Т. И. КУЛИНИЧ
ДУХ ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ
женский ансамбль «Орфеон» из хутора Старозолотовского Константиновского района Ростовской области
Глубокий смысл заложен в этой, на первый взгляд, простейшей фразе. Ею я рискну объяснить тот факт, что в любом селеньице, даже в захолустье, духовность может достичь невиданных высот.
Оргкомитет V Международного конкурса-фестиваля хоров и ансамблей «Северное бельканто», проходившего в Санкт-Петербурге летом 2015 года, обнародовал в Интернете итоги: гран-при присуждён женскому ансамблю «Орфеон» (руководитель Ирина Скляренко, концертмейстер о. Сергий Скляренко) из хутора Старозолотовского Константиновского района Ростовской области. За профессиональное мастерство, и за популяризацию редко исполняемых произведений.
Чтобы послушать этот уникальный коллектив, мы в феврале 2016 года отправились в Ростов-на-Дону, где «Орфеон» пел в Донской публичной библиотеке. Это была встреча в клубе «Донской краевед».
А в начале было слово: председатель регионального отделения Союза краеведов России Лариса Александровна Штавдакер вспомнила, как осенью прошлого года участники Константиновских краеведческих чтений посетили церковь Иконы Пресвятой Богородицы «Остробрамская» в Старозолотовском. Там «Орфеон» впервые исполнил духовную музыку для своих земляков. В Ростов же съехались краеведы из всей области. Поэтому им показали видеофильм о хуторе, где старожилы вспоминают былое.
…Первое упоминание о церкви в станице Золотовской датируется 1763 годом. На месте обветшавшей возвели новую, во имя Архистратига Михаила. В 1817 году её сменила более вместительная: число жителей увеличилось. Но 2 июня 1884 года церковь сгорела. Казаки быстро восстановили её, поставив на каменный фундамент. Закрыли церковь в 1938-м, а батюшку Николая арестовали.
В 1941-м хуторскую святыню разобрали, а из её брёвен построили Бронницкую переправу для военной техники. Во время боевых действий фашисты этот объект взорвали.
В конце 1890-х возобновилась духовная жизнь на Дону. На правобережье, где остался хутор (он ныне входит в Константиновское городское поселение), казаки установили и освятили крест. При внимательном изучении истории можно установить, что и у хутора и станицы Новозолотовской Семикаракорского района общее начало: станица Золотовская, менявшая своё местоположение. Место живописное, оно привлекает приезжих из больших городов.
«Среди дачников оказалась благочестивая семья Узденовых из Ростова – Али Мусаевич и Ирина Владимировна, – рассказывает настоятель отец Сергий. – Горячее желание возродить духовную жизнь в этом райском уголке побудило их построить храм в честь иконы, издавна почитаемой разными народами и покровительствующей смешанным бракам. По благословению правившего в то время архиерея архиепископа Ростовского и Новочеркасского (ныне митрополит Ярославский) Пантелеимона был заложен 12 августа 2004 года этот домовой храм.
Он строился на пожертвования семьи Узденовых и многих других благочестивых христиан. Настенные фрески, иконы, иконостас с большой любовью выполнялись современными донскими иконописцами. В 2011 году, 6 июля, храм освятил архиепископ Пантелеимон. А в 2012 году Устав прихода утвердил уже епископ Волгодонский и Сальский Корнилий».
Вот в таком тихом месте и появился замечательный певческий ансамбль, покоривший своим мастерством северную столицу России. Появился, конечно, не вдруг и не сразу стал исполнять на профессиональном уровне редкие произведения. Тут тоже есть своя история и… свой историк.
…Во встрече с краеведами принимала участие кандидат исторических наук, научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук Алла Валерьевна Шадрина. История церквей донского края – предмет её исследований. Тема защищённой диссертации – «Приходское духовенство донской епархии второй половины XIX – начала XX веков».
У Аллы Валерьевны три высших образования: она историк, бакалавр религиоведения и... дирижёр академического хора. А истоки её увлечений (и профессий) – Константиновский храм Покрова Пресвятой Богородицы. Будучи студенткой, приезжала в Константиновск к бабушкам на каникулы и пела в хоре. Подружилась с пономарём иноком Зосимой (Бровковым) (потом он ушёл в монастырь). А на встречу с квартетом «Орфеон» она не прийти не могла: в этом коллективе как раз те исполнители, которые и составляли некогда костяк бывшего хора. Как они поют! Описать звучание голосов, естественно, практически невозможно. Можно описать реакцию слушателей: не отрывая от певцов заворожённых глаз, люди словно окунулись в иной мир – чистый, светлый, тёплый. На глазах у многих – слёзы, которые никто не пытался скрывать. Звуки, льющиеся будто с небес, изменяют слушателей даже внешне, ведь они адресованы к их душам… В песнопениях этих славятся не только Спаситель, Богородица или святые. В них и молитвы о родной земле, о её заступниках, в них – и обращение к верующим с призывом о покаянии.
