Черепанцева Е. Г. Джазовый темперамент // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 121. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=448
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Музыкальная жизнь Дона
ДЖАЗОВЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Ким Аведикович Назаретов
Друзей и приятелей он встречал и приветствовал, лучезарно улыбаясь, высоко подняв над головой руки, будто хотел обнять, обхватить всех людей на свете. Кима Назаретова всегда окружали друзья, поклонники. Человек безудержной общительности, вулканического жизнелюбия, он верил в людей, доверял им, ценил их. Многие боятся прямых ответов, проявления искренних чувств; Ким Назаретов был всегда искренен как в общении, так в делах и поступках.
Маэстро не знал мании величия, но всегда держался с достоинством. В разговоре с людьми старался подчеркнуть, показать значимость собеседника, уважение к нему, интерес к обсуждаемой теме.
Каждую свою фразу Ким Аведикович оканчивал неподражаемой улыбкой. Он был щедр на добрые слова... Есть люди, которые хотят «лучше жить», а есть, вторые хотят «лучше быть». Ко второму типу принадлежал Ким Назаретов. И был счастлив, видя одухотворённые лица благодарных слушателей. Он понимал, что музыка окрыляет человека, поддерживает его в трудностях.
В Назаретове гармонично сочеталась красота внутренняя, духовная, и внешняя. Лицо его искрилось добротой. У него были огромные, как звёзды, глаза и бархатные длинные ресницы. Цвет глаз менялся в зависимости от его внутреннего состояния. Когда Ким Аведикович был доволен, радовался, они окрашивались в цвет морской волны. Если был спокоен, то глаза приобретали синий оттенок. Но когда расстраивался, беспокоился, даже порой злился, они становились белыми. Что означало — наступил предел.
Да, маэстро отличался неудержимым темпераментом, взрывным характером. На происходящее реагировал молниеносно. Во взволнованном состоянии ходил по комнате и, не переставая, курил одну сигарету за другой. Но всегда старался найти выход из самых трудных ситуаций. Ким Аведикович заражал творческой энергией, обращая в единомышленников многих, кто его окружал. Он видел человека насквозь, мог разглядеть в нём личность, угадать перспективы развития.
Его шутки, остроты, розыгрыши, анекдотические случаи из жизни до сих пор пересказываются, они стали крылатыми, превратились в легенду. Мне вспоминается такой курьёз. Обычно после экзамена студенты, которые хорошо играли, боялись попасться на глаза Киму Аведиковичу: учитель, поздравляя счастливчика, на радостях мог так хлопнуть по плечу либо по спине, а то и по затылку, что потом несколько дней это место болело. Руки у маэстро были большими и сильными.
При разговоре Ким Аведикович всегда старался поднять собеседнику настроение. Он умел окрылить молодых музыкантов, воодушевить их, придать им сил. И сам за что ни брался в своей жизни — ко всему относился творчески.
Репетиции его джаз-оркестра превращались в мастер-класс маэстро. Это была блестящая школа! Советы Назаретова были и сугубо профессиональные — «джазовые», связанные со спецификой звукоизвлечения, поисками саунда, свингованием, правильной акцентировкой, — и общемузыкантские. Например, Ким Аведикович любил говорить: «Какую бы музыку ты ни играл, нужно играть её красиво». Однажды он сказал юному музыканту: «Если хочешь взять высокий звук, распрями плечи и бери смело. Будешь сидеть съёжившись, ничего никогда не добьёшься». Этим советом он давал понять, что и в жизни следует быть решительным, не бояться преодолевать себя самого, свою неуверенность, нерешительность...
Ким Аведикович Назаретов был прекрасным воспитателем. Он ценил искренность и порядочность в людях, ненавидел вульгарность, пошлость и предательство.
Перечитала написанное и вижу — превознесла Кима Назаретова едва ли не до небес. Не слишком ли я увлеклась?.. Нет, всё так и есть: Назаретов — Человек с большой буквы. Весь сто творческий путь — тому подтверждение.
|