Бугаева М. А. Дела Артамонова // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 119-120. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=444
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Музыкальная жизнь Дона
М. А. Бугаева
ДЕЛА АРТАМОНОВА
Талантливый композитор, дирижёр, пианист, педагог и общественный деятель, наконец, замечательный человек, интеллигент по происхождению — таковым остаётся в памяти коллег и учеников Алексей Павлович Артамонов.
1968 год... Могла ли я оценить тот щедрый дар, которым судьба одарила меня, «первоклашку» Ростовского училища искусств? Мне предложили попробовать себя в занятиях композицией. Из одного крыла знаменитого в Ростове Дома актёра, где тогда располагалось шумное и разноголосое музыкальное училище, я попала в другое — точнее, в другой мир, в котором обитали не просто жильцы серой довоенной четырёхэтажки, а ИМЕНА. На верхнем этаже — квартира Артамонова, о чём извещала неброская табличка на двери. Я позвонила. Дверь открыл сам Алексей Павлович. Поразили не его высокий рост, не строгая импозантность, а голос — замечательный, глубокий бас, — как я вскоре убедилась, равно выразительный и в приветствии, и в репликах по телефону, и в чтении стихов, и в иллюстрациях вокальных сочинений. Несуетная величавость движений, аристократизм Артамонова были естественны, они не подавляли, не сковывали. Помню постоянное ожидание встреч с ним, радость познания нового, знакомство с поэтами, которые остались любимыми на всю жизнь — прежде всего с Гейне и Полонским, музыкальные сочинения за пределами учебных программ...
Лишь позже, в консерватории, я осознала весь масштаб личности своего учителя.
Многие годы Алексей Павлович был центральной фигурой музыкальной жизни Дона. С его именем связана история рождения и становления Ростовской композиторской организации, которую он возглавлял в течение двадцати лет. В немалой степени возрождение Донской консерватории обязано усилиям Алексея Павловича, её кадровый состав формировался в основном из учеников Артамонова. Ежегодный фестиваль «Донская музыкальная весна», проводимый на базе областной филармонии, — также заслуга Артамонова, его вдохновителя и организатора.
Но всё же главные события жизни Алексея Павловича связаны с творчеством. Ему созвучен мир музыкального театра, сцены с трепетным ожиданием чуда, игрой воображения, романтикой добра и зла и вечным стремлением к идеалу. Интерес к театру у композитора возник, по-видимому, вместе с увлечением музыкой в годы детства, когда в гостеприимный дом Артамоновых в Новочеркасске приезжал дядя мамы Алексея Павловича Пётр Петрович Фигурнов, баритон Большого театра, друживший с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой.
Обучаясь музыке, сначала под руководством мамы Ольги Михайловны — пиннистки, преподавателя фортепиано в Новочеркасском кадетском корпусе, — затем в исполнительских классах Русского музыкального общества, шестнадцатилетний паренёк продолжил образование в Ростове, в Музыкально-практическом институте (так тогда называли консерваторию). Среди его педагогов — профессор Н. 3. Хейфец, теоретик и композитор, ученик Н. А. Римского-Корсакова.
Первые сочинения юного композитора — фортепьянные пьесы, романсы, инструментальные ансамбли, две симфонические поэмы — несут на себе печать романтики послереволюционных перемен.
В центре культурных событий конца 20-х — начала 30-х гг. в Ростове — открытие новых театров: ТРАМа (театра рабочей молодёжи), театра Эстрады и миниатюр и драматического имени М. Горького. Эти годы открывают без малого тридцатилетний театральный период в жизни и творчестве Алексея Павловича Артамонова.
С 1936 по 1940 г. в театре драмы работает прославленная московская труппа под руководством Ю. В. Завадского. В золотой фонд отечественного театрального искусства вошли спектакли поставленные Завадским в Ростове: «Отелло», «Много шума из ничего», «Трактирщица» «Собака на сене», «Женитьба Фигаро», «Ревизор», «Горе от ума», «Маскарад», «Богдан Хмельницкий», «Тигран». На сцене блистали Мордвинов, Марецкая, Плятт, декорации к спектаклям создавали Сарьян, Пименов, Вучетич... Музыку к спектаклям писал главным дирижёр и художественный руководитель театра Артамонов.
«Работа с Ю. А. Завадским, — вспоминал Алексей Павлович, — многому научила меня. Взыскательный художник, он хорошо знал и чувствовал музыку. От меня он требовал не только полного слияния музыки с содержанием пьесы, но и создания музыкальных характеристик персонажей. Работать с ним было трудно, но чрезвычайно увлекательно».
Даже после возвращения труппы в Москву в театре Моссовета ещё долго шли спектакли с блистательной, остроумной и романтичной музыкой Артамонова.
Слава театрального композитора обеспечивала Алексею Павловичу постоянные заказы на музыку к спектаклям драматических театров Москвы, Ашхабада, Тбилиси, Орджоникидзе, Харькова, Горького, Кишинёва. Со временем сочинения Артамонова обрели вторую жизнь: в материал IV симфонии вошла музыка к пьесе «Фельдмаршал Кутузов», в самостоятельное симфоническое произведение превратилась увертюра к спектаклю «Отелло». «Тигран», «Маскарад» и «Гибель эскадры» преобразовались в оперы. Концертное исполнение лермонтовского «Маскарада» в зале имени Чайковского в Москве стало событием. Войдя в концертную программу I съезда композиторов России, музыка «Маскарада» транслировалась по Всесоюзному радио, драматические отрывки читал Николай Мордвинов.
С именем Артамонова связано не только становление донской театральной культуры, но и формирование инструментальных жанров — камерного ансамбля, сонаты и симфонии. «Казачью» симфонию — первую из тринадцати артамоновских — Шостакович назвал «талантливым истоком донского симфонизма». Самобытный дар композитора отмечал Свиридов.
Алексей Павлович в течение многих лет был дирижёром и художественным руководителем филармонического оркестра. В программы выступлений обязательно включалась музыка ростовских композиторов, в том числе его учеников. Преподавательская деятельность Артамонова в Ростовском училище искусств в течение трёх десятков лет — одна из самых трепетных и эмоциональных страниц его творчества. Одарённый, чуткий педагог, Алексей Павлович чувствовал индивидуальность каждого ученика, помогал ему понять и развить себя. Из класса Артамонова вышли и талантливые дирижёры, и музыковеды, и инструменталисты в том числе джазовой направленности, и, конечно же, одарённые композиторы. Среди воспитанников Алексея Павловича — ленинградец О. Хромушин, москвичи В. Дьяченко, В. Дружинин, С. Павленко и А. Бакши, ростовчане В. Красноскулов, А. Матевосян, Г. Гонтаренко и И. Левин.
Память о выдающемся музыканте и педагоге надолго пережила его самого. Именем Артамонова названа Детская школа искусств, в которой работают его ученики, звучит его музыка. В концертном зале развёрнуты стенды с материалами, переданными семьёй Алексея Павловича. Памяти Артамонова посвящен регулярно проводимый в городе конкурс юных композиторов — один из первых в России конкурсов детского творчества.
|