Хазизов В. С. Вся жизнь в музыке // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 28-30 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=381
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й
Музыкальная жизнь Дона
ВСЯ ЖИЗНЬ В МУЗЫКЕ
композитор Алексей Павлович Артамонов
Родители будущего композитора — Павел Алексеевич и Ольга Михайловна, приехавшие на Дон из Санкт-Петербурга, преподавали в Новочеркасском кадетском корпусе (отец — военное дело, мать — музыку). До 1919 года то же учебное заведение посещал юный Алексей.
Семья была очень музыкальной. Отец не только пел, но и владел скрипкой и фисгармонией. Мать играла на фортепьяно и виолончели. У Артамоновых часто собирались местные музыканты и любители музыки. Звучали песни, романсы, фортепьянные пьесы. Постоянное музицирование в доме, раннее знакомство с произведениями русской и западноевропейской классики создали благоприятную атмосферу для развития музыкального дарования Алексея. С ранних лет он включается в музыкальную жизнь семьи, занимается с матерью на фортепьяно (к десяти годам играет с ней в четыре руки симфонии Бетховена), увлекается фортепьянной музыкой Грига, Чайковского, Рахманинова.
В 1917 году Алексей Артамонов поступил учиться в Новочеркасские музыкальные классы Русского музыкального общества (по классу фортепьяно к Е. Г. Круссеру), но учеба была прервана гражданской войной. Лишь после установления советской власти в Новочеркасске (1920 год), музыкальное образование было продолжено. Алексей брал уроки у преподавателя В. И. Бунимовича. Надо сказать, что во время наступления Красной армии на Дон, отец (бывший полковник царской армии) был вынужден отступить с кадетским корпусом. Впоследствии он разделил трагическую участь многих, покинувших Россию. Новороссийск, Турция — успокоение нашел в далеком Египте. Мать с двумя детьми осталась без средств к существованию. Но благодаря музыке семья Артамоновых выжила в это трудное время. Ольга Михайловна по-прежнему преподавала музыку, а Алексей, пополняя бюджет семьи, работал концертмейстером.
Особый след в душе Алексея оставило пребывание в Новочеркасске в 1918-1921 годы дяди матери — Петра Петровича Фигурова. Известный певец-баритон, артист Большого театра, он не раз выступал вместе с Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой. Дядя рассказывал Алеше о незабываемых встречах, знакомил его с прекрасными образцами оперной классики и заразил любовью к музыкальному театру. Талантливому юноше уже стали тесными музыкальные классы, и в 1922 году семья переезжает в Ростов. Алексей Артамонов поступает в Ростовский музыкально-педагогический институт. Директором и преподавателем института был Михаил Фабианович Гнесин, отличный преподаватель и прекрасный человек. У него молодой Артамонов учился с 1922 по 1927 год. Лекции по эстетике читала Мариэтта Шагинян. В институте преподавали — Н. Сперанский, А. Каменский, Л. Образцов, И. Зелихман. Теорию и композицию вел Н. Хейфец. К нему в класс и поступил А. Артамонов. По классу фортепьяно Алексей занимался у профессора В. Шауба.
С 1925 по 1934 год А. П. Артамонов преподает специальное фортепьяно, фортепьяный ансамбль и теоретические предметы в музыкальной школе им. М. Ф. Гнесина. Там же ему приглянулась юная ученица Женечка Боборыкина, которая вскоре стала и любовью и женой на всю жизнь.
А. Артамонов пробует свои силы в фортепьянных произведениях, пишет романсы. Большой след в его творчестве оставил А. Н. Скрябин. Под его влиянием появляются две симфонические поэмы, а в 60-х годах Артамонов возвращается к седьмой и восьмой симфониям, к А. Скрябину. Потом будет «Левый марш» на стихи В. Маяковского, шестая симфония «Посвящение Октябрю» (1967) и другие произведения.
