмкая работа. Материал записывается, озвучивается, монтируется. На создание минутного мини-фильма может уйти до шести месяцев (всё зависит от индивидуальных способностей ребёнка).

Многим сложно выдерживать такой режим. Некоторые уходят, не сняв ни одного фильма. С недавнего времени работать стало проще: появились компьютер и новое видеооборудование, – ощутимая, своевременная помощь мэра, без которой «Солнышко» вообще могло исчезнуть.

Многие из тех, кто когда-то обучался в детской киностудии, тоже не могли справиться со сложностями и обращались за помощью к Татьяне Васильевне. А она, наверное, так же ласково предлагала попробовать ещё раз. Сейчас многие из тех неумех – востребованные художники, дизайнеры, журналисты, операторы. Учёба переросла в профессию, стала частью духовной жизни, как, например, у Юрия Бабенко, работающего на НТВ, у Олега Авакимова (телестудия СКЖД), у Олега Майбороды (его пейзажи, жанровые картины, анималистика узнаваемы по динамическому пространству, наполненности цветовыми контрастами, активности цвета, эмоциональности, экспрессии ритмов), у Сергея Ковалёва (его мультфильм «Дубок» стал призёром всероссийского кинофестиваля детского творчества «Черешня»; ежегодно в течение двадцати пяти лет он выезжает на летнюю практику в составе творческой группы «Лебяжий яр»), у Юрия Бессмертного (возглавляет в Азове дизайнерскую фирму «Рекламас», занимается разработкой и изготовлением музейных экспозиций в Азовском музеезаповеднике, графическим дизайном, анимацией для телевидения и Интернета)...

Руководитель студии Т. В. Цибулина и её воспитанники Воспитанников в студии сегодня больше пятидесяти: первоклашки и подростки. Комнаты студии, в которых умещается мир ребячьих фантазий, похожи на сказочную шкатулку. В одной – мультстанки, помогающие юным кинематографистам оживлять картинки. В другой – аппаратура для озвучивания; с её помощью даже несчастный листик из истории, придуманной Диной Расюк, может признаться в любви капризной и гордой вишенке. Кстати, озвучку воспитанники «Солнышка» делают сами. Татьяна Васильевна, лингвист по образованию, преподаёт основы дикторского мастерства. Стены студии увешаны рисунками. С потолка на ниточках свисают презентационные картинки-визитки с фрагментами мультфильмов. Ребята делают их для родителей, которых приглашают на премьеру каждого шедевра.

Некоторые папы и мамы сначала считают занятия в студии делом несерьёзным. Но постепенно увлекаются сами. Их дети приходят сюда за мечтой, за сказкой. И мультфильмы поэтому снимают добрые, трогательные до слёз. О том, как продрогший под дождём котёнок находит дом, где его накормят и обогреют, о том, как увядший осенью цветок снова распускается под весенними лучами.

И вот результат: 103 фильма, участие в 89 фестивалях, дипломы, которые не помещаются на одной полке. Самому старшему воспитаннику «Солнышка» уже полвека, самый младший пошёл в первый класс. Но когда все они собираются на дружеские вечера – понимают друг друга с полуслова.

Среди бывших учеников студии – и Цыбулиныдети. Ирина, выпускница биологического факультета РГУ, – младший научный сотрудник Ростовского научно-исследовательского онкологического института; Максим – художник-дизайнер.

«Когда я встречаюсь с уже взрослыми воспитанниками, – говорит Александр Васильевич, – понимаю, что всё было не зря. Человек, который хотя бы раз в жизни оживил бабочку или заставил злую чёрную тучу пролиться весёлым дождем, не сделает зла».

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"