Важнейшая отличительная черта духовной музыки – молитвенность. Это порождает в душе мысли о добре, любви, гармонии. Истоки её – в глубокой древности. А в обозримом прошлом пробовали свои силы в церковном песнотворчестве М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Кастальский, П. Чесноков, М. Ипполитов-Иванов… Одним из первых к богослужебным текстам Всенощного бдения и Божественной литургии обратился Пётр Ильич Чайковский, создавший в 1879 и 1882 годах музыкальные циклы. По этому поводу он сделал запись в дневнике: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу дать мне смирение и любовь... А главное – мне сладко говорить Ему: Господи! Да будет воля Твоя, ибо знаю, что воля Его – святая...»
Всё, что касается истории духовной музыки, близко и дорого певицам «Орфеона». Все они – профессионалы. Руководитель Ирина Ивановна Скляренко по образованию хоровой дирижёр; Татьяна Иванова преподает музыку в Константиновском педколледже, Елена Коломоец и Лариса Веретенникова ведут хор и вокал в Константиновской детской школе искусств. Если произведение исполняется не а капелла, а в сопровождении, то квартету аккомпанируют сам о. Сергий (прежде чем поступить в духовную семинарию, он окончил народное отделение Ростовского училища искусств) и о. Георгий (многие семикаракорцы помнят его как Юрия Таишева – барда; сейчас он служит в церкви станицы Задоно-Кагальницкой). Они как исполнители уже тридцать лет вместе. Начинали в том самом церковном хоре при храме Покрова, когда руководил им регент из Ростова С. Соколовский. Позже в коллектив пришла Ирина Скляренко: её муж, отец Сергий, был прислан служить в храм станицы Нижнекундрюченской, потом переведён в Семикаракорский Свято-Троицкий. Жила же семья Скляренко (как и теперь) в Константиновске.
Cправа налево: Татьяна Иванова, Елена Конюхова, Ирина Скляренко, Лариса Веретенникова, о. Сергий Скляренко на сцене кинозала Донской публичной библиотеки.
В феврале, когда «Орфеон» пел для краеведов Дона, у о. Сергия был день рождения. Вручение букета сопровождалось исполнением «Многая лета», отчего в зале ещё больше «потеплело»; благодарные слушатели присоединились к поздравлениям. Сюрпризом для о. Сергия стал неожиданный выход на сцену его учителя, заслуженного артиста России Александра Петровича Колонтаева. Профессионал такого уровня тоже был удивлён уникальным сочетанием духовной музыки и народных инструментов. И по его мнению, «Орфеон» достоин того, чтобы давать концерты на сцене областной филармонии.
На земле есть уголки, которые становятся местом притяжения для многих. На первый взгляд обыкновенные, но, видимо, благословенные. В Старозолотовскую влюбились когда-то уроженка Санкт-Петербурга Ирина Узденова и её супруг, уроженец Кисловодска. Отец Сергий, кстати, тоже по рождению ростовчанин. А его коллега протоиерей Валерий Волощук так сказал на этой встрече: «Я один раз был на службе в Старозолотовском храме и не могу забыть свои ощущения: звучат голоса певчих, в окошке храма видны середина Дона и чудные, в тот момент золотые, облака... От этого кажется, что храм – это корабль, который несёт молящихся по небу. На душе благодатно и высоко...»
Побывать в этом удивительном месте довольно просто. От Семикаракорска (через Константиновск) минут сорок езды. А может быть, у Новозолотовской просто через Дон на лодке переправиться? Кстати, есть прекрасный повод для поездки: в Троицын день здесь ежегодно проводится фестиваль народного творчества «Золотовские купола». К участию приглашают самодеятельных певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, композиторов. И, конечно, просто зрителей.
На таких фестивалях обязательно выступают дети, которые учатся в воскресной школе и православном эстетическом центре, созданном при храме. Основы православной культуры ребятишки начинают постигать с пятилетнего возраста. Более взрослые учатся петь, играть на струнных инструментах: отец Сергий даёт бесплатные уроки. В этом же Центре дети вместе с родителями смотрят кино, отмечают православные и светские праздники: День матери, День защитников Отечества или День Победы, например. В студии духовно-эстетического воспитания занимаются дети местных жителей и жителей Константиновска.
…На экране – снова виды Старозолотовской, фрагменты Богослужения, записи празднований, кадры фестивальных выступлений. И лица старожилов, переживших трагедию уничтожения хуторского храма и успевших под конец своей жизни испытать радость возрождения веры на родной земле. «Приехали танкетки, зацепили крест на куполе, потянули, и он упал, – рассказывает старушка. – Но он не просто упал, а ушёл в землю на всю свою высоту... Может, и сейчас там. Так что земелька наша, можно сказать, святая...»
Об этом и поёт «Орфеон». И да услышат эту музыку сердца и души современников!
|