С середины 30-х годов начинается так называемый театральный период в творчестве А. Артамонова. В 1936 году он поступает в театр им. М. Горького, где начала работать столичная труппа под руководством Ю. Завадского. «Работа с Ю. А. Завадским, — рассказывал впоследствии Артамонов, — многому меня научила. Взыскательный художник, он хорошо знал и тонко чувствовал музыку. От меня он требовал не только полного слияния музыки с содержанием пьесы, но и создания музыкальной характеристики персонажей. Работать с ним было порой трудно, но чрезвычайно увлекательно».
В театре им. Горького Алексей Павлович много пишет, здесь раскрывается его талант театрального композитора. Позднее он стал дирижером и музыкальным руководителем театра. Более тридцати спектаклей было поставлено в эти годы с музыкой А. П. Артамонова, среди них такие шедевры мировой драматургии, как «Отелло» Шекспира, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера, «Вишневый сад» Чехова и др. Первыми музыкальными работами Артамонова по произведениям современной советской драматургии были: «Хлеб» В. Киршона, «Интервенция» Л. Славина, «Мятеж» Д. Фурманова, «Гибель эскадры» и «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Человек с ружьем» Н. Погодина. На сцене театра им. М. Горького был поставлен и спектакль местного автора Ф. Готьяна «Тигран» (оформление спектакля — художник М. Сарьян, музыка А. Артамонова). Композитор удачно передал национальный армянский колорит пьесы, приподнятый романтический настрой ее, сочетание поэтической лирики и драматического накала.
Музыка к комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы» создает атмосферу яркого света, неистового веселья, стремительной динамики и праздничности. Не случайно, когда Ю. Завадский в 1940 году, переехав в Москву, поставил в театре Моссовета «Хозяйку гостиницы» он использовал музыку Артамонова. Более десяти лет не сходил со сцены этот спектакль. Исполнительница роли Мирандолины Вера Марецкая писала: «... когда я приходила на спектакль вялая, это исчезало по мере погружения в атмосферу роли и звуков прелестной музыки, написанной композитором Артамоновым». Популярность А. П. Артамонова как театрального композитора росла. К его музыке стали обращаться театры Москвы, Ашхабада, Тбилиси, Орджоникидзе, Пскова, Таганрога, Кишинева и других городов. Но, несмотря на популярность, в прессе стали появляться упреки, что, начав свой творческий путь как симфонист, Алексей Павлович ограничил себя исключительно театральной музыкой. Это было не совсем верно, композитор накапливал свой творческий потенциал, и работа в театре была для этого великолепной школой. Так, четвертая симфония создавалась из музыки к пьесе «Фельдмаршал Кутузов», увертюра к «Отелло» стала симфоническим произведением. Первые оперы «Тигран» и «Гибель эскадры» выросли из музыки к одноименным пьесам.
В 1939 году был создан Ростовский союз композиторов, в который вошли: А. Артамонов, Н. Гольм-Серебряный, П. Гутин, Я. Друскин, Г. Капанаков и др. Это способствовало расширению творческих интересов композитора. Созданная им в 1940 году «Казачья» симфония вскоре была исполнена в Ростове. А потом уже Москва слушала оперу «Тигран». Успех этих сочинений вдохновлял композитора, у него зрели замыслы новых крупных произведений. Но, к сожалению, грянула новая война, симфонический оркестр и коллектив театра им. М. Горького эвакуировались. Алексей Павлович остался в Ростове: здесь был организован Театр эстрады и миниатюр, где композитор и стал работать музыкальным руководителем. Вместе с театром он неоднократно выезжал на передовую линию фронта и на гастроли в города Поволжья и республик Северного Кавказа, а затем эвакуировался в г. Чапаевск Куйбышевской области. Возвратившись в Ростов в июне 1943 года, А. Артамонов до 1949 года продолжает работать в Театре эстрады и миниатюр (впоследствии преобразован в Театр комедии). С 1949 по 1958 год он работает заведующим музыкальной частью, дирижером и композитором в драмтеатре им. М. Горького, а с 1958 по 1966 год — дирижером и художественным руководителем Ростовской филармонии. В эти годы Алексей Павлович создает вторую и четвертую симфонии, им написаны оперетты — «Третий лишний» и «Это она». Возвратясь в театр М. Горького, он вновь посвящает себя музыке к драматическим спектаклям. Так на сцене появляется «Маскарад» М. Лермонтова и «Учитель танцев» Лопе де Вега с музыкой Алексея Артамонова. Судьбу «Маскарада» можно назвать счастливой. В 1957 году ее ставит Харьковский академический театр оперы и балета им. Н. Лысенко. Только в течение зимнего сезона оперу показывали 16 раз, а на фестивале «Театральная весна» спектакль получил диплом первой степени. В 1959 году к опере обращается Горьковский театр оперы и балета. В концертном исполнении картины из «Маскарада» прозвучали в Москве в зале им. П. И. Чайковского на первом съезде композиторов РСФСР.
