Хазизов В. С. Алеша // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 118. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=447
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Музыкальная жизнь Дона
В. С. Хазизов
АЛЁША
Алексей Павлович Артамонов
Алёша часто простуживался, и это не удивительно: он жил в промозглом и обдуваемом балтийскими ветрами Санкт-Петербурге. И его отец Павел Алексеевич, полковник, воспитатель кадетского корпуса, решил перебраться на юг. Взял перевод в Донской Императора Александра III Кадетский корпус в Новочеркасске, и в 1908 г. с женой Ольгой Михайловной, старшей дочерью Татьяной и сыном покинул северную столицу.
В семье Артамоновых царила музыка. Павел Алексеевич играл на скрипке, фисгармонии и пел, Ольга Михайловна играла и преподавала в кадетском корпусе фортепьяно. В их доме часто собирались любители музыки, звучали песни, романсы, фортепьянные произведения. Алёша уже к десяти годам играл с матерью в четыре руки симфонии Бетховена, увлекался Григом, Чайковским, Рахманиновым. Особый след в его душе оставило пребывание в Новочеркасске родственника матери Петра Петровича Фигурнова — солиста Большого театра. Он много рассказывал Алёше о своих музыкальных встречах и заразил его любовью к музыкальному театру.
Старшая сестра Татьяна занималась в Новочеркасском отделении императорского Русского музыкального Общества по классу фортепьяно. А Алёшу определили в Кадетский корпус.
Наступил 1918 год. И, как пишет журнал «Кадетская перекличка» (Нью-Йорк, 1997 г., №62—63), «в 1918 —1919 учебном году в г. Новочеркасске прошёл последний 30-й выпуск кадет, и корпус в полном составе, вместе с преподавателями, 21—22 декабря 1919 г. покинул родной город и пешим порядком, под руководством своего директора, генерал-лейтенанта А. В. Черячукина двинулся через донские и кубанские станицы к Новороссийску, откуда 26 января 1920 г. на пароходе Добровольческого флота «Саратов» эвакуировался за рубеж». В 1921 г. полковник, командир 2-й сотни кадетского корпуса Павел Алексеевич Артамонов скончался в Египте.
Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга в 1917 —1918 гг. был переведен в Новочеркасск и занимал третий этаж Реального училища. Но какая связь между кадетским корпусом и Институтом благородных девиц? Предоставим слово участнику похода М. А. Саринову:
«...Как мы уже знаем, 2-я и 3-я сотни выступили походным порядком из Новочеркасска. Часть пути между Ростовом и Кущёвкой месили грязь, а часть пути проделали на подводах. Холода стояли невообразимые, грязь была невылазная. Где-то в пути нас догнал атаман и сказал о безвыходном положении отступающих институток — «смолянок». Девочкам приходилось шагать по грязи. После разговора с атаманом кадеты часть подвод уступили институткам».
Теперь подходим к главному. Среди учениц «месили грязь» три сестры Жматкины. Одна из сестёр, Любовь Леонидовна, впоследствии стала матерью будущего композитора В. Ф. Красноскулова, а Красноскулов — мужем Тани Артамоновой, дочери Алексея Павловича Артамонова. Вот такие сюрпризы преподносит иногда судьба. Оставшись с двумя детьми, Ольга Михайловна в 1922 г. переехала в Ростов. Семья поселилась в Нахичевани на 40-й линии в полуподвальном помещении, и все жизненные тяготы пришлись на плечи матери.
В Ростове Алексей поступил в музыкально-практический институт. Здесь преподавал М. Гнесин, эстетику читала М. Шагинян. А с 1925 г. и сам Алексей Артамонов стал преподавателем — в музыкальной школе (фортепьяно, фортепьянного ансамбля и теоретических предметов), — там, где училась Женя Боборыкина, его будущая жена...
|