В 50-60-е годы особенно активно разворачивается общественно-музыкальная, педагогическая, дирижерская деятельность Артамонова. С 1955 года он ведет класс сочинения в Ростовском училище искусств, растит кадры молодых композиторов — многие из них впоследствии стали членами Союза композиторов СССР (Аракс Матевосян, Владимир Дружинин, Олег Хромушин, Владимир Красноскулов, Галина Гонтаренко и др.). В 1953 году Алексей Артамонов избирается председателем правления Ростовской композиторской организации, а с 1960 года — секретарем Союза композиторов РСФСР и членом правления Союза композиторов СССР. На протяжении 20 лет он руководил Союзом композиторов Ростовской области.
Седьмая, восьмая и девятая симфонии — непрограммные произведения композитора. Многое роднит эти сочинения и прежде всего — стремление решить масштабные по своей идейно-образной направленности трактовки на основе взаимодействия трех планов: лирики, драмы, героики. Исполненная в Москве, на III съезде композиторов РСФСР (1973 г.), Седьмая симфония привлекла к себе внимание. А Г. Свиридов выделил ее в числе наиболее интересных работ в области симфонической музыки, созданных за последние годы.
Наряду с творческой деятельностью, воспитанием молодой смены, А. П. Артамонов занимается общественной работой: с 1957 года он — член президиума Областного комитета защиты мира; в 1957-1959 годы — депутат райсовета депутатов трудящихся Пролетарского района города Ростова.
В 1957 году за заслуги в области театрального искусства Алексею Павловичу Артамонову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1967 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1986 году (в связи с 80-летием) композитор получил второй орден Трудового Красного Знамени.
Оглядываясь на пройденный путь композитора и гражданина, можно с уверенностью сказать, что А. П. Артамонов прожил достойную жизнь. Многочисленные его ученики живут и трудятся сегодня на необъятных просторах нашей родины. Многие из них с гордостью говорят: «Я учился у Алексея Павловича Артамонова». Он был чутким и внимательным к своим ученикам, и они платили ему тем же. Алексей Павлович был хорошим семьянином, вместе с женой Евгенией Александровной они вырастили и воспитали двоих детей. Старший сын Павел стал инженером кораблестроителем, поет в церковном хоре. Дочь Татьяна, окончив Харьковскую консерваторию, посвятила себя преподавательской работе. Ее муж — композитор В. Ф. Красноскулов — профессор Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. Их сын Алексей Красноскулов, лауреат конкурса им. Баха в Германии, кандидат искусствоведения, преподает в Ростовском училище искусств. Преемственность поколений продолжается.
Алексей Павлович Артамонов умер 22 мая 1994 года. Его именем названа ростовская музыкальная школа № 9. Здесь часто звучит прекрасная музыка композитора.
ЛИТЕРАТУРА
- Цукер А. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. — Ростов н/Д, 1981. — Вып. 1. — С. 4-42.
- Архив композитора А. П. Артамонова // ГАРО Личный фонд. Р-4371